Смекни!
smekni.com

Шпора по истории политических и правовых учений (стр. 3 из 5)

ЖЖ. Руссо – крайн. лев. крыло просвет-лей. Работы: "Рассужд-я о происх-нии и причинах нерав-ва" и "Об общест. дог-ре". Причина нерав-ва – част. собс-сть. Изнач-но люди были равны. Ступени нерав-ва: имущ-ное, и нерав-во гос-тв (имущ-ное + полит). Богатые и бедные закл-т дог-рÞсозд-е гос-ва ради мира и справ-сти. След. ступень нерав-ва - при превращении власти в деспотию. Измен-ся пон-е рав-ва: все равны в своем бесправии по отнош-ю к деспоту. Народ имеет право на сопротив-е деспоту. Концепция нового общ-го дог-ра: единств. правитель - "объединенный народ", кажд. из отдавших все свои силы станов-ся неразд. частью целого. Сувер-т един. Народ - все уч-ки общ-ного соглаш-я. Чел-к как част. лицо и чел-к как гр-н различ-ся. Суверен не связан ничем. Он стоит выше закона. Общ-ное соглаш-еÞвласть над всеми его членами. Подчин-е суверену д. б. абсолютным. У индивидов нет никаких гарантий защиты своих прав. Сувер-т неотчуждаем и неотделим. Отвергал раздел-е властей и предст. форму власти. Народ имеет право не т/ко изменить форму правления, но и вообще расторгнуть соглаш-е, т.е. вернуть себе естес. свободу.

16. ППУ Платона

Идеал. гос-во по Платону ("Государство") максимально возможное воплощение мира идей в земной общ-полит. жизни. Трем началам души (разумному, яростному и вожделеющему) соотв-ют 3 начала гос-ва (совещательное, защитное и деловое). Они должны находиться в определенной иерархии: разум (философы) господ-т над ярост. началом (воинами), а вместе они господ-т над вожделеющим началом (ремесл-ками, землед-ми). Полис - это совместное поселение, обусловленное общими потреб-стями. Требуется разделение труда. Миф о том, что в людей разных сословий бог при создании бог добавил разные металлы: правят те, в кого добавлено золото; стражи (серебро); производители (железо или медь). Женщины уравнены в правах с мужчинами. Платон против крайностей богатства и бедности. Лучший тип гос. устр-ва – аристократическое. Пять форм государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) сменяются циклически, они соответствуют пяти видам душевного склада людей. Каждая форма гибнет из-за внутренних противоречий. Политика - это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Там, где нет сведущих правителей, должен главенствовать закон. Три вида правления (власть одного, власть немногих и демократия. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" (после идеального государства) государственный строй. 5040 граждан по жребию получают земельные участки во владение, участок переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества, граждане делятся на четыре класса. Запрещено владение серебром и золотом, ростовщичество, роскошь. Земледелием, ремеслами и торговлей занимаются неграждане (иностранцы и рабы).

Женщины равноправны с мужчинами. Политическими правами обладают только граждане. Во главе государства стоят 37 выборных правителей от 50 до 70 лет. Существуют также Совет из 360 членов и народное собрание. Надгосударственным органом является "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Но основная ставка делается не на власть правителей, а на детальные и суровые законы.

17. ППУ Аристотеля

Гос-во - продукт естес. развития. В этом отнош-и оно подобно семье и селению. Но гос-во - высш. форма общения. Чел-к по природе своей сущ-во полит-кое, и в гос-ве заверш-ся генезис полит. природы чел-ка. Однако не все люди, не все народ-сти достигли такого уровня разв-я. Форма гос-ва опред-ся числом власт-щих (один, немногие, больш-во). Разл-ся правил. и неправильн. формы гос-ва: в правильных правители заботятся об общем благе, а в неправ. - о личном. Правильн. формы - монархия, аристократия и полития, неправильн. - тирания, олигархия, демократия. Полития - такая форма гос-ва, при которой большинство правит в интересах общей пользы; все ост. формы - отклонение от этого идеала. Полития объединяет в себе лучш. св-ва олигархии и демократии, но свободна от их недостатков. В политии ср. элемент доминир-т во всем. Идеал. гос-во - это логич. построение. Нас-е такого гос-ва д.б. достаточным и легко обозримым. Гражд. прав не должны иметь ремесл-ки, матросы, торговцы. Предполаг-ся больш. число рабов. Тер-рия д.б. достаточной, хорошо ориентированной к морю и к материку. Земля дел-ся на 2 части: 1 нах-ся в общем польз-нии гос-ва, др. - в част. владении гр-н.

15. ППУ старших софистов

Период расцвета. Софисты не явл. единой школой. Старш. софисты (Протагор, Горгий и др.) придерж-сь в основном демократ. воззрений. Среди младш. софистов (Фрасимах, Калликл и др.) встреч-ся стор-ки и иных форм правления. Протагор считал чел-ка мерой всех вещей, и из этого делал вывод о справед-сти демократ. строя. Горгий писаные законы наз-т "стражами справед-сти", т.е. "божеств. и всеобщего закона". Справед-сть он ставит над законами. Естеств-прав. представ-я сущ-ли у Гиппия из Элиды и Антифонта. Антифонт считал, что естес. потреб-сти у всех одинаковые, а нерав-во происх-т из челов. законов; законы не всегда соотв-ют справед-сти. Младшие софисты отвергали нравств-сть политики. Фрасимах: справед-сть -то, что устраивает сильнейшего, облад-щего властью. Агригентский Þв отнош-х м/у людьми все равно нет справед-стиÞлучше самому творить несправед-сть, чем терпеть ее от др. Калликл: естес. положение - когда сильный повелевает слабым; критик-л демокр. законы и лежащий в их основе принцип равноправия гр-н. Ликофрон - стор-к догов. теории, отрицал нерав-во людей по природе.

35. Политические идеи тираноборцев

Идеи тираноборцев классово-истор. сутью были обращены в прошлое. Институты старой сословно-предст. сис-мы, слабо интегр-ное средневек. гос-во, уже пошатнувшийся церков. космополитизм п/вопоставлялся централизующейся полит. власти позднефеод. общ-ва, набиравшей силу единой нац. гос-сти, кот. в принципе выражали тогда прогрессивные тенденции соц. развития. Тираноборцы вели ярост. атаки п/в концентрации в руках монархов абсол. власти, когда появилось “Рассуждение о добровольном рабстве” Этьена Ла Боэси. Монархич. слой отвергался по причине его антиобщ., антигуман. природы. Была предпринята попытка ответить на 2 осн. вопроса: почему миллионы людей сами отказ-ся от свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удаётся достигать этого состояния и удерживать его. Э. Ла Боэси полагал: в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естес. присущую им свободу. Постепенно человеч. память забыла это зло; оно укоренилось и стало воспроизв-ся уже силой привычки. Чтобы удержать народ в добровольном рабстве, государи обзаводятся фаворитами, слугами, чиновниками.

30. ППУ в период централизации в Р.

Формир-ние и разв-е древнерус. полит-прав. идеологии проходило в усл-х стан-я феод. общ-ва и возник-е гос-сти, ослож-ных внеш. опас-тью. Развив-ся соц. п/воречия, во 2 ½ 11 – нач. 12 вв, необх-сть отраж-я внеш. угрозы со стороны кочев-в и упрочнения независ-ти гос-ва - гл. ист-ки, питавшие осн. содерж-е полит. идеологии. Идеи независ-сти Рус. гос-ва, сильн. княж. власти станов-ся ведущими. Далее по мере упрочнения феод. отнош-й, разв-я процессов феод. раздроб-сти и усил-я внеш. опас-сти пропаганд-ся идеи единения всех рус. земель. Конфликты м/у сторон-ками и п/вниками созд-я единого гос-ва стали опр-ть ведущие напр-я разв-я рус. полит. идеологии в 15 -16 вв. Усил-е власти велик. князей моск-х, успехи политики объед-ния рус. земель отраз-сь в принятии Иваном III титула „самодержец Всея Руси“, а затем и титула „государь Всея Руси“, власть кот. имеет божеств. происх-ние. „Повесть о Флорентийском соборе“, „Послание о Мономаховом венце“, „Сказание о князьях Владимирских“ связаны общей идеей величия моск-х государей, Церковь, получившая освоб-ние от дани тат-монг, приобрела больш. богат-ваÞраскол церков-ков на сторон-ков боярс. оппозиции и их п/вников, поддерж-щих усил-е власти моск. государей. Борьба за укреп-е самодерж-я, за упраздн-е некот. боярс-княж. привил-й усил-сь в период прав-я Ивана IV, утратив религ. оболочку. Мног. аргументы были подготовлены царю И.Пересветовым. Намест-во д.б. отменено, т.к. ослаб-т власть государя, ведет к усобицам. Он предложил некот. налог., суд., воен. и внешнеполит. реформы. Наиб. видным предст-лем оппозиции усил-ю царс. власти стал Курбский. Он не ратовал за восстан-е порядков феод. раздроб-сти. Преимущ-ва централ-ции были очевидны даже для боярс. олигархии. Она стрем-сь лишь к огранич-ю самодержавия, раздел-ю власти м/у царем и бояр-вом. Иван IV отказ-т церкви во вмеш-ве в гос. дела. Истор. усл-я разв-я страны порождали и поддерж-ли идею гос. власти, стоящей высоко над народом. Необх-сть защиты, а затем освоб-ние Руси от ин. захв-ков, раздоры удельн. князей, жесткие формы феод. закрепощ-я крест-ва – способ-вало становл-ю и укреп-ю самодержавия царей. В России не было дуализма дух. и светс. властей. Феод. православ. церковь, добившись гарантий незыблемости церков. имущ-в служила укреп-ю самодержавию. В господст-вших теориях выражен взгляд на царс. власть как на незыблемое.

11. ППУ моизма и даосизма

Влияние Конфуция на Мо-цзи: 1. благо народа – цель управления 2. умеренность. Он явл. сторонником конфуц-ва. Ориг-ность концепции – идея универс. любви: а) преодолеть обособленность и возлюбить друг другаÞ должно внедряться гос-вом адм-ными методамиÞснижение челов. чувств б) о проявлении красоты (о вреде) в) осуждение родственных связей. Концепция возник-ния гос-ва (близка к договор. теории) – жесткая админ. структура. На практике концепция не была применена. Но внесла вклад в полит. кул-ру : идея рав-ва в учениях даосов; идея о значимости знамений неба. За освоб-ние низов общ-ва от гнета, нищеты. Основ-ль даосизма - Лао Цзы. "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Дао - это независимый от небес. владыки естес. ход вещей, естес. законом-сть. Дао опред-т законы природы и общ-ва, олицетв-т естес. добродетель и справед-сть; все недостатки (соц-полит. нерав-во, бедность) происходят из-за отклон-я от дао. Дао способно восстан-ть справ-сть, если все пустить на самотек. Существ. роль в даосизме отвод-ся принципу воздерж-я от актив. дей-ий. Власт-лей Лао Цзы призыв-т воздерж-ся от притесн-я народа; критика насилия и войн - все это явл. наруш-м дао. Естес-сть - отказ от культуры. Нет пути для совершен-вания гос-ва в соотв-вии с дао.