Смекни!
smekni.com

Коррекционная педагогика. Возрастная психология (стр. 31 из 51)

Уважаемые коллеги! Давайте вместе вспомним и зарисуем традиционную схему учебной аудитории, т.е. физического пространства, в котором осуществляется образовательная деятельность.

И попробуем ответить на простые вопросы, которые мы почему-то никогда себе не задаем; и обычно данные аспекты не осознаются:

1) Почему окна в учебной аудитории располагаются слева? Пожалуйста, подумаем вместе! Спасибо.

Дело в том, что в обычном положении световой стимул в большей степени засвечивает правый глаз и активирует за счет перекрестных связей зоны левого полушария. Это обеспечивает повышение эффективности левосторонней интеллектуальной, речевой деятельности, что улучшает показатели учебной работы. Поэтому левые позиции в образовательном пространстве занимают учащиеся преимущественно с правосторонней доминантностью зон мозга и соответствующих психологических систем, с подсознательной целью компенсировать недостаточность левосторонних систем.

Это определяет важность свободного выбора позиций учащихся в классе. При определении позиций учителем блокируется актуализация у ребенка соответствующих нейропедагогических процессов, может формироваться задержка развития ВПеФ, ВПФ.

Данным правосторонним типам, в частности, требуется большее визуальное пространство для активизации психической деятельности и доминирующего образного мышления. Для этого они используют зону окон (кто сидит у окон знают, что прямо или боковым зрением они включают внеаудиторное физическое пространство в деятельность). В негативном плане она может быть для них также зоной отвлечения. У этих учащихся преобладают перцептивные процессы в образовательной деятельности (принимающий тип личности).

2) Другой аналогичный вопрос. Почему вход в аудиторию находится спереди-справа? Пожалуйста...

Предполагается, что правые позиции наоборот занимают психотипы с левосторонней доминантностью психологических систем. Им в меньшей степени требуется световая стимуляция левого полушария. Наоборот необходимо снижение его избыточной активности.

С этой целью они подсознательно используют зону двери (зона выхода в негативном плане, когда учащийся мыслями уже на перемене, также вне образовательной зоны). Это психотип с доминированием интерактивной психической активности (отдающий тип личности). Вспомним в обыденном плане: левая рука - принимающая, правая - отдающая.

В образовательном пространстве также можно выделить зону изоляции (задние и задне-правые позиции), зону детерминации (передняя зона преподавателя), зону коммуникации (средняя учебная зона). Последняя зона является и зоной максимального нейропедагогического стресса. Поэтому на семинарских занятиях, контрольных работах учащиеся ее активно избегают.

При этом возникает явление нейропедагогического смещения учащихся в боковые и задние позиции (см. варианты). В результате отмечается три основные нейропедагогические конфигурации образовательного пространства в условиях реализации соответствующих механизмов психологической защиты от стресса (боковое смещение, заднее смещение, смешанный варинт). Левые позиции занимает «пасссивный» тип (пассивно-оборонительная реакция); правые позиции - «активный» тип (агрессивно-наступательная реакция); задние позиции - «неустойчивый» тип (защитно-изолирующая реакция).

3) Переходим к следующему аспекту. Почему расположение парт традиционно: по 3 продольных ряда и 4 поперечных ряда? Зачем вообще нужны ряды и двухместные парты? Пожалуйста...

Считается, что преобладающая зона восприятия находится в образовательном пространстве с левой стороны (перцептивная, афферентная, сенсорная, аффекторная зона). Преобладающая зона интеракции или взаимодействия находится в правой части образовательного пространства (интеракционная, эфферентная, моторная, эффекторная зона).

Средний продольный ряд занимают амбидекстры, у которых нет выраженной доминантности полушарий и психологические системы отличаются двусторонней организацией. Это зона коммуникативная, обьединяюшая перцептивные и интерактивные процессы; зона управления образовательной деятельностью.

Пары учащихся подбираются по принципу взаимодополнения их психотипов. Упрощенно: слева за партой располагается правосторонний тип; справа - его компенсирует левосторонний тип. При этом известно, что правосторонний психотип считается женским, а левосторонний - мужским. Подчеркиваем, уважаемые коллеги, - не обязательно по полу, а по психологическим особенностям.

Кстати многие общественные заведения и помещения имеют именно такую пространственную организацию. Для наглядности можно вспомнить наш Ученый Совет: подсознательно женщины занимают левые позиции, мужчины - правые; средний ряд - смешанный.

По богословской традиции в православном храме женщины обязаны стоять только в левом пределе, а мужчины - в правом во время богослужения. Иконостас традиционно оформлен аналогичным образом: слева иконы Богородицы, справа - Спасителя.

Вспомним, уважаемые коллеги, как структуировалась символически передняя зона класса (передняя стена) в дореволюционных школах? Пожалуйста, кто знает...

На передней стене слева - иконы, как источник духовной информации (перцепция); в центре портрет царя - как символ управляющего, организующего начала и доска с учебной информацией, учитель как символы образовательной коммуникации; в правом углу скамья для порки, розги, угол в который ставили коленками на горох (символ наказания, порицания, интерактивного взаимодействия).

То есть, существуют универсальные общие закономерности организации всех пространств: от духовного, к социальному, психологическому и физическому. Поэтому особенности структуры аудитории - это не столько результат архитектурной или санитарно-гигиенической традиции.

Это, прежде всего внешняя проекция на физическое пространство, внутреннего психологического пространства человека. Поэтому когда учащийся заходит в класс возникает эффект пространственного изоморфизма (соответствия) внутренних и внешних пространств, что повышает эффективность образовательной деятельности.

В результате перед нами возникает центральный вопрос лекции: как эти пространства между собой взаимодействуют в общей психологической структуре образовательного пространства? И что нейропедагогика может предложить для его анализа?

В частности, направление групповой динамики К.Левина опирается в своих исследованиях на теорию поля, в соответствии с которой законы социального поведения необходимо искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, их локализацию и измерение. Данная теория хорошо описывает нейропедагогические функции и механизмы в условиях анализа нейропедагогических полей образовательной деятельности учащихся.

Таким образом, мы с вами переходим к третьему вопросу:

3.Нейропедагогическая структура образовательного пространства

Особенностью нейропедагогической матрицы, предлагаемой для анализа образовательного пространства является ее психодиагностическая универсальность. На данную интегративную матрицу можно спроецировать методологические подходы различных психологических направлений. Например, мы рассмотрим сегодня ряд закономерностей с позиции трансактного анализа. Он позволяет проанализировать преимущественно психодинамичекий уровень организации образовательного пространства.

Трансактный анализ

В целом в структуре образовательного пространства можно выделить несколько нейропедагогических полей, в частности, вертикальные и горизонтальные.

1. Вертикальные нейропедагогические поля

Какие как вы думаете, коллеги, можно выделить вертикальные поля? И в чем заключаются их психологические особенности? (эксперимент с чтением)

В образовательном пространстве учебной аудитории можно выделить два вертикальных нейропедагогических поля (НПП) (рис.3). Верхнее НПП формируется преподавателем при проведении занятия в положении стоя, когда плоскость его коммуникации располагается выше плоскости социальной перцепции учащихся. Подобная нейропедагогическая позиция преподавателя, нередко считающаяся наиболее правильной.

Как вы думаете уважаемые коллеги, почему?

Верхняя позиция ассоциирована с нисходящим типом психологической интеракции. А это формирует с позиции трансактного анализа ролевую коммуникацию: Родитель-дети.

Понятно, что такой тип коммуникации часто обуславливает авторитарную форму педагогического взаимодействия, когда преподаватель с позиции «сверху-вниз» детерминирует передаваемую информацию. Часто это характерно, для преподавателей, имеющих опыт дошкольной и начальной школьной педагогики, у которых вырабатывается психологический стереотип педагогической роли «Родителя» (классная мама, классный папа). Поэтому весь процесс коммуникации нередко начинается типичным обращением даже к студенческой аудитории: «Дети...».

Нужно сказать, что в педагогику вообще идут преимущественно люди с родительским психотипом, чтобы всегда всех воспитывать и обучать. Часто в семье это старшие братья и сестры; или они перенимают роль Родителя от чрезмерно детерминантного отца, матери; или в неполной семье вынуждены брать на себя чрезмерно взрослые социальные функции.

Кроме того, верхняя нейропедагогическая позиция сопровождается чрезмерной психологической активацией преподавателя, так как орто-положение тела вызывает рефлекторно эрготрофную (стимулирующую) реакцию организма и нервной системы. Эрготрофный тип коммуникации характеризуется излишними психоэнергетическими затратами. Вызывая астению, снижая работоспособность он также может служить причиной психосоматических нарушений у преподавателя по типу тахикардии, артериальной гипертензии, язвенной болезни желудка и т.д.