Смекни!
smekni.com

Жизненный путь личности в работах Эрика Эриксона (стр. 5 из 7)

2.7. Идентификация личности и путаница ролей.

При переходе в пятую стадию (12 – 18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением любви и ревности к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдёт ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что сами они о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не совершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идёт.

В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности.

Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения. Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить своё «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенности в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к негативной идентификации, то есть отождествляет своё «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья. Но иногда лучше идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего «Я».

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясногопредставления о своей личности, ещё не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал своё Я ещё подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчёркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех её аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии ещё не гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось бы, проблем.

2.8. Близость и одиночество.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начала среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, во всяком случае, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание Я и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошёл предыдущие стадии. так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости.

Как уже говорилось, Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.


2.9.Общечеловечность и самопоглощенность.

Седьмая стадия - зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определённым родом занятий. Характеризуется развитием генеративности, чувства сохранения рода, выражающимся в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Чувство гордости за своих детей. Это период высокой продуктивности, творчества в самых разных областях. На этой стадии появляется новый параметр личности с обще человечностью на одном конце шкалы и само поглощенностью на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей. Он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

2.10. Цельность и безнадежность.

На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между целостностью и безнадежностью. Подведение итогов, спокойная взвешенная оценка прошлого, осознание цельности прожитой жизни, ее полноты и полезности, способность примириться с неизбежным, понимание того, что смерть не страшна.

Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Э. Эриксон установил 8 возрастных стадий развития, общих для всех людей. На каждой стадии решается психо - социальный конфликт. Развитие происходит как результат взаимодействия между биологическими потребностями индивидов и требованиями общества. Ядром, вокруг которого строится личность, является эго-идентичность. Э. Эриксон расширил фрейдистскую концепцию. Перенес ударение с «Оно» на «Я».

III. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОТЕКАНИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Ряд исследователей взрослого развития изучали сплетение когнитивных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий, пытаясь определить стадии, или периоды развития взрослых людей. Их исследования, как правило, опираются на данные обширных лонгитюдных интервью с представителя разных возрастных когорт. На основе этих интервью ученые установили, что описываемые респондентами проблемы и интересы относятся к определенным возрастным периодам. Центральным содержанием этих периодов развития, как правило, оказываются нормативно определяемые кризисы, конфликты или проблемы.

Кроме нескольких лонгитюдных исследований, существует относительно мало надежных данных о том, как изменяются люди в течение всей жизни. Основной причиной такого недостатка является лишь относительно недавнее признание психологами того факта, что взрослые люди тоже «растут». Карл-Густав Юнг одним из первых обратил внимание на вторую половину жизни, когда человек оказывается перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования.