Смекни!
smekni.com

Иерархизм – неотъемлемая часть совместной деятельности людей (стр. 3 из 3)

Пирамидальность власти как единственно возможную ее структуру издревле обосновывали многие крупнейшие ученые и философы. Например, идеи древнекитайского философа Конфуция об устойчивости жизни в государстве, ставшие затем на многие века государственной доктриной, строились именно на этом (“император должен быть императором, министр – министром, землепашец – землепашцем, отец – отцом, сын – сыном”). Стержнем учения Конфуция о государстве была мысль: поскольку иерархизма (многоэтажности) государственной структуры избежать невозможно, необходимо обеспечить нормальную жизнь всех этажей общества, никоим образом не осуждая само существование “этажей”. Другого пути построения стабильного и сильного общества, как считалось, нет.

Но как ни труден путь строительства механизма власти “по науке”, а не по усмотрению одного лица, цивилизованное человечество пришло и приходит к пониманию того, что другого пути нет. Старое “иерархическое” мышление, на котором стояла и строилась вся история человеческого общества и которое проверено практически и обосновано теоретически, требует пересмотра. Человечество сегодня доросло до осуждения и отрицания жесткой политической иерархии, несмотря на то, что эта иерархия имеет положительные стороны. Такое осуждение многим и сегодня кажется необоснованным, [c.24] несправедливым и легковесным. Действительно, та испокон веков сложившаяся иерархическая структура общества, которая сформировала государства и народы, благодаря которой мы стали теми, кто мы есть, вдруг по чьему-то мнению оказывается негодной и ею недовольны. (Так и хочется о недовольных сказать: враги государства и народа.)

Современное человечество пришло к пониманию того, что достойной целью прогресса является забота не только о государстве, но и о каждом человеке. Поэтому иерархическую систему как “государство для одного человека” с современных позиций необходимо осуждать о принципе. Осуждать абсолютную иерархию (или, что то же самое, абсолютную монархию) было невозможно в далеком прошлом, например в средние века. “Своя” сильная монархия спасала народ от иноземного порабощения, голодной смерти, давала возможность выжить. Осуждать жесткую иерархию власти человечество стало лишь тогда, когда появилась возможность думать не о хлебе насущном и о возможности выжить, а о чем-то большем и, наконец, о свободе каждого человека. Это последнее желание человека наиболее крамольно и несовместимо с иерархической, структурой. Оно было главным источником осуждения иерархии и требования ее слома. [c.25]