Смекни!
smekni.com

Вооруженные силы Республики Узбекистан (стр. 2 из 12)

Подготовка военных кадров осуществляется также на базах зарубежных учебных центров и при участии иностранных специалистов. Особенно большое участие иностранные специалисты принимают в подготовке подразделений специального назначения. С конца 90-х годов в этих целях были приглашены инструкторы из США. В 2000 году, в ходе создания Антитеррористического центра СНГ, когда предполагалось, что спецслужбы и подразделения специального назначения Узбекистана будут участвовать в его деятельности, они проходили подготовку с участием сотрудников российского подразделения «Альфа». В июне 2002-го появились сведения, что помощь в подготовке спецподразделений Узбекистану окажут Турция и Великобритания, а офицеры спецназа страны уже проходят подготовку в учебных центрах НАТО в Италии и Германии.

Военно-экономическое обеспечение

Оборонный бюджет Республики Узбекистан формируется с учетом экономических возможностей страны и реальных потребностей и исходит из принципа соответствия уровня военно-экономического обеспечения потребностям безопасности страны в военной сфере. Расходы Республики Узбекистан на оборону постоянно возрастают и составили в 2001 году 1,8 млрд. долл. (при бюджете 207 млн. долл.), то есть 2,6 проц. ВВП. По сравнению с 2000-м расходы на оборону увеличились на 2,8 проц. На 2002 год бюджетом предусмотрены оборонные расходы в 106 млн. долл.

В обеспечении военной безопасности Узбекистана существенное значение имеет фрагментарность его военно-промышленной базы и ее несоответствие потребностям обороны. Промышленные предприятия, производящие продукцию военного назначения, являлись частью различных компонентов военно-промышленного комплекса СССР, зависели от партнеров за пределами республики и не были взаимосвязаны между собой. Самостоятельно производить вооружение и военную технику в большинстве случаев они не в состоянии. В связи с этим техническая оснащенность Вооруженных сил Узбекистана находится в полной зависимости от других государств.

Международное военное и военно-техническое сотрудничество

Партнерские отношения в области обеспечения военной безопасности Узбекистан имеет со странами, входящими в Центрально-Азиатский региональный комплекс безопасности. Он принимает участие в таких международных структурах, имеющих военно-политическую составляющую, как СНГ, Шанхайская организация сотрудничества и Программа НАТО «Партнерство ради мира». На двустороннем уровне наиболее значимы отношения Узбекистана с Россией и США.

СНГ. В 1999 году Узбекистан отказался продлить свое участие в Договоре о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, мотивируя это его неэффективностью.

Специфичную позицию Узбекистан занимает в работе созданного в июне 2000 года Антитеррористического центра СНГ, предназначенного для координации взаимодействия органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Узбекистан участвует в проводимых Центром учениях (например, «Юг-Антитеррор-2001»), в то же время не принимая участия в его финансировании и в работе оперативной группы Центра в Бишкеке.

Особая позиция у Узбекистана и по отношению к Координационному комитету по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств–участников СНГ. Из всех коллективных структур Содружества этот орган считается наиболее действенным. Начиная с 1995 года почти ежегодно проводятся учения и командно-штабные тренировки сил и средств ПВО стран СНГ. В 2001-м Узбекистан действовал на командно-штабных тренировках на двусторонней основе, не участвуя в боевых стрельбах в рамках учения «Боевое содружество-2001».

Шанхайская организация сотрудничества. Участие в работе Шанхайской организации сотрудничества позволяет Узбекистану активизировать свою региональную политику, снять с себя обвинение в отказе от участия в коллективных системах безопасности в регионе, а также осуществлять не только маневрирование между интересами России и Китая, но и хотя бы косвенный контроль и влияние на их политику в регионе. Участие в организации сразу двух региональных держав позволяет снять риск, что форум будет проводить интересы и обеспечивать доминирование в регионе какого-нибудь внерегионального центра силы.

НАТО. Сотрудничество Узбекистана с НАТО осуществляется через Программу «Партнерство ради мира» (ПРМ) и на двусторонней основе. Узбекистан является участником ПРМ с 1994 года, а с 1995-го принимает активное участие в международных миротворческих учениях, проводимых в рамках ПРМ. Также в рамках ПРМ отдельные подразделения Вооруженных сил Узбекистана проходят подготовку в США, Германии и Норвегии. Американские и немецкие военные инструкторы оказывают помощь в строительстве Вооруженных сил республики. В Турции, США и ФРГ готовятся офицерские кадры.

До октября 2001 года деятельность НАТО в Узбекистане, как и в Центральной Азии в целом, ограничивалась вопросами нераспространения, сбором разведданных о политике безопасности Узбекистана, информированием о стратегии НАТО и воплощением в жизнь принципов поддержания мира в регионах, куда НАТО не заинтересовано посылать свои войска. Сотрудничество также касалось невоенных вопросов, таких как стихийные бедствия и защита окружающей среды.

После начала военной операции США в Афганистане страны–участницы НАТО начали подготовку ряда проектов по оказанию Узбекистану помощи в военно-технической сфере. Основное внимание при этом уделяется борьбе с терроризмом и распространением наркотиков, подготовке подразделений сил специальных операций, поисково-разведывательных и горных подразделений. В марте 2002 года был подписан Меморандум о военном и военно-техническом сотрудничестве с Турцией, в июне – Соглашение о военном сотрудничестве с Польшей. Активно развивается взаимодействие с ФРГ. Бундесвер использует аэродром «Кокайды» для обеспечения миротворческого контингента InternationalSecurityAssistanceForce в Афганистане. В настоящее время в Термезе находятся 163 военнослужащих из Германии.

Россия. До 1999 года отношения между двумя государствами во многом определялись процессами внутри СНГ и их позицией по вопросам урегулирования в Таджикистане. Ташкент достаточно жестко реагировал на любое усиление позиций России в этой стране. Однако активизация в 1999–2000 годах действий незаконных вооруженных формирований на границах между Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном способствовала усилению военно-политической роли России в Центральной Азии, а также изменению позиции Узбекистана.

Ташкент не ставит под сомнение необходимость развития отношений с Россией, однако при этом делает ставку исключительно на двусторонние отношения, отказываясь от участия в региональном многостороннем сотрудничестве. Правда, и в отношениях с Москвой Ташкент занимает «особую позицию».

В феврале 1999 года Узбекистан принял решение о выходе из Договора о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, однако уже осенью, после визита В. Путина в Ташкент, с Россией был подписан Договор о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях.

Летом 2000-го, на саммите глав государств–участников СНГ президент Узбекистана И. Каримов заявил, что необходимо всем «открыто признать долгосрочные интересы России в этом регионе» и призвал Россию уделять больше внимания Центральной Азии. А 25 сентября 2000 года И. Каримов в интервью газете «Время новостей» обвинил российские средства массовой информации в стремлении «...создать неуверенность и панику в Центральной Азии и, главное, показать беспомощность Кыргызстана, Узбекистана и, наверное, Таджикистана в попытках противостоять угрозам с севера Афганистана», представить вступление Узбекистана в Договор о коллективной безопасности как единственное спасение, «убедить общественное мнение в необходимости прихода сюда российских войск или создания российских баз». Секретарь Совета национальной безопасности М. Рахманкулов пошел еще дальше, заявив, что исламская угроза нагнетается искусственно, а «Исламское движение Узбекистана» – это жалкая кучка уголовников и отщепенцев.

В марте 2001 года между Москвой и Ташкентом были достигнуты договоренности о поставках из России артиллерийских систем, вертолетов (в том числе – Ка-50-2 «Черная акула»), средств ПВО и боеприпасов. Была также достигнута договоренность об увеличении квоты Узбекистана в российских военных вузах, особенно в летных училищах и академиях. А во время визита в Москву в мае 2001-го И. Каримов подчеркивает, что Россия – гарант безопасности и стабильности в Центральной Азии. Более того, в ходе этой встречи подписывается Договор о сотрудничестве по пограничным вопросам.

Что произошло в отношениях между Москвой и Ташкентом после 11 сентября, хорошо известно и в дополнительных комментариях не нуждается.

Помимо политических сложностей, в отношениях России и Узбекистана имеются и сложности технические. Например, задерживается реализация совместного производства военно-транспортных самолетов Ил-76МФ на базе Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова, а также отправка Узбекистаном на ремонт в Россию ЗРК С-200 и С-125, хотя контракты об этом уже подписаны.

США. В соответствии с программой международного военного образования и подготовки в 1995–2000 годах в США обучались 150 офицеров узбекской армии. В свою очередь, американские военнослужащие принимали участие в учениях на территории Узбекистана (например, «Баланс-2000»). США также оказывали содействие узбекским военнослужащим и пограничникам в приобретении военного снаряжения. Была создана постоянно действующая группа по военно-техническому сотрудничеству.