Смекни!
smekni.com

Мотивация поведения военных (стр. 17 из 20)

Содержание первого этапа составляет оценка и переоценка мотивов деятельности воинов: тех, которые были сформированы в недалеком прошлом и которые реально существуют сейчас в духовном мире воина; выявление мотивов, играющих значимую роль в жизнедея­тельности воина; а также поиск духовных ценностей, необходимых сфор­мировать в нынешних условиях применительно к специфике строительства Вооруженных Сил России. На первом плане данного этапа должен быть принцип преемственности в формировании мотивов воинской деятельности. Сущность данного принципа состоит в том, что деятельность военных кад­ров по духовному развитию военнослужащих и по их самостоятельному саморазвитию должна строиться с учетом всего позитивного опыта, нако­пленного в отечественной и мировой практике. Естественно этот опыт нуждается в критическом переосмыслении, известной "селекции", так как нельзя механически переносить на современную действительность (в том числе и деятельность российской армии) устаревшие или деформировавшиеся духовные ценности, не отражающие современного функционирова­ния Вооруженных Сил и российского общества.

Модель первого этапа формирования мотивов поведения воинов может быть выражена следующими положениями: оценка личностью воина социальных требований общества и армейской среды - оказание ему помощи в этом со стороны других военнослужащих и институтов, уяснение смысла и значения мотивации для воинской деятельности и воина в современных условиях - формирование доминирующих смысложизненных ориентаций.

Данный этап является своего рода духовной предпосылкой для по­следующих действий по формированию профессиональной направленности военнослу­жащих.

Второй этап процесса формирования мотивационной сферы деятельности военнослужащих включает в себя выбор средств формирования ценностей, учет факторов, влияющих на данный процесс, а также учет специфики самих мотивов общегражданского и военно-профессионального ха­рактера.

Остановимся на нем более подробно. Под средствами формирования мотивов поведения военнослужаще­го можно подразумевать предельно общую совокупность самых различ­ных образований и институтов. Их как правило объединяют в несколько групп:

1) политико-правовая организация общества;

2) материально-экономические институты;

3) система нравственных отношений и деятельности субъектов;

4) искусство;

5) религия;

6) средства массовой информа­ции;

7) межличностные и другие формы общения и т.д.

Выяснение ха­рактера воздействия, особенностей и роли отдельных средств в процессе формирования мотивов поведения воинов представляет теоретический и практический интерес. В условиях армии и флота данные средства не яв­ляются какими-либо "сверхмерами", а представляют собой применяемую командирами, культурно-просветительными учреждениями и обществен­ными институтами систему факторов, способов и приемов, реализуемых ежедневно в практике воспитательной работы с личным составом, во всех сферах жизни воинских коллективов. Многие проблемы их использования в Вооруженных Силах исследованы военными обществоведами.

Опираясь на проведенные исследования, рассмотрим место и роль средств массовой коммуникации как наиболее эффективного средства воспитательного воздействия в процессе формирования устойчивых потребностей, интересов и ценностей военнослужащих российской армии.

Глобальные преобразования в нашей стране и се Вооруженных Си­лах, процессы развития демократии и гласности оказывают воздействие как на коммуникационные средства, действующие в масштабе государства, так и в специфических условиях армии и флота, обусловливают проблема­тику их деятельности. Обозначим наиболее актуальные, требующие решения вопросы, связанные со средствами массовой коммуникации в ракурсе исследовательской задачи. На наш взгляд, это:

- взаимосвязь государственных средств массовой информации (радио, телевидение, кино, печать и т.д.) и специфических информацион­ных каналов, действующих в условиях Вооруженных Сил;

- проблема обратной связи от армейской среды к средствам массовой коммуникации и субъектам управления, реализуемой в широком потоке устных и письменных предложений, жалоб, заявлений, высказываний, а также поведении воинов;

- вопросы повышения эффективности деятельности средств массовой коммуникации, в том числе и штатных средств Вооруженных Сил, в ар­мейской среде, их оперативности, компетенции;

- проблема самой военной аудитории - более полное удовлетворение ее потребностей в интересующей информации, реализация пожеланий и запросов воинов;

- повышение информационной привлекательности актуальных про­блем жизни российского общества и его Вооруженных Сил, связанных с духовным развитием личности воина;

- изучение стихийных, неофициальных каналов и форм циркулирования социальной информации в армейской среде.

Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что продолжа­ются попытки некоторых информационных источников проведения так называемой "антиармейской кампании". Используя различные каналы информационного воздействия, некоторые авторы, обыгрывая, а подчас искажая происходящие процессы в Вооруженных Силах (обустройство выведенных войск из стран Прибалтики и Западной Группы войск, недав­ние события по восстановлению конституционного строя в Чечне, соци­альная защищенность военнослужащих и др.), подрывают авторитет рос­сийской армии, поддерживают случаи отказа воинами служить в Воору­женных Силах и честно выполнять свой долг перед народом. Наряду с другими объективными причинами все это не могло не сказаться на со­стоянии мотивационной сферы деятельности военнослужащих. Так, на сегодняшний день в войсках "нежелание служить в армии" стало "проблемой № 1".

Необходимо особо отметить, что такое отношение к службе в армии формируется у юношей далеко не только в условиях Вооруженных Сил, а в большинстве своем до призыва в армейский строй. Социологические исследования, проведенные среди тех, кто стоит на пороге военной службы, показывают, что почти каждый второй из числа опрошенных юношей убежден, что армия сегодня не нужна. 70% - против прохожде­ния действительной службы. За последние пять лет отношение к армии продолжает ухудшаться. Так считают более 65%. Если в 1988 г. лишь от 6% до 13% опрошенных говорили о том, что не видят смысла в службе в Вооруженных Силах, то в 1993-1994 гг. об этом заявил каждый второй призывник из числа опрошенных [41].

Выделенные аспекты тем более актуальны, что функционирующие в армейской среде штатные средства информационного воздействия не все­гда оперативно реагируют на постоянно растущие "информационные по­требности" воинов, не отличаются "информационной привлекательно­стью" в отражении существующих проблем. Так, в некоторых коллективах отмечается снижение доверия и престижа к "чисто армейским" каналам информации, в том числе к проводимым в ходе воспитательной работы "официальным" мероприятиям. Ясно, что данное обстоятельство побуж­дает воинов к обращению за "новой" информацией уже к другим источ­никам: слухам, "самиздату", зарубежным "радиоголосам" и т.п.

Все это убеждает в необходимости радикального изменения средств информационного воздействия на армейскую среду, относящихся к разря­ду "универсальных", практически не изменяющихся на протяжении многих лет и универсально применяемых к самым различным категориям военно­служащих и во времена "культа личности", и в "период застоя", и в на­стоящее время. "Цивилизаторские задачи", демократизация Вооружен­ных Сил, совершенствование воспитания воинов армии и флота переори­ентация их ценностно-духовного мира, - должны решаться достойными средствами. Пропаганда на радио и телевидении героического прошлого нашей страны, объективно-доброжелательная направленность их про­грамм для личного состава армии и флота, развитые средства неформаль­ного общения, организация досуга, учет мнений каждого, компьютери­зация процесса боевой учебы и подведения его итогов, использование ЭВМ при анализе эффективности этих средств и т.д. - все эхо необходимо в полной мере использовать для формирования профессиональной направленности воен­нослужащих.

Что же является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств? Тот факт, что ни одна практическая ситуация не требует одновре­менного использования всего объема, побуждает напомнить о некоторых правилах выбора средств формирования мотивов поведения военнослужащих. К таковым следует отнести:

1) их комплексное, как последова­тельное, так и параллельное использование и субординация;

2) примене­ние в конкретных условиях разноуровневых средств;

3) их знание, нали­чие умений и навыков в использовании;

4) знание духовного состояния военнослужащих.

Выделенные "правила" являются общими в применении к любому процессу целесообразной деятельности. Поэтому обозначим те аспекты, от которых зависит эффективное использование среди формирования мотивационной сферы военной деятельности:

- характеристика специфики конкретных воинских коллективов и личности каждого воина;

- особенности объектов» обусловливающих процесс формирования; арсенал имеющихся у субъектов управления (командования, воспитательных ор­ганов) средств;

- выделение специфики задач, решаемых подразделением в данный период времени, и целей, преследуемых командованием;

- условия, обеспечивающие возможность формирования устойчивых потребностей, интересов, целей у военнослужащих.

Третий этап процесса формирования и функционирования профессиональной направленности военнослужащих связан с конкретной реализацией ее на практике. Он обусловлен предыдущими этапами и направлен на развитие у воинов устойчивых, зрелых потребностей, интересов, сообразно требовани­ям, предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Воо­руженным Силам.