Смекни!
smekni.com

Мотивация поведения военных (стр. 12 из 20)

На основе проведенного теоретического исследования содержания мотивационной сферы воинской деятельности можно приступить к анализу ее состояния и текущего развития в современной Российской армии. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о серьезных деформациях в системе побудительных мотивов деятельности военных кадров.

Повседневная деятельность военнослужащих, на сегодняшних день окрашена достаточно писимистически: низкое денежное довольствие, отсутствие служебного жилья для младших офицеров и туманные перспективы на получение личной жилплощади, и многие другие социально-бытовые проблемы. Немалую роль в этом играет социальная неоднородность нашего общества. Это негативно сказывается на состоянии мотивационно – смысловой сферы деятельности военнослужащих. Поэтому государство в отношении армии вырабатывает механизм сглаживания социальных противоречий, в котором используются самые различные средства(социально-экономические, идеологические, психологические, политические, собственно социальные и др.).

В зависимости от того, как и насколько эффективно этот меха­низм действует а обществе (и не только по отношению к военнослу­жащим) а военнослужащие идентифицируют себя с тени или иными социальными слоями и группами в обществе, в том числе с экономичес­кими и политическими элитами, с их интересами и готовы выполнить и выполняют свой воинский долг, настолько они и патриотичны.

Как часть общества, государственный институт, армия также должна быть проникнута идеологией: любить свою страну, быть преданной своему Отечеству, своему народу. Логично предположить, что народ и военнослужащие, как часть народа, будут стоять горой за такое государство, доверять ему. Но это, скорее, теоре­тическая модель, должное. На практике всё происходит много слож­нее, противоречивее.

Народ почему-то не всегда чувствует любовь к нему со стороны государства, заботу о себе, и, более того, способен выражать не­доверие ему. Так, по данным Всероссийского мониторинга, проводимого Институтом социально-политических исследований РАН, в мае 1997 года только 3% опрошенных (выборка составила 1612 человек), считали, что власти заботятся о жизни простых людей, 64% полага­ли, что власти нет никакого дела до них, только 11% считали, что в стране соблюдаются права человека и граждане равны перед зако­ном, а 8% - что у них есть социальные гарантии. У 41%, опрошенных денег хватало только на приобретение продуктов питания, а 21% залезали постоянно в долги, чтобы их купить, и только у 3% опро­шенных денег было вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отка­зывать. Недоверие выразили: Президенту и правительству - 65% оп­рошенных, Совету Федерации – 59%, Государственной Думе - 61%, ар­мии – 49%.[7,2]

Аналогичным, как известно, является экономическое и социаль­ное положение армии, военнослужащих. Не случайно поэтому коли­чество молодых людей, отрицающих вообще какие-либо ценности воен­ной службы, составило в начале 1996 г. 17% от всего числа опрошенных, а среди различных категорий военнослужащих - от 11 до 31%.[7,3]

Разумеется, такое положение больших масс людей, в том числе военнослужащих, размывает чувство патриотизма даже в таком деле, как военная защита Отечества, Родины. Без социально-экономической поддержки патриотические идеи не действуют.

Особую остроту приобрела проблема самоубийства среди раз­личных категорий. военнослужащих. По данным Министерства обороны, в 1996 г. число военнослужащих, покончивших жизнь самоубийством, составило 520 человек.[13,3] Многие социологи отмечает, что это своеобразный протест военнослужащих сложным социально-экономическим реальностям, отчаянная попытка заявить о проблемах армии и флота.

Представляется, что такое состояние сознания, мировоззрений, духовных качеств людей, которым общество доверило оружие, защиту страны, представляется крайне опасным для них самих и всего общества в целом. Духовный мир военнослужащих не может длительно пребывать в ситуации постоянного и сложного духовного выбора, не определенности ценностных ориентаций и идеалов. Отсюда вполнеочевидна необходимость в комплексной общегосударственной программе, определяющей чёткие и конкретные пути, способы и методы формирования высокой мотивационной активности военнослужащих.

Данные идеи подтверждаются анализом материалов и публикаций на армейскую тематику, а также результатами социологических исследований и опросов. Никогда еще в нашем обществе воин и армия не подвергались такому моральному унижению, такой сознательно очернительной критике со стороны отдельных средств массовой информации. Часто мотивом такого очернительства выступает якобы борьба против наиболее консервативной части высшего эшелона руководства Вооруженных Сил Рос­сии, выступающей против демократических преобразований в армии и на флоте. Многие чиновники, некоторые писатели и ученые во всех "бедах" государства пытаются обвинить армию. Она и "консервативна”, и "съедает" весь бюджет страны, и "против демократических преобразова­ний" и т.п. Под предлогом защиты общечеловеческих ценностей отдель­ные экстремисты и неформалы разжигают антиармейские страсти в стра­не, формируют предубежденную позицию к армейской службе среди мо­лодежи. В этих условиях духовный престиж воинской службы падает, моральный дискомфорт ощущают вес воины. В результате растет процент уклонения от военной службы допризывников, которых, например, только в 1996 г. в стране насчитывалось более 31 тысячи человек[33,2]. Причем по Москве число отказников достигло цифры в 9000 человек[33,2]. Уменьшается количество молодых людей, поступающих в военные училища. Матери­альная необеспеченность и социальная незащищенность делают службу 6 армии далеко не привлекательной. Все это вызывает пассивность солдат и офицеров, нежелание честно и добросовестно выполнять воинский долг. Только в 1994 г. изъявили желание уйти из Вооруженных Сил более 14 тысяч офицеров и с каждым годом это количество увеличивается. Из них зна­чительная часть молодых офицеров звена командир взвода, роты.[33,4] Патриотизм, желание служить и защищать Отечество занимают далеко не самое главное место в структуре ценностей. Патриотические мотивы занимают 4-5 позицию; даже при поступлении в военные училища эти ценности на 4-ом месте. Порой и кадровые военные все меньше склонны рассматривать военную службу, как служение Родине в качестве её защитника. Еще в 1990 г. данную ценность считали значимой для себя две трети офицеров, сейчас считает только каждый четвертый из них[33,6].

Существенное влияние на формирование мировоззрения личности воина оказывает духовная жизнь общества. На различных этапах разви­тия нашего общества данный фактор играл первостепенное значение в формировании морально-боевых качеств воинов, духов­ного состояния армии и флота. В конечном итоге духовный фактор, высо­кий моральный дух народа и армии явились одним из важнейших ис­точников массового героизма советских и российских воинов в тяжелые годины испытаний, служили и служат основой добросовестного выполнения воинского долга тысячами представителей старшего и нынешнего поколений. Одним из ключевых компонентов духовного фактора как раз и являются мотивы поведения военнослужащих. От их сформированности и развитости в сознании и мировоззрении воина в значительной степени зависит успешное выполнение стоящих перед воином задач, ибо побудительные мотитвы детерминируют в конечном итоге всю деятельность военнослу­жащего.

Вместе с тем нельзя не видеть, что негативные процессы, определяв­шие духовную жизнь общества, постепенно проявлялись и в Вооруженных Силах, сковывали их духовное развитие, а в ряде сфер армейской жизне­деятельности вели к деградации и нарастанию аномальных явлений. С се­редины 80-х годов, когда в общественной жизни начали утверждаться гласность, открытость, плюрализм мнений, армия оказалась в фокусе об­щественного сознания, идеологической борьбы. Началась массированная атака на Вооруженные Силы, некоторые заинтересованные политические круги стремились идейно и морально разоружить военнослужащих. И сегодня кое-кто пытается разрушить, деформировать мотивационную сферу деятельности воинов, пытаясь поставить под сомнение их преданность Конституции и народу. Под флагом "свободной критики" проповедуется шовинизм, история Вооруженных Сил представляется как сплошные "черные пятна".

На сегодняшний день отсутствует какая-либо государственная программа духовного возрождения и развития нации. Этот процесс пущен на самотек, является уделом прогрессивных и патриотически настроенных одиночек. Данная проблема в прямой постановке до сих пор не поднима­лась в Государственной Думе, на правительственном уровне. Как фрагмент решения данного вопроса, а точнее, обращения внимания на него, яви­лась встреча Президента России с творческой интеллигенцией в ноябре 1994 года.

В таких условиях, которые проецируются на духовное развитие Вооруженных Сил России, происходит формирование мотивационной системы воинской деятельности. Нередко у военнослужащих под воздействием вышеуказанных причин складываются искаженные духовно-мировоззренческие установки: будто бы реальной, героической истории у армии нет, а будущее туманно и неопределенно, традиции и духовные ценности Советского Союза и его Вооруженных Сил устарели и не приемлемы в нынешних условиях. Мож­но констатировать ситуацию стихийного духовного состояния и неопреде­ленности у части военнослужащих. Отсутствие же высоких целей и идеа­лов, веры в них, разрыв между должным в морали и аморальностью на практике, частая смена исходных мировоззренческих позиций, оценок ведут в конечном итоге к социальной пассивности, в целом отрицательно влияя на процесс формирования мотивов поведения воинов.

Негативное воздействие на духовность воина оказывают деформация в общественном сознании идей и представлений о действительном функ­циональном предназначении армии, падение престижа военной службы. Особенно болезненно переживают процесс изменения прежней системы ду­ховных ценностей военнослужащие старшего поколения - офицеры, пра­порщики, мичманы, сформировавшие мотивы своего поведения на основе приверженности идеологии марксизма-ленинизма, социалистическим цен­ностям.