Смекни!
smekni.com

Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников (стр. 5 из 11)

Используется также и эстетическое воспитание через общение с природой. Например: экскурсия в парк, в лес (с использованием рисунка, увиденного во время экскурсии, написания сочинения), экологические игры и развлечения.

Происходит и формирование эстетических чувств через искусство. Например: поход в музей, в театр. Обсуждение литературных героев, встреча с писателями, актерами, музыкальные вечера, детские утренники, конкурсы, викторины.

Эстетическое восприятие мира формируется и через физическую культуру. Например: спортивные праздники, конкурсы, которые связанные с физкультурой, эстетическая беседа.

Эстетическое воспитание происходит и в труде. Например: работа в помещении, оформление рабочего места, инвентарь класса.

В то же время в творческих педагогических коллективах, в индивидуальном опыте нестандартно думающих педагогов всё ярче проступает в воспитательной работе мотив формирования эстетики общения, как фундаментальной категории, определяющей положение подростка в коллективе, его возможности к межличностной коммуникации и социализации в обществе.

Современная социально-педагогическая теория исходит из того, что каждый человек - это целый мир и каждый субъект общения с ним может обнаружить в нем собственного мира, и, возможно, испытывает желание изменить свой Мир, дополнить его тем, что понравилось в мире другого. Это для очень важно с точки зрения эстетики. Самое поразительное, что влияние мира другого человека на мир людей, общающихся с ним, происходит на подсознательном уровне, т.е. независимо от желания людей. Если в процессе общения с другим человеком всем понравятся его доброта, благородство и другие положительные качества, значит, и в вашем мире, появятся эти качества [23, с. 89].

Такое благотворное взаимодействие людей возможно лишь при доверительном общении, в процессе которого человек раскрывает свою душу, все богатство своего внутреннего мира. Но существует и формальное общение, про котором человек вынужден соблюдать определенные правила, не переходя грань дозволенного и недозволенного, в которых нередко невозможно разобраться. Формальное общение, увы, может наблюдаться и в семье, если ее раздирают постоянные противоречия, распри, неурядицы, если между членами семьи отсутствуют взаимоуважение и взаимопонимание. Юному поколению свойственны естественные и закономерные потребности и желания, которые иногда не понятны их родителям или которые нередко не возможно удовлетворить в силу объективных причин таких ситуациях могут "замкнуться в себе", и добиться доверительного общения, сколь бы ни стремились к этому та или иная сторона, будет очень трудно. Может быть, так начинается процесс формирования нелюдимых, скрытых, всецело погруженных в себя личностей? У подобных детей почти невозможно раскрыть природные задатки и сформировать на их основе творческие способности, поскольку творческое отношение к жизни подразумевает открытость миру и людям.

Существует много способов установления доверительного общения. Прежде всего, это эмоциональная отзывчивость на красоту души другого человека, на его благородные стремления и желания, добродетельные дела и поступки. Если в делах и поступках человека проявляются его доброта, благожелательность, к нему непременно возникнет интерес, а потом симпатия, которая рождает теплоту отношений, подталкивает к открытости и потом желанию поделиться с человеком радостями и горестями, достижениями и ошибками.

При этом совпадение или близость характеров не является обязательным условием. Иногда доверительное общение возникает и между людьми противоположных характеров, которые как бы дополняют друг друга. Главное в этом общении – интерес друг к другу, теплота отношений и душевная открытость, а значит и постоянное взаимообогащение чувствами, роскошь человеческого общения - не делового, формального, а общения, основанного на внутреннем влечении, не так уж часто выпадает на долю каждого человека.

Чем прочнее узы симпатии, дружбы и любви, тем интенсивнее взаимообмен лучшими качествами, присущими общающимся. Впрочем, иногда происходит взаимообмен и отрицательными качествами - особенно это свойственно ребятам в подростковом возрасте, которые, демонстрируя грубость, которая зачастую маскирует их робость, стремятся самоутвердиться, «быть таким, как все», не осознавая, что лучший способ самоутверждения – это стремление к самосовершенствованию. Из столкновения грубости с грубостью никогда не высечь искру доброты. Взаимное пресечение грубости всегда лучше, чем взаимное ее разжигание. Демонстрируя грубость человек не преодолевает робость и не вызывает интерес к себе. Спешите, ребята, делать добро - ведь, к сожалению, жизнь человеческая не бесконечна, и ваши близкие могут не успеть почувствовать вашу заботу и любовь, тем более, если вы тщательно скрываете эти чувства, считая их ненужной сентиментальностью [51, с. 125].

В процессе доверительного и заинтересованного общения обогащается язык, оттачивается владение символами, метафорами, сравнениями и т.д., наиболее часто употребляющимися при обмене мнениями о произведениях искусства и литературы, что имеет существенное значение для формирования эстетического отношения к жизни.

Таким образом, наличие в образовательных учреждениях эстетической системы воспитания, направленной на формирование навыков общения у подростков во многом определяет успешность иных средств и форм социально-педагогического воздействия.

Именно поэтому возникает необходимость включения в социально-педагогическую систему эстетического воспитания социально-педагогических программ формирования норм эстетического поведения и общения у подростков, основанных на системе социально-педагогических тренингов. В данном случае под системой тренингов мы понимаем неформальное социально-педагогическое мероприятие, направленное на получение подростками эстетических знаний, приобретение навыков позитивного общения, а также воспитание классного коллектива, способного решать учебные, творческие и иные задачи.

Жизненность такой системы - в её готовности взаимодействовать со всеми составными компонентами образовательного учреждения: разнообразными занятиями в сфере дополнительного образования или уроками в школе, промежуточным пространством между занятиями, досуговой или внеурочной деятельностью детей.

ГЛАВА ІІ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Диагностика уровня развития эстетических норм и особенностей межличностных отношений подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе экспериментальной работы

Цель эмпирического исследования – выявить уровень нравственно–эстетического развития подростков.

Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 133 г. Харьков средней школы в двух 11 классах данной школы, один из которых был избран в качестве контрольного, второй в качестве экспериментального.

На наш взгляд, наиболее методически обоснованным средством исследования нравственно–эстетического развития подростков являются методы социально-психологического тестирования.

Именно поэтому в процессе исследования уровня развития норм эстетического полвеления и состояния межличностного общения между подростками нами использовались две методики – методика изучения ценностных ориентации М. Рокича и методика социометрии, которая позволяет установить положение того или иного подростка в классе.

В ходе изучения ценностных ориентаций подростков в контрольном и экспериментальном классе мы имели возможность составить представление о состоянии их нравственно-эстетического развития.

Далее, используя метод социометрии, мы могли определить место того или иного в структуре класса, составить представление об уровне взаимоотношений подростков.

Далее сравнивая между собой полученные по двум методикам результаты, мы могли проанализировать, насколько уровень нравственно–эстетического развития того или иного подростка, влияет на его положение в классе, каким является отношение к подростку со стороны коллектива класса.

После проведения формирующего этапа экспериментальной работы, направленного на внедрение социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе, на контрольном этапе экспериментальной работы мы проводили повторную диагностику, в ходе которой анализировали динамику в развитии нравственно-эстетических качеств личности в экспериментальном и контрольном классах, а также изменения в социальных взаимоотношениях внутри классного коллектива.

Методика М. Рокича (см. Приложение), основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

1) Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Ориентация на терминальные ценности характерна для людей, обладающих достаточном уровнем развития морально – нравственной сферы, имеющих лидерский потенциал

2) Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Ориентация на инструментальные ценности свидетельствует о том, что в той или иной ситуации человек может поступиться нравственными принципами, приспосабливать свою манеру поведения к тем или иным обстоятельствам.