Смекни!
smekni.com

Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя (стр. 2 из 8)

Но сами по себе условия, необ­ходимые для возникновения рефлексии, не дают воз­можности судить о наличии рефлексии. Для этого, необходимо иметь критерии существования рефлексии в эксперименте, или критерий, указывающий на то, что происходит интересующий нас исследовательский акт.

Таким критерием может стать самоанализ, приводящий к получению нового знания о себе и названный нами рефлексивным анализом. Он является очень существенным компонентом рефлексии, поскольку самоанализ, приводя­щий к получению нового знания,— важная составная часть исследовательского акта, направленного человеком, на себя как субъекта жизнедеятельности.

Важно было исследовать, когда впервые у ребенка появляются рефлексивные ожидания и претерпевают ли они в дальнейшем изменения, т. е. как происходит раз­витие рефлексивных ожиданий в онтогенезе, каковы осо­бенности рефлексивных ожиданий, личностной рефлексии в переходный — от подросткового к раннему юношескому возрасту — период. Для решения поставленной задачи были проанализированы сочинения на темы «Что думают обо мне другие люди» и «Я глазами других людей». Сочинения писали учащиеся III—ХI классов. Всего было проанализировано 491 сочинение.

Тема сочинений формулировалась таким образом, что должна была приводить к образованию рефлексивных ожиданий (представлений человека о том, что думают о нем люди, составляющие круг его общения), т. е. изучаемого нами феномена личностной рефлексии. Но поскольку некоторые учащиеся могли просто повторять известные им мнения других людей о себе, то необходимо было дифференцировать рефлексивные ожидания как фе­номен личностной рефлексии от повторения сложившихся мнений. Для этой цели использовался критерий наличия рефлексии в эксперименте, о котором мы пи­сали выше, т. е. рефлексивный анализ, под которым понимается самоанализ человека, приводящий к получе­нию нового знания. Таким образом, если в сочинении представление учащегося о том, что о нем думают, основывалось на данных самоанализа и анализа своего опыта общения с другими людьми, т. е. на исследо­вании себя как субъекта жизнедеятельности, то такое представление расценивалось как рефлексивное ожидание. Следует заметить, что не всегда самоанализ был развернут в письменной речи. Однако по характеру представления о том, что думают о данном человеке другие люди, можно понять, предшествовал ли ему самоанализ. Пояс­ним это на примере. Если ребенок пишет: «Учи­тельница считает, что я могу учиться лучше и быть повни­мательнее на уроках»,— то за этим высказыванием не стоит никакого самоанализа, это лишь повторение слов педагога. Если же учащийся пишет: «Ребята думают обо мне, что я бываю немного самоуверен, но через некоторое время от самоуверенности не остается и следа», то здесь уже проглядывает самоанализ, и такой ответ I может рассматриваться как рефлексивное ожидание.

Обработка сочинений проводилась следующим образом. В каждом классе (имеется в виду класс как возрастная группа) подсчитывалось количество школьни­ков, проявивших рефлексивный анализ, т. е. относительно которых можно сказать, что у них есть рефлексивные ожидания. Было установлено, что действительно досто­верное различие между количеством учащихся, проявив­ших рефлексивный анализ, наблюдается только между VI и VII классами. Таким образом, мы выделили две большие возрастные группы, различающиеся по уровню развития личностной рефлексии. Первая группа, характе­ризующаяся более низким уровнем развития личностной рефлексии, включает младший школьный и младший подростковый возраст. Вторая группа, характеризующаяся более высоким уровнем развития личностной рефлексии, т. е. подростковый и ранний юношеский возраст.

В сочинениях младшей возрастной группы рефлексив­ные ожидания встречаются в следующей форме: Люди, от­носятся ко мне...; Люди думают обо мне...; Люди считают, что я...; Люди думают, что я... Причем после всех этих высказываний либо идет объяснение (потому что), представляющее собой рефлексивный анализ, либо само высказывание настолько развернуто, что за ним с необходимостью стоит опять-таки рефлексивный анализ Всего в этой возрастной группе встретилось 17,7% сочинений, содержащих рефлексивный анализ. В рефлексив­ном анализе основное внимание уделяется отдельным поступкам и конкретным делам детей. Большинство сочинений учащихся указанной возрастной группы рефлексив­ного анализа не содержат: дети пишут о том, что они ; постоя и но слышат о себе от взрослых и какими хотят их видеть взрослые. В основном школьники этого воз­раста сообщают, что родители считают их хорошими детьми, хотя порой ленивыми и плохо успевающими в школе; друзья — хорошими товарищами, и все люди, которые их знают, хорошо к ним относятся.

В отличие от учеников младшего школьного и младшего: подросткового возраста у подростков и юношей наблюдается более высокий уровень развития личностной рефлексии. Об этом можно судить как по увеличению количества учащихся, проявляющих рефлексивный анализ, являющийся показателем наличия рефлексивных ожиданий, так и по качественному изменению самого реф­лексивного анализа.

Заметим, что рефлексивные ожидания в этой возрастной группе по форме практически не отличаются от рефлексивных ожиданий младшей возрастной группы и имеют вид: Люди думают, что я...; Люди думают обо мне...; Как я отношусь к людям, тал и они ко мне; Люди относятся ко мне... И так же как и в предыдущей возрастной группе, после всех этих высказы­ваний либо идет объяснение (потому что), представляющее собой рефлексивный анализ, либо само высказы­вание настолько развернуто, что за ним с необходи­мостью стоит рефлексивный анализ.

При сравнении рефлексивных ожиданий в двух воз­растных группах выяснилось, что если их форма не претерпевает особых изменений, то существенно меняется рефлексивный анализ, лежащий в основе рефлексивных ожиданий.

Если в младших классах, отвечая на вопрос, что о них думают другие, дети концентрировали внимание на кон­кретных делах (Мама думает, что я не люблю делать зарядку или: Папе нравится, что я умею пользоваться слесарными инструментами), то у шестиклассников на первое место выходит описание черт своего характера. Причем, видимо, ребенком дается характеристика самого себя, как он сам себя понимает. На вопрос, что о них думают другие люди, большинство детей этого возраста дают характеристику (честный, добрый, смелый, аккурат­ный, хитрый и т. д.), основывающуюся на анализе своего поведения и взаимоотношений с людьми. Харак­теристика в данной возрастной группе дифференцирован­ная, в ней выделяются отдельные черты характера, в отличие от встречающихся у младших детей: Думают, что я хорошая девочка или Думают, что я хороший то­варищ.

Таким образом, анализ сочинений показывает: задумы­ваясь над тем, что о них думают другие люди, шести­классники начинают постигать особенности своего харак­тера. Этого практически не наблюдалось в младших I классах.

В высказываниях учащихся VII класса появляется указание на зависимость мнения разных людей о них от их (шестиклассников) поведения с этими людьми. Встречаются школьники, которые ставят мнение окружающих о себе (ребятах) в зависимость от своих отношений с ними (Как я отношусь к людям, так и они ко мне; Друзья ко мне относятся по-разному: как я к ним, так и они ко мне).

В VIII классе, отвечая на вопрос, что о них думают другие люди, учащиеся, так же как и в VII, анализи­руют черты своего характера. Но при этом у семиклас­сников резко возрастает самокритичность; разбирая пове­дение, ребята одновременно дают себе оценку. У 41% уча­щихся встречаются критические замечания в свой адрес. (В младших классах критичность детей по отношению к себе не превышает в среднем 20%.) Восьмиклассники пишут, что им самим в себе не нравится, что не нравится другим людям. Из анализа сочинений следует, что ребята пережи­вают из-за плохих черт своего характера, понимая, какая это помеха для дружбы и хороших взаимоотношений с людьми. Школьники пишут, что им бы очень хотелось измениться к лучшему и они прилагают к этому усилия.

Таким образом, рефлексивные ожидания в VIII классе приводят к критическому осмыслению личностных особен­ностей. Подростки по-новому начинают смотреть на осо­бенности своего характера, выделяя в нем негативные чер­ты и стремясь их преодолеть. Рефлексивные ожидания в этот возрастной период можно рассматривать как серьез­ный стимул самовоспитания, который необходимо не толь­ко правильно использовать, но и обязательно учитывать в практике воспитания. Поскольку рефлексивные ожидания приводят к критическому отношению к самому себе, то в это время (как правило, в период подросткового кри­зиса) нельзя навязчиво твердить подростку о его недостат­ках, ибо «лобовые» разговоры, скорее, спровоцируют конфликт и отчуждение вместо положительного воспита­тельного эффекта. Подросток уже переживает отрицатель­ные черты своего характера, и прямое напоминание ему о них вызовет лишь аффективную реакцию, тогда как тактичная помощь может привести к положительному результату.

В сочинениях учащихся VIII класса в рефлексивном анализе ярко выражен аффективный компонент — пере­живание отрицательных черт своего характера. До VIII класса аффективный компонент в рефлексивном анализе (в сочинениях) встречался крайне редко, но это может быть следствием трудности выражения аффективных пере­живаний вербальным способом. Думается, что в личност­ной рефлексии аффективный и интеллектуальный компо­ненты должны быть тесно переплетены. Семиклассники также отмечают, что не все люди относятся к ним одинако­во: и потому, что дети неоднозначно проявляются в том или ином окружении, и потому, что сами люди разные.