Смекни!
smekni.com

Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников (стр. 3 из 11)

Эстетическое воспитание подростков должно строится на фундаментальных педагогических принципах:

1) Взаимосвязь и взаимодействие знания - чувства - поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися эстетических знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления школьников и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития школьников [19, с. 34].

2) Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной политики школы. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, не догматичного мышления

3) Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики [19, с. 36].

Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры эстетического воспитания.

Также можно выделить направления в организации эстетической воспитательной деятельности:

1) Организацию разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения;

2) Создание педагогических условий, формирующих моральную устойчивость школьников средствами эстетического воспитания;

3) Развитие потребностной и эмоциональной сферы учащихся в нравственно-духовном контексте, формирование нравственно ориентированной мотивации, основанной на осознании категорий «прекрасное и «безобразное»

4) Повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования [51, с. 87].

В этом педагогический корень эстетического воспитания и его непрерывности. В соответствии с этим в воспитательной политике образовательного учреждения важен, прежде всего, системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию школьников, формированию эстетических взглядов, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Значимо воспитание социального и гражданского иммунитета ребёнка ко всему деструктивному, выпадающему из эстетического поля жизнедеятельности людей.

Отсюда первоочередная задача современного социального педагога - создание эстетического поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы эстетического воспитания подростков, разработки его социально-педагогических оснований.

1.2 Влияние уровня сформированности норм эстетического поведения у подростка на его положение в коллективе

Безусловным является тот факт, что степень сформированности норм эстетического поведения у подростка влияет на его положение в коллективе.

Такое положение дел объясняется тем, что именно эстетика формирует у подростка определенные нормы поведения, основанные на фундаментальных эстетических категориях.

Секрет красоты – это секрет жизни. Разгадать его – значит понять истоки человеческого бытия.

Прекрасное – это высшая эстетическая ценность, которая рождается, когда формы окружающей нас реальности совпадают с нашими представлениями о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни.

Прекрасное как категория эстетики обладает особенностями:

1. объективная основа прекрасного отражена в так называемых законах красоты: законах симметрии, меры, гармонии, ритма и т.д.;

2. прекрасное имеет конкретно-исторический характер;

3. представления о прекрасном зависит от образа жизни. Например, изящество и утонченность дворянок у крестьян воспринимались как признак болезни, слабости;

4. идеал прекрасного определяется особенностями национальной культуры. Красивая девушка на Востоке сравнивается с луной, а у славян – с березой;

5. представления о прекрасном обусловливается уровнем индивидуальной, личностной культуры, особенностями эстетических вкусов, обычаев, способов эстетического воспитания в семье, в ближайшем окружении;

6. прекрасное имеет специфическое проявление в разных сферах действительности. Говоря о прекрасном в природе мы имеем в виду прежде всего форму ее явлений. В человеке как прекрасное мы оцениваем его внешний вид, поведение, внутренний мир, результаты его деятельности. Человечество выработало особую форму духовной жизни – искусство [34, с. 125].

Безобразное – антипод, противоположность прекрасного. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное имеет с прекрасным диалектическую связь. Эта связь проявляется в нескольких аспектах:

1. безобразное в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала;

2. прекрасное и безобразное – это периоды развития одного и того же явления, процесса. Явно это прослеживается в природе. Слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество как Солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такое превращение свойством природы и общества;

3. прекрасное и безобразное относительны. Еще Гераклит мудро заметил: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом… Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте и по всему остальному» [34, с. 132].

Различают внешнее проявление безобразного - гниение, болезнь, распад – и внутреннее. Относительно человека – это моральное разложение, моральная деградация.

Соответственно можно говорить о том, что подросток, поведение которого оценивается категорией «безобразное» едва ли сможет занять достойное место в коллективе сверстников.

Замечено, что грубые подростки, подростки склонные к агрессии, подростки не умеющие вести себя в коллективе сверстников, нередко становятся в коллективе в положение отверженных, межличностные отношения в к их в коллективе – конфликтные, в то время, как подростки, у которых сформирована эстетическая сторона общения, являются лидерами коллектива, занимают в нем достойное положение пользуются уважением товарищей [39, с. 231].

Таким образом, процесс определения места того или иного подростка в коллективе сверстников можно определить следующим образом: воспитания эстетических норм - этичное поведение – эффективное общение, позитивные межличностные взаимоотношения – достойное место в коллективе.

Поведение подростка демонстрирует богатство его чувств, неосознанные привычки и нормы, выработанные под влиянием определенного сообщества людей (семьей, учебным или трудовым коллективом и т. д.). Эти выработанные нормы и привычки - накопленный человечеством опыт приспособления к природной и социальной среде, - передающийся от поколения к поколению в виде традиций, обрядов, обычаев и т.д.

Привычки и нормы поведения индивидов, объединяющихся в определенные социальные общности, обязательно дополняются этническими, национальными, социально-групповыми и расовыми особенностями, сложившимися в глубокой древности под воздействием природно-климатических условий существования различных племен и родов.

Может быть, этим и определяется сложность рассмотрения проблемы поведения человека в эстетике. Философия рассматривает поведение просто как присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой. Правила этики требуют, чтобы поведение человека соответствовало выработанным нормам и моральным принципам. А эстетика рассматривает все невероятное многообразие жизненных ситуаций и способность человека приспособиться к ним с точки зрения ценности поведения индивида или группы людей, их представлений о добре, чести, достоинстве, благородстве, совершенстве, гармонии и красоте и т. п. и подразумевает удовлетворение человека от взаимодействия с окружающей средой, достижение эмоциональной комфортности обеими взаимодействующими сторонами, если речь идет о подростках - субъектах взаимодействия.

В социальной педагогике все формы взаимодействия рассматриваются как психосоциальные системы, обеспечивающие взаимодействие людей.

А. В. Мудрик предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы». [32, с. 91]

Кроме того, А.В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, определяющие способности к организации общения: соответствующая особенность мышления, свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения — ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации. [32, с. 78]