Смекни!
smekni.com

Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте (стр. 2 из 12)

Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

1) агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

2) гиперболизация, или акцентирование – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

3) заострение – подчеркивание каких-либо признаков;

4) схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

5) типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

По степени выраженности активности различаются воображение пассивное и активное (включает творческое и воссоздающее воображение).

Пассивное воображение характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть:1)преднамеренным – создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности; 2) непреднамеренное – наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Учитывая специфику предмета данного дипломного исследования, проанализируем особенности развития активного (как воссоздающего, так и творческого) воображения в дошкольном возрасте.

1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте

Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция) (43, 13, 17). По мнению В.С. Мухиной дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает воссоздающее воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивание рассказов. Сказок, просмотра видео – и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление. Вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей – дошкольников является еще довольно слабым (43).

Маленький ребенок, например трехлетка, не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей – дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка – шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовывать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее (или творческое). Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно – ролевые игры.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы (13).

Ранее проведенные исследования О.М.Дьяченко позволило выделить в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа: 1) порождение некоторой идеи творческого продукта; 2) создание некоторого плана – замысла реализации этой идеи. Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства. Поэтому особенно важно рассмотреть, в чем заключается специфика средств, с помощью которых происходит становление целостного процесса воображения на протяжении всего дошкольного возраста.

Трудность анализа этого процесса, на наш взгляд, заключается в том, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно, их можно назвать «аффективное» и « познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций (10).

В этих исследованиях было показано, что воображение может выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такая функция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии «я» и среды. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: через овладение субъектом своими переживаниями при обыгрывании, выражение их творческих продуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех.

Другое направление в развитии воображения – исследования Ж.Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности (10).

По мнению О.М. Дьяченко, два основных вида воображения (аффективное и познавательное) сосуществуют в развитии ребенка. Имеют разные задачи и разны тенденции в реализации (13).

Основная задача познавательного воображения – это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «я» реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения. При этом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой – выступать в качестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумя основными путями: во – первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешений конфликтных ситуаций; во – вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию.

По результатам исследований, проведенных О.М.Дьяченко, во всех возрастных группах можно найти детей с преобладанием либо познавательного, либо аффективного воображения.

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 – 3 годам. В этом возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда – направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения обращение к предметам – заместителям (В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин). С другой – выделение своего личного «я», переживание своей отдаленности от окружающего мира (Р. Бернс, В.С.Мухина).

Отметим, что, вероятно, именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличии от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребенком не осознается, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми, а затем создаются самостоятельно.

Второй тип защиты личности с помощью воображения – это создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию (10).

В случае угрозы образу «я» ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы – фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого – то самого сильного в группе победили и т.п.

Как мы уже говорили выше, процесс воображения включает в себя два этапа; 1) порождение идеи; 2) составление плана ее реализации. Процесс порождения идеи связан, прежде всего, с переструктурированием образов (слово также включается в этот процесс). В исследованиях О.М.Дьяченко было показано, что для развития воображения решающими факторами оказываются многоконтекстность использования слова и широта содержания таких факторов слово не имеет фиксированного содержания, а позволяет гибко манипулировать с ним.