4.
ППУ в АссирииАссирия основные доходы получала от военных походов. Некоторые концепции: 1. Концепция «МЭ» царственности – какой город имеет «МЭ» явл. как бы столицей, но вечно он не мог находиться в одном городе. 2. Концепция «золотого века»: В далеком прошлом был «золотой век»Þсегодня упадокÞнеобходимо восстановлениеÞд.б. сделано благочестивым правителем.
Ассирийцы были пользователями культуры. Только в 8 в. до н.э. в Ассирии сложилась деспотия. Большое значение имел военный фактор. Осн. цель гос-ва – создание военной мощи, мощной армии. Ассирия подпитывалась пошлинами от торговли - они сделали спокойный переход караванов и грабили их. Ашшур – столица. Во 2 тыс. до н.э. они уже поставили под контроль м/унар. торговлю с вавилонянами и др. народами Сирии, Армении. Ассирийцы диктовали правила в торговле и обладали монополией. Гос. строй был близок к рабовладельческой республике. Правитель – «ишиаккум», жрец, военачальник; в мирное время имел религиозную власть. Совет старейшин – «дом города», ƒ-судебная. Мешал правителю захватить всю власть. Тогда не было статуса богоизбранного царя. Казначей – менялся каждый год; им не мог быть царь.
Этапы:
1. Роль царя не высокая. Военный фактор имеет большое значение
2. Начинаются завоевательные войны и выявл. власть царя. Появляется тенденция к установлению монархии. Правитель объявляется императором
3. Продолжается усиление власти. Здесь появляется мнение, что царь является наместником боговÞтерритории становятся обширнее. Царь строит отдельную столицу куда перевозит статую Бога. Царь добивается освобождения от Совета старейшин. Этот период заканчивается крахом.
4. Этап возрождения гос-ва. Здесь кульминация и завершенная форма деспотии. Царь непосредственно ведет контакт с богами, ведет переписку. Власть царя неограниченна. Все ƒ в руках царя. Царь гл. звено м/у людьми и богами. Этот период также заканчивается крахом.
6. Периодизация ИППУ в Др. ИндииВыдел-ся 4 периода: 1. Ведический 2. Предмаурийский 3. Маурийский 4. Период шунгов и кангов.
Ведический период. Исходный момент – все сущее имеет божественное происхождение. «Дхарма» - моральный долг; «карма» - зависимость человека от совершенных им ранее поступков
Предмаурийский период. Мощное развитие полит. Мысли, что было вызвано переходом от родоплеменного к гос. строю. Осн. документ – Дхармасутра. Это свод правил. Дхарма у каждой варны отдельная, кот. Делится еще на 4 этапа. Полит. организация имела 7 составных частей. Мандалы – система полит. объединений; теория внеш. политики. Отличит. черты периода: появление свободомыслия (синтез буддизма и брахманизмаÞиндуизм)
Мурийский период. Религии хотя и начали зарождаться в предмаурийский период, но развитие получили в маурийский (буддизм, брахманизм). Буддизм: все равны; власть должна поддерживать моральные устои в обществе; идея мирового господства). В Индии буддизм не утвердился Þ преобразовался в индуизм. Джаонизм: преобладает теория насилия; каноны – из жизни. В буддизме наряду с реализмом появляется имморализм.
Осн. источники:
1. «Артхашастра» (общее благо-сохранение общ. порядка; условие достижения блага-исполнение каждым своего долга; необходимость применения наказаний – «данда»; условием правильного соблюдения своей дхармы каждым явл. полит. организация, власть)
2. «Надписи царя Ашоки» (здесь сквозит желание царя установить власть на семейных, патриархальных основах; полное осуждение насилия в политике)
Эпоха маурьев заканчивается раздробленностьюÞобратный приход к брахманизму.
Период шунгов и кангов. Происходит возвращение к ведическим брахманистским традициям; их обновлениеÞиндуизм.
Осн. философ. и полит трактаты:
1. «Махапхарата»
2. «Рамаян» - изложены моральные принцип
3. «Шантипара» - ƒ царя – поддержание порядка на земле; насилие – нормально; происхождение княж. власти – договорная+теологическая теории
4. «Мхадавадгита» - концепция действия, совершаемое без желания результата
5. «Законы Ману» - кодекс соц. жизни, в кот. регламентируются все стороны жизни индусов. Сох-ние созданного Богом порядка.
7. Осн. политико-прав. категории Индии
1. Концепция «элиты» - основа полит. мысли Др. Индии. Это единый для неба и земли порядок, кот. подвластны не т/ко люди, но и Боги.
2. Карма (на санскрипте – «деят-сть чел-ка») метод обеспечения дхармы в виде вознаграждения. Осн. положения кармической концепции: жизнь чел-ка опр-ся его собс. поведением; нарушение дхармыÞнеизбежная расплата; положение о круговороте варн; высшая цель кажд. челов. души – приближение к абсолютному высш. божеству; достижение нирваны; любовь к собс. врожден карме; карма выступает как нрав. регулятор полит. и прав. отнош-й
3. Концепция «Данда» - средство организации соц. отнош-й в виде законов и действий, обеспечивающих выполнение этих законов. Суть – «данда» - сила, принуждение
4. Концепция «Рашта»
Дхарма – опора, поддержание, круг обязанностей, ответственность чел-ка. Сохранилась идея всеобщей дхармы. Было 10 общих заповедей. Дхарма вкл-ла ряд правовых обязанностей. Идея борьбы за соблюдение дхармы. Имел место принцип относительности дхармы.
8. Концепции общ. строя, происх. власти
Сословно-каст. слой – 4 варны. Варноый строй – это сквозная идея полит. и прав. жизни. Гл. соц. ячейка – варна. Обязанности варн: 1. брахманы – ƒ жертвоприношение, изучение вед. учений 2. кшатри – ƒ военная 3. вайшьи – ƒ хоз-ная (земледелие, но не ремесло) 4. шудры – ƒ служить всем варнам.
Статус передается по наследству. Все кроме шудр явл. дважды рожденными и могут изучать веды. Принцип нерав-ва. Варны созданы богом из частей его тела (рот-брахманы; руки-кшатри; бедра-вайшьи; ступни-шудры). Буддийская же концепция: расслоение варн – рез-т соц-полит. и экон. расслоения общ-ва. У брахманов сохр-сь отшельническая позиция. Кшатри были как бы избраны во время общ. договора для осущ-ния опред. для них ƒ, тоже самое вайшьи. Шудры могли заним-ся только низм. деят-стью. Джаонийская концепция: в опред. кризисной ситуации люди самоорганизуются в кастовый, варновый строй. В народе нах-ся какой-то мудрец, кот. заним-ся этим для устранения хаоса в обществе. Индуистская концепция: 4 категории созданы богом. Наличие 2-х признаков: благодетель и страсть. Брахманы – благодетель; кшатри – страсть; вайшьи – сочетание добродетели и страсти; шудры – в неведении.
О происхождении власти. Выдел-т 2 этапа: а) состояние идиллии – «золотой век» б) анархия, закон «рыб» - сильный пожирает слабого. После этапа б) возникает необх-сть создания гос-ва (защищать слабых, соблюдать дхарму). Теологическая концепция: гос-во созд-ся богом. Договорная теория: посредством договора. Постоянно менялись концепции – идеологическая борьба. Ведийская концепция – царем был провозглашен один из богов, кот. был царем над всеми богами. Поздний ведийский период – боги сами из своей среды выбирают царя. Буддийская концепция: ранний период – выбор властелина без всякого вмешат-ва богов. Индуистская традиция: «закон рыб»Þгрубые люди должны быть подвергнуты изгнаниюÞдоговорÞно таких все большеÞлюди обращаются к богам, чтобы дали царяÞцарь Ману (кот. не сразу соглашается)Þдоговор. Иной расклад: «золотой век» все увлечены своими страстямиÞБоги уговариваюь создать Дхармой концепциюÞиз среды богов назнач-ся Вишну, кот. должен выбрать из людей лучшегоÞне найдя создает своего сынаÞцарьÞно один из этого поколения царей поддается страстиÞлюди его убиваютÞно у него сынÞдоговор.
10. Конфуцианство
Конфуций (Кун-цзи) – 6-5 вв. до н.э. Он создал новую мораль: 1. каждый должен знать свои права и обязанности 2. личный пример правителя - способности к управлению, к знанию. Чиновник одлжен знать ритуал «ЛИ». Он должен обладать добродетелью, любовью к людям, чувством долга и справедливости, стремления к знаниям, почитанием старших, быть мягким и уступчивым. Осн. цель добродетельной адм-ции – благо народа, кот закл-ся в след принципах: обогатить, обучить, привить высокую мораль. Методы осущ-ния власти: 1. чиновник должен быть бескомпромиссным 2. давать советы правителю, даже если они ему не нравятся 3.чиновник должен знать что любят люди 4. использовать ритуал 5. на службу привлекаются достойные и способные 6. уметь все слышать и видеть 7. избегать рискованных действий и высказыв.
Т.О. Конфуций устан-т приоритет морали и норм обычного права, основанных на ритуале и церемониале. Он: 1. создал эталон Дзюнь-дзи (кодекс морали) 2. выдвинул идею самосовершенства 3. принцип этического детерминанта превратил в структурно-образующую основу.
Влияние Конфуция на Мо-цзи: 1. благо народа – цель управления 2. умеренность. Он явл. сторонником конфуцианства. Оригинальность концепции – идея универсальной любви: а) преодолеть обособленность и возлюбить друг другаÞ должно внедряться гос-вом адм-ными методамиÞснижение челов. чувств б) о проявлении красоты (о вреде) в) осуждение родственных связей.
Концепция возникновения гос-ва (близка к договорной теории) – жесткая админ. структура. На практике концепция не была применена. Но внесла вклад в полит. культуру Китая: идея рав-ва в учениях даосов; идея о значимости знамений неба.
Т.О. местное значение конфуцианства и моизма – найти противовес процессам приватизации. Конфуций видел выход в стандартизации морали, а Мо-цзи – через централизованную структуру. Но утопизм этих доктрин не дал им развиться. На практике был применен др. путь – укрепление централизованной адм-ции, использование методов принуждения и соблюдения всех уложений. Это направление – легизм.