Смекни!
smekni.com

Мотивация поведения военных (стр. 2 из 20)

В качестве объекта воинской деятельности может выступать как предмет окружающей действительности, так и человек, постоянно изменяющийся под ее воздействием. Изменение общества приводит к изменению воина, позволяет ему как субъекту деятельности постоянно развиваться, обогащать мотивационно – смысловую сферу своей деятельности.

Воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Она представляет собой "предметную ценность" как объект ценностного отношения, оценивается в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания воинской деятельности, закрепляются в общественном сознании и культуре (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выражен­ные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами жизнедея­тельности общества. В ценностных категориях выражены предельные ориента­ции знаний о воинской деятельности, интересов и предпочтений различных об­щественных групп и личностей. Каждое исторически конкретное общество мо­жет характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей воинской деятельности, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляция. В ней зафиксированы те критерии социального призна­ния воинской деятельности (данным обществом и социальной группой), на осно­ве которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами це­ленаправленные действия людей. Усвоение системы ценностей воинской дея­тельности отдельной личностью является одним из условий ее социализации и поддержания нормативного порядка в обществе.

Воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях нрав­ственности. В социальном плане нравственные ориентиры людей в процессе воинской деятельности едины, тождественны, неразрывны с моральными процес­сами, протекающими в обществе. Вместе с тем характер реализации этих общих принципов и положений в условиях воинской деятельности своеобразен и спе­цифичен. Еще Платон, отмечал, что моральные добродетели проявляются в зави­симости от сословия: добродетель мудрости присуща философии, умеренность - ремесленникам, а мужество и храбрость - воинам. Этика воинской деятельности рассматривает специфику проявления морали в процессе ее осуществления, пути и способы формирования морально-боевых качеств воинов и проявление их в условиях войны.

Важным специфическим требованием этики воинской деятельности явля­ется постоянная готовность и моральные способности осуществлять вооруженное насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командовани­ем целей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества.

Морально-боевые качества - отвага, мужество, героизм, воинская честь и гордость, способность к беспрекословному повиновению и многие другие - со­ставляют существенные черты воинской морали. Специфика военной морали за­ключается не только в требовании особых качеств, но и в особенном характере их проявления и формирования.

Специфику воинской деятельности, ее отличие от других видов деятельно­сти можно рассмотреть и по другому направлению. Всеобщими структурными элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность, труд, общение и игра. Воинская деятельность, несомненно, является предметной деятельностью, то есть воздействует на материальные объекты. Следовательно, ее специфика в большей степени проявляется в других всеобщих структурных элементах деятельности, общении, труде и игре.

Особенность общения как обмена информацией, осуществляемого в воин­ской деятельности, заключается в том, что в отличие от общения в невоенной сфере оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специально направлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика общения как обмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской деятельности этот обмен направлен на уничтожение противника.

Является ли воинская деятельность трудом? Труд - это продуктивная, со­зидательная, производящая блага деятельность. Воинская деятельность - произ­водящая, так как она "производит" защиту, то есть услугу. В этом смысле воин­ская деятельность является трудом. Но воинская деятельность не созидательна, более того, в военное время она преимущественно разрушительна. Нередко ут­верждается, что в случае ведения справедливой войны это разрушение осущест­вляется ради созидания, но здесь, скорее, заложена идеологическая оценка бу­дущего созидания, а с точки зрения общечеловеческой оценки любая война есть разрушение. В этом смысле воинская деятельность является трудовой, но не созидающей деятельностью.

Воинской деятельности присущи и некоторые другие черты, указывающие на ее связь с трудом. Среди них можно отметить наличие определенной техноло­гии, необходимость конкретных умений, знаний в мастерстве для успешного осуществления. Будучи весьма сложной, по своему содержанию, она требует осо­бого напряжения духовных и физических сил.

Другая "трудовая" черта, присущая воинской деятельности, заключается в том, что эта деятельность требует инициативы и творчества. Их необходимое присутствие в воинской деятельности обусловлено новизной и нестандартностью решаемых задач, постоянно возникающими новыми ситуациями, которые при всей тщательности прогнозирования нельзя запрограммировать и предусмотреть заранее. Это в свою очередь является мощным импульсом для расширения диапазона побудительных мотивов деятельности военных кадров.

Таким образом, воинская деятельность - это деятельность, которая облада­ет характеристиками труда. Как деятельность, непричастная к непосредственно­му производству материальных благ, воинская деятельность может подразде­ляться на неразрушительную (в условиях мирного времени) и разрушительную ( в условиях войны). Причем последняя в зависимости от социальной направлен­ности, целей и интересов ее субъектов может выполнять как положительную, так и отрицательную роль в общественном прогрессе.

Специфика воинской деятельности проявляется в наличии в ней игрового элемента. Такие признаки игры, как хитрость, внезапность, обман, сохраняют свое значение и доя воинской деятельности ядерно-космического века.

В качестве структурных элементов воинской, как и иной, деятельности выделяют ее це­ли, субъект, объект, средства и результат.

Субъектом воинской деятельности выступает общество, социальные общ­ности, личность. Отсюда следует вывод, что проблемы международной безопас­ности, а значительной мере зависят от того, какие общественные силы выступают в роли субъектов воинской деятельности. Объектом любой деятельности, в том числе и воинской, является то, на что она направлена. Субъект и объект деятель­ности взаимосвязаны и могут даже меняться местами.

Важным структурным элементом деятельности является цель, под которой понимается идеальный образ желаемого будущего результата. В воинской дея­тельности ставится не одна, а комплекс целей, имеющих свою иерархию. Важ­нейшие цели воинской деятельности закрепляются в Концепции национальной безопасности.[23]

Реализация целей воинской деятельности осуществляется с помощью средств. Цели и средства воинской деятельности находятся в диалектическом единстве. Средства воинской деятельности - это средства вооруженного насилия, прежде всего оружие и боевая техника. Цель воинской деятельности, реализовываясь с помощью ее специфиче­ских средств, дает результат воинской деятельности. Под результатом воинской деятельности следует понимать только те изменения, которые предполагались, ставились в качестве цели или задачи, и не нужно смешивать результаты с по­следствиями. Воинская деятельность в отношении своих результатов имеет оп­ределенную специфику. В воинской деятельности в наибольшей степени может происходить несовпадение цели и результата, так как противоборствующие сто­роны специальной задачей своей деятельности ставят недопущение такого сов­падения у противника.

Воинская деятельность, как особый вид человеческой деятельности, вы­полняет важные социальные функции. В руках определенных общественных сил воинская деятельность выступает средством насилия. В этих условиях она реа­лизуется в форме войны или вооруженной борьбы. Война как продолжение по­литической деятельности иными, а именно насильственными средствами являет­ся частью политики. Вот почему воинская деятельность используется в политике как средство насилия.

Воинская деятельность как мирного, так и военного времени непосредст­венным образом служит интересам политики в целом и военной политики в ча­стности. Она представляет собой специфическое средство изменения путем на­силия политических отношений в обществе. Политические цели войны и интере­сы обеспечения безопасности общества определяют в нем характер воинской деятельности. Вооруженная борьба, в процессе которой противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер жизнедеятельности всего общества.