Трикотажные изделия, введенные для мальчиков в 1860-х (сначала для пляжа, с бриджами и шотландским беретом или вязаной шапочкой), были очень удобны и стали весьма популярными в 1880-х. Вскоре их стали носить и девочки.
Одежда для девочек непосредственно повторяла моду взрослых, включая даже кринолины и турнюры, но с более короткими юбками: ниже колен или до щиколотки. Платье и прическа, увековеченные художником Тенньелом, иллюстратором книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес», представляют самый простой наряд 1860—65 гг. Фартуки — из белого муслина, клетчатой или полосатой материи, черного шелка или сатина были неотъемлемой частью наряда девочки в течение всего века, их также носили маленькие мальчики. Длинные волосы, зачесанные гладко назад под обод или повязку, были типичной прической, если нельзя было добиться локонов; иногда девочкам заплетали косы или даже коротко стригли, хотя это случалось редко. Из гигиенических соображений некоторые руководители учебных заведений принимали решение о короткой стрижке детей, но эта практика встречала сильное сопротивление, и к концу 1860-х она прекратилась.
Изобилие отделки на женских платьях коснулось и одежды девочек в 1870-х, но приблизительно с 1880 г. рисунки Кейт Гринвэй, которые начали появляться в 1872 г., вернули моду на платья с высокой талией и простыми поясами-лентами, а также другие фасоны в стиле ампир, хотя все еще отягощенных огромными капорами, отделанными перьями, украшенными лентами кукольными чепчиками, муфтами и т. д. К концу десятилетия девочкам тоже стали надевать матросские блузы, с юбочками в складку, которые носили также и в конце 1890-х с трикотажными изделиями и шотландскими беретами. Платья примитивного покроя, за основу которого была взята рабочая одежда английских крестьян, стали носить женщины, играя в теннис, и девочки, как повседневную и выходную одежду. «Как очаровательны эти старинные английские блузы, которые в последние годы стали столь модными у девочек всех возрастов», утверждал «Мир женщин» в 1888 г. Они оставались в детском гардеробе и в XX в. Подобные фасоны можно встретить и в наши дни.
Дети носили хлопчатобумажные или шерстяные чулки. Мальчикам к костюму с бриджами в 1860-х полагались ярко окрашенные чулки, к шотландскому наряду — клетчатые, в красную, синюю или пурпурную полоску по белому фону. К 1880-м эластичная шерсть темных цветов, черного, коричневого или серого, стала более популярной, чем хлопок. Иногда девочки надевали шелковые чулки поверх тонких фильдекосовых, если было холодно. Мальчики до шести лет носили носки, а когда в моду вошли брюки, то их стали носить и мальчики постарше.
Ботинки с резиновыми вставками, на пуговицах были основной обувью для детей до 1880-х, когда в детскую моду вошли туфли на пуговичках или шнурках. Они стали более популярными в 1890-х — с перепонкой через подъем; девочки старшего возраста могли надевать на вечеринки туфли с глубоким вырезом, украшенные маленькой пряжкой. Каблуки были низкими до 1870-х, когда стали делать модные туфли на умеренно высоком каблуке для девочек и даже для мальчиков.
Сегодня обилие предметов туалета, которые принято было носить как взрослыми, так и детьми в конце XIX в., кажется удивительным Элеонора Окленд в «Пока, прощай» делится воспоминаниями о комплекте нижнего белья приблизительно 1880-х гг., который включал фуфайку, сорочку из набивного ситца, достигавшую колен, шнуровку из подбитого пике, с пуговицами на спине и дополнительными пуговицами на разных уровнях вокруг талии для поддержки панталон, подвязки для чулок и фланелевую нижнюю юбку, длинные черные шерстяные или толстые хлопчатобумажные чулки и поверх всего этого белую нижнюю юбку с лифом
Носить перчатки все еще считалось необходимым как для мужчин, так и для женщин. Автомобильные мужские перчатки могли быть очень плотными для вождения, но в остальных случаях их шили из тонкой лайки серого, коричневого или черного цвета, к которой в 1890-х добавилась натуральная замша. С вечерним платьем обязательными были белые перчатки; на бал брали запасную пару для обеспечения безупречного внешнего вида на все время всего торжества Женские перчатки были короткими: до запястья или немного выше до 1880-х, когда стали носить длинные перчатки до локтя и выше вечером и длиной три четверти днем; все они плотно облегали руку. Как правило, использовали светлые оттенки, но в 1880-х в моду вошел черный цвет. Митенки после 1870-х носили редко.
Зонты носили как мужчины, так и женщины, но были скорее утилитарными, чем модными, до двух последних десятилетий века, когда туго свернутый зонтик мог служить мужчине тростью. Представители обоих полов щеголяли дорогими шелковыми зонтиками.
Мужские трости, или палки, были легкими, с серебряными набалдашниками, но в 1880-х могли быть более массивными с изогнутой ручкой; в 1890-х носить тросточки считалось вызывающим или щегольством, но этот обычай сохранялся до начала Первой мировой войны. Носили с собой также аксессуары, связанные с курением сигар. Ювелирные изделия включали булавки для шарфов, золотые или украшенные драгоценными камнями запонки и тяжелые золотые цепи для часов, которые носили на груди жилета между карманами, пропущенными через петлицу, или, после 1888 г., через специальное отверстие для цепи. Монокль, который в Америке, Австралии и других странах ассоциировался с образом английского «сноба», носили весь этот период и в следующем веке тоже, хотя довольно редко; пенсне также носили до конца века.
1.6 Двадцатый век
Период 1900—1939 гг., начавшийся правлением короля Эдуарда VII и охватывающий время между двумя мировыми войнами, стал свидетелем сенсационных изменений, когда был брошен вызов традициям, сломаны классовые барьеры и появились новые волнующие течения в живописи, литературе и музыке. Мода, как одно из основных направлений человеческой деятельности, отразила эти изменения.
К началу XX в. электричество, телефон, кино и автомобиль уже стали практической реальностью, а в 1903 г. успешные полеты братьев Райт продемонстрировали возможности воздушных перемещений. В продолжавшейся борьбе за изменения социальных отношений женщины были готовы пойти в тюрьму за свои требования избирательного права, лидеры и сторонники рабочих движений погибали в мятежах и забастовках; на закате правления короля Эдуарда VII в Англии и энергичного яркого президентства Теодора Рузвельта в США стали слышны раскаты будущих бед. Но для немногочисленных представителей привилегированных слоев общества это было время мотовства и показной роскоши, расточительных приемов на загородных виллах, балов, обедов, встреч на бегах и вечеринок на яхтах. Как комментирует Вирджиния Каули в своем труде «Эдуард VII и его круг», «было потрачено больше денег на одежду, съедено больше пищи, совершено больше супружеских измен, убито больше птиц, укомплектовано личным составом больше яхт, чем когда-либо прежде». Любовь Эдуарда VII к Франции и его тайный визит в Париж в разгар легендарной «прекрасной эпохи» укрепили репутацию города.
Изменения в распределении богатства и уменьшение количества слуг после Первой мировой войны означало, что большее число женщин должно было заботиться об одежде своих детей. Последовавший спрос на более удобные и легко стирающиеся фасоны детской одежды вместе с более высокими стандартами гигиены в результате привели к тому, что детская одежда стала более практичной и комфортабельной.
Приблизительно до 1910—1912 гг. мальчиков одевали в юбки до двух лет или около того, но вскоре эта практика исчезла; к 1914 г. маленькие мальчики стали носить короткие штанишки и комбинезоны или матросские костюмчики с прямыми свободными пальто и гетрами зимой на улице. Как и прежде, но теперь в более юном возрасте, мальчики начинали носить пиджаки, как их отцы, с короткими брюками, не доходившими до колен, и длинные шерстяные гольфы, переходя на длинные брюки приблизительно в четырнадцать лет. Как и мужчины, они страдали от неудобств, доставляемых твердыми крахмальными воротниками, которые часто были частью школьной формы до сравнительно недавнего времени и обязательно требовались на званых приемах. Обычной одеждой английских школьников, родители которых принадлежали к среднему и высшему классам, были блейзеры, кепки или соломенные канотье, со школьными эмблемами на нагрудном кармане, ленте шляпы или кепки, галстуки в цветах школы или со школьным значком. Спортивное снаряжение было такое же, как у мужчин, волосы стригли коротко, а оксфордские туфли заменили ботинки.
Реформа, произошедшая в одежде в XIX в., казалось, вновь ожила в начале XX в. в девичьей одежде; неплотно прилегавшие к телу платья из мягких тканей свободно лежали от плеч до голени, поверх платья или блузы носили джемпер или сарафан, украшенные вышивкой, отражавшей моду на прикладное искусство. Для защиты платьев надевались настоящие фартуки, как в викторианские времена; во Франции мальчики и девочки носили черные фартучки до конца 1930-х гг.
В 1930—1930 гг. одежда девочек следовала женской моде: прямые, простые короткие платья с заниженной талией, часто поверх панталон-никерсов в тон, свитеры и юбки в складку; пальто прямого покроя, возможно, с меховой отделкой зимой; береты или шотландские береты, гладкие фетровые шляпы с широкой тульей и среднего размера полями с репсовой лентой зимой и из итальянской или пальмовой соломки, отделанные цветами или набивным шелком, — летом, короткие белые носки и оксфордские туфли со шнуровкой или туфли с ремешком. Приблизительно с двенадцати лет девочки носили белые, коричневые или черные чулки, но с середины 1920-х гг. возможны были телесные, если они не являлись часть школьной формы. Волосы были длинными, падающими свободно или заплетенными сзади в косы с бантами из тафты или муаровыми лентами до тех пор, пока мода на короткие волосы для женщин не была принята для девочек. В 1920-е гг. банты торчали как бабочки на коротко подстриженных волосах; в 1930-е гг. волосы украшали только заколками.