Смекни!
smekni.com

Политология 5 (стр. 2 из 23)

1) философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политическою, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории ;

2) политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;

3) политические институты, политический процесс , политическое поведение и т.д.

Однако эти блоки не соподчинены, а равнозначны между собой, поскольку идейно-теоретические основания политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее, в свою очередь, без конкретных политических институтов.

Перечисленные политические феномены интересуют ученого политолога прежде всего с точки зрения их состояния в данный момент. Он выясняет их структуру, составные элементы, функции, условия функционирования, их соотношение и взаимодействие. Но такой их анализ был бы односторонним и не полным без учета общего исторического фона, на котором они существуют, их идейно-теоретической и социально-философской подоплеки. Исходя из этого, политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, теоретический и эмпирический . Соответственно политологическая наука изучает историю политических учений и традиций, политических систем, идейно политических воззрений и течений; теорию политики; конкретные механизмы принятия решений и реализации властных функций и т.д.

Главными объектами исследования политологии являются государство , власть и властные отношения , составляющие своеобразный стержень политического. Они имеют много аспектов - экономический, социальный, культурный и т. д., поэтому изучаются разными науками - экономической, социологической, культурологической и т. д. Государство, кроме того, исследует государствоведческая, а право - правоведческая дисциплины, анализирующие прежде всего юридические и правовые аспекты их функционирования. Политологическая наука подходит к исследованию государства и властных отношений прежде всего как институтов политической организации общества, имеющих своей главной целью реализацию всеобщего интереса. Однако государство и власть как феномены мира политического неизбежно соприкасаются с более широкой областью социальных явлений, в частности с социально-экономическими, культурными, национальными, религиозными и другими факторами жизни общества, составляющими в совокупности социальные основы политики, поэтому и они должны быть включены в предмет исследований политологии, точнее, в тот ее раздел, который так и называется - " социальные основы (аспекты) политики ".

Помимо государства и власти, политологию интересуют партии и партийные системы, механизмы представительства, избирательные системы, политические организации, разного рода заинтересованные группы, средства массовой информации и т. д., т. е. то "промежуточное пространство" между гражданским обществом и миром политического, речь о котором шла ранее. Но в отличие от политической социологии, или социологии политики, политологию интересует именно то, как, какими политическими средствами, за счет каких политических механизмов они добиваются реализации своих экономических, социальных и прочих интересов.

Политология изучает государство не только как субъекта политики, носителя власти и властных отношений в рамках одной страны, но и как носители государственного суверенитета на международной арене, одного из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Проблемы мирового сообщества и всего комплекса международных отношений составляют предмет исследования нескольких дисциплин - истории, правоведения, истории дипломатии, социологии, отчасти философии. Значительное внимание этим проблемам традиционно уделяется и в политологической науке, которая исследует закономерности, основные нормы и особенности взаимодействия государств в современных условиях, механизмы принятия решений, роль и функции важнейших международных политических и правовых институтов при разрешении международных конфликтов и поиске консенсуса (согласия) между государствами; деятельность региональных и всемирных организаций как важных звеньев системы жизнедеятельности мирового сообщества. Данный круг проблем составляет еще один раздел политологии, а именно" международные аспекты политики ".

Мир политического непосредственно связан со сферой идеологии, которая "одухотворяет", "озвучивает" институциональные отношения между людьми, объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Фактически политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идейно-политических течений и направлений; иначе говоря, мир политического имеет идеологическое, или идейно-политическое, измерение. Поэтому политология исследует соотношение политики и идеологии, важнейшие идейно-политические учения, их историю, влияние на политику, а раздел политологии, в котором рассматриваются эти проблемы, можно обозначить как " идеологические аспекты политики ".

Как и другие области обществознания, политология имеет свое мировоззренческое обоснование, поскольку в той или иной форме она тоже затрагивает такие вечные вопросы, как место и роль человека в общественном и природном мире, смысл и значение материальной и духовной сторон человеческого - индивидуального и коллективного - бытия и т. и. Тем самым она связана с общефилософской (мировоззренческой) проблематикой, а раздел политологии, в котором исследуются данные феномены, можно обозначить как " философские мировоззренческие аспекты политики", или "политическая философия ". В определенном смысле можно утверждать, что сама политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что отражается в различных идейно-политических течениях - либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократии и т. д.

Для политической философии социальная реальность служит источником размышлений о принципах общественного порядка, социальной справедливости, свободы, равенства и т. д., что непременно "выводит" ее на проблемы связанные с сущностью власти и властных отношений, на государство, его предназначение и цели, побуждая обосновывать определенный политический порядок. Одна из целей политической философии - выяснить, насколько отвечают истине, т. е. объективной необходимости, общепризнанные политические ценности. Для того чтобы достичь этой цели, она всегда ставит под сомнение господствующие концепции политического порядка, стремясь определить некую магистральную линию политического развития.

В качестве самостоятельного раздела (аспекта) политологии выступает политическая психология , или " психологические аспекты политики и политических отношений ". Предметом изучения здесь служат установки, ориентации, убеждения, ожидания, мотивации, проявляющиеся в политическом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода используются при изучении общественного мнения, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества, электорального поведения, политических установок т. д.

Основателем политической психологии считается Г. Ласуэлл, который в 1930 г. опубликовал книгу "Психология и политика", а в 1950 г. в соавторстве с А. Капланом - "Власть и общество". Особенно сильный толчок развитию политической психологии дала развернувшаяся после второй мировой войны "бихевиористская революция".

В качестве специфического раздела политологии западные ученые выделяют также политическую антропологию , изучающую институты управления и их практические функции у различных этнических сообществ, характерных для развивающихся стран и примитивных обществ (преимущественно незападных), связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества; дающую сравнительный анализ разнообразных политических систем и выявляющую этнические факторы в политическом поведении людей.

Итак, предметом политологии в общей сложности являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система , государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура в их всесторонней взаимосвязи и взаимодействии, а также история политических учений . Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией. государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, располагается как бы в точке их пересечения и по существу представляет собой междисциплинарную науку.

Политологам приходится конкурировать за сферу интересов с философами, социологами, историками, претендующими на право заниматься изучением политики. Большой интерес представляет вопрос о соотношении политологии и истории. К примеру, чем политология отличается от истории? Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел - политическая история, которая изучает мир политического в прошлом. На заре формирования политологии английский историк К. Фримен писал: "история - это прошлая политика и политика - это теперешняя история". Очевидно, что какие-то аспекты политики в прошлом интересуют и политолога. Симптоматично, что в настоящее время в США эти две науки, которые уже давно утвердились как самостоятельные дисциплины, преподаются на объединенных кафедрах.