Смекни!
smekni.com

Устав ООН и принцип уважения и соблюдения прав человека (стр. 3 из 4)

По вопросам, относящимся к правам и свободам человека, после принятия Устава ООН развернулась широкая дискуссия. Устав ООН говорит об уважении и соблюдении прав и свобод человека. Устав ООН возлагает юридическое обязательство на государство соблюдать основные права и свободы человека. Но как только дело касалось Советского Союза, то СССР говорил, что Устав ООН не обязывает государство, а содержит рекомендательные нормы в отношении прав человека.

В 1948 г. на сессии Генеральной Ассамблеи, Правительством Испании был внесен вопрос о нарушении Советским Союзом права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Этот вопрос был внесен в связи с тем, что сын испанского посла женился на русской девушке и ей запретили покидать Советский Союз. Как известно, в те времена даже замужним парам запрещалось покидать Советский Союз, так как это считалось предательством страны. При обсуждении этого вопроса на Генеральной Ассамблеи, Советский Союз, ссылаясь на Устав ООН заявил, что Устав только формулирует цели, а не принципы. В то же время западные страны, ссылались на статью 55 Устава, которая обязывает государства соблюдать основные права и свободы человека. Однако, в то время этот вопрос был спорный. Когда один из Верховных судов штата Калифорния заявил, что в Соединенных штатах происходит дискриминация лиц в отношении лиц азиатского происхождения и сослался на Устав ООН, то США заявили, что Устав ООН не возлагает никаких международных обязательств на государство, а формулирует цели, которые должны быть достигнуты.

Поэтому, после того, как был принят Устав ООН, возникла необходимость в разработке международных соглашений, которые закрепляли бы тот обязательный перечень основных прав и свобод человека, который подлежит всеобщему соблюдению. Была разработана Всеобщая Декларация в виде резолюции Генеральной Ассамблеи, а затем Пакты о правах человека. Пакты о правах человека в договорном порядке фиксировали тот обязательный перечень прав, который должен соблюдаться каждым государством, ратифицирующим Пакты о правах человека.

Поэтому встает вопрос: обязано ли государство соблюдать основные права и свободы человека? На этот вопрос есть однозначный ответ. Если государство ратифицировало тот или иной международный документ, который данные вопросы, то государство обязано соблюдать права и свободы. Если государство, например, является участником Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах, то оно обязано их соблюдать, и оно не может говорить, что это является внутренней компетенцией государства.

Однако, государства снова находят выход из этого казалось бы неразрешимого положения. С одной стороны они ратифицируют Пакты, с другой стороны заявляют, что они являются действительными только после того, как государство приведет свое внутреннее законодательство в соответствии со взятыми на себя международно-правовыми обязательствами. Такова, например, позиция США. Ратифицируя Пакт о гражданских и политических правах, Соединённые Штаты заявили, что положения Пакта будут обязательными после того, как законодательство будет приведено в соответствии с Пактом. А Советский Союз США просто заявлял, что эти права и свободы давно уже зафиксированы во внутреннем законодательстве, и они являются пройденным этапом. Поэтому когда говорят о том, что Устав ООН возлагает на государство обязательства соблюдать права и свободы человека, необходимо эти положения Устава ООН рассматривать в неразрывной связи с другими международными документами в которых зафиксирован обязательный перечень основных прав и свобод человека.

Однако многие ученые, а также государства заявляют, что перечень, который зафиксирован в Пактах о правах человека, во Всеобщей Декларации является обязательным для всех государств мира, даже для тех, которые не являются участниками этих международных отношений, поскольку они признаются подавляющим большинством государств так называемыми общепризнанными принципами и нормами международного права.

В тоже время есть государства, особенно в Юго-восточной Азии, которые заявляют, что ни во Всеобщей Декларации, ни в Пактах о правах человека, нет норм и принципов, которые рассматриваются как общепризнанные, и которые являются обязательными для них. Хотя в Уставе ООН записано, что Устав ООН, и все нормы и принципы, которые Устав содержит, обязательны для всех государств, независимо от того, являются ли они членами ООН или не являются. Устав ООН закрепил те нормы и принципы, те положения, которые должны соблюдать все государства мира, и не одно государство мира, даже те государства, которые не являются членами ООН, не ставят под сомнения обязательства, вытекающие из этого универсального международного документа. А некоторые из этих обязательств, в том числе обязательства в области прав и свобод человека, могут быть поняты только на основе тех международных соглашений, которые были заключены впоследствии государствами.

Но в тоже время есть ряд стран, которые осторожно подходят к ратификации Пактов о правах человека, примерно 50 государств, в основном развивающихся, которые не ратифицировали Пакты. Среди больших государств это Китай, где имеется 50 составов преступлений, относящихся к смертной казни, а также ряд вопросов внутреннего законодательства, которые противоречат Пактам. Поэтому, многие государства прежде чем ратифицировать тот или иной международный документ, приводят свое внутренне законодательство в соответствии со взятыми на себя международными обязательствами.

Таким образом, Устав ООН, возлагая на государство обязанность соблюдать основные права и свободы, запрещает вмешательство во внутреннюю компетенцию государства. Любое государство может заявить, о своей внутренней компетенции, в том случае, если это государство не является участником основных международных документов, которые регулируют перечень основных прав и свобод человека.

Сейчас встает вопрос: являются ли события в Чечне внутренним делом России или это дело международного сообщества? На этот вопрос нельзя дать ни положительного, ни отрицательного, ни однозначного ответа. Есть вопросы, которые относятся к внутренней компетенции, а есть вопросы, которые относятся к "заботе" международного сообщества. Есть международные соглашения, которые регулируют законные обычаи войны - (Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года) и есть два дополнительных протокола к Женевским Конвенциям, один из них регулирует вопросы международных вооруженных конфликтов, другой вопросы не международных вооруженных конфликтов.

Второй дополнительный протокол к Женевским Конвенциям о защите жертв войны, регулируют вопросы не международных вооруженных конфликтов. В этом протоколе говорится, что конфликт между государствами и антиправительственными вооруженными формированиями, контролирующие определенную часть территории государства, является конфликтом международного характера. Далее, в этом протоколе, говорится, что государство имеет право принимать все допустимые средства международного права, для защиты своего территориального единства и национальной целостности, и никто не имеет права вмешиваться в этой связи во внутренние и внешние дела государства. С другой стороны этот протокол обязывает соблюдать права гражданского населения.

Поэтому когда мы говорим, является ли этот вопрос внутренним делом, мы можем говорить, что поскольку этот вопрос регулируется дополнительным протоколом к Женевским Конвенциям, этот конфликт является конфликтом не международного характера, и Россия имеет право применить силу, и любое государство в такой же ситуации имеет право применять силу. Но, применяя силу, Россия не должна нарушать норму и принципы, которые зафиксированы в этом дополнительном протоколе, относящимся к защите гражданского населения. Если Россия в процессе военных действий не принимает во внимание жизнь и здоровье гражданского населения, то Россия, конечно, нарушает нормы и принципы международного права.

Поэтому с одной стороны, хотя конфликт является конфликтом внутреннего характера, соблюдение прав и свобод гражданского населения является делом международного сообщества. Все факты нарушения прав и свобод человека должны быть проверены, документально зарегистрированы, и если государство нарушает свои международные обязательства, то эти вопросы могут быть подвергнуты обсуждению в Организации Объединенных Наций, в Совете Европы, и эти международные организации могут принять соответствующую резолюцию и призвать ту или иную страну прекратить нарушение прав и свобод человека, но только в том случае если государство нарушает свои международные обязательства.

Поэтому Устав ООН четко сформулировал, что Организация Объединенных Наций не имеет права на вмешательства во внутренние дела другого государства. Если раньше Советский Союз мог заявлять, чтобы никто не вмешивался в его внутренние дела, такие, как, например, проведение свободных выборов на основе многопартийной системы, или на основе однопартийной системы, или на основе выдвижения одного или двух кандидатов, то это действительно было внутренним делом Советского Союза, поскольку этот вопрос не регулировался международными обязательствами этой страны. Сейчас же Россия согласилась на ряд документов, принятых в рамках ОБСЕ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и согласилась, что выборы должны проводиться на основе многопартийной системы с выдвижением ряда кандидатов. Поэтому Россия должна соблюдать эти нормы. Или, например, Россия голосовала за принятия целого ряда резолюций Генеральной Ассамблеи, которые зафиксировали право каждого на частную собственность.