Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по общей психологии Резепов И (стр. 3 из 25)

При качественном анализе особое внимание следует обратить на вновь зарождающиеся

или развивающиеся психические проявления, так как это позволяет установить не

только то, что характерно сейчас для человека, но и предвидеть перспективы его

психического развития.

Однако для объективности результатов исследования необходимо не только их

описание и качественная характеристика, всегда важно определить и доказать

типичность найденного качества. Это может быть сделано на основе количественной

обработки материалов исследования.

Наиболее широко используются методы альтернативного, корреляционного,

вариационного анализа.

Альтернативный анализ. При альтернативном анализе количественно оценивается наличие

или отсутствие различных свойств, признаков, качеств, психических явлений.

Именно выражение этих признаков в количественных показателях называют альтернативным

анализом. Наиболее часто при этом используются различные процентные показатели,

как-то: выраженное в процентах отношение между частью и целым и отношение между

частями целого.

Корреляционный анализ. Охарактеризовать степень взаимосвязи (или, как говорят,

тесноту связи) признаков психических процессов можно при помощи корреляционного

анализа.

В отличие от функциональной зависимости, при которой взаимосвязь признаков

удовлетворяет принципу однозначного соответствия, корреляционная зависимость

характеризуется принципом многозначности. Здесь при изменении значения одного

признака другие признаки будут принимать различные значения.

Вариационный анализ. Выше мы рассмотрели пример исследования, в котором изучался

объем внимания школьников, и видели, что испытуемые отличаются друг от друга по

объему внимания. Подобные отличия обнаруживаются, как правило, при изучении

любого из психических процессов или свойств. При изучении внимания различия

наблюдаются не только в объеме, но и в устойчивости, распределении, переключении

и т. д., т. е. величина этих признаков различна у каждого испытуемого. Это

различие в значении изучаемых признаков называется вариацией.

9. формирование основных психологических понятий и методов исследования

Разработка методологических основ еще недостаточна для возникновения науки как

самостоятельной области знаний. Для этого необходимо:

1) развитие ряда смежных с этой наукой областей знаний, на которые может

опираться вновь возникающая наука;

2) разработка вариантов экспериментального метода, который позволит собирать

научно-достоверные факты, отделять круг фактических данных, подлежащих анализу в

данной науке, от круга близких к нему явлений.

Первый трактат под названием «Психология» появился в 1590 г., т. е. за 300 лет

до выделения психологии в самостоятельную науку.

К концу XVIII – началу XIX вв. изменяется взгляд на душевнобольных. До этого

времени душевнобольной считался либо «божьим человеком», либо одержимым дьяволом.

И при том и при другом взгляде больного не лечили. Идея о том, что психическое

расстройство – болезнь, что ее нужно лечить, что она имеет свои причины,

позволила начать сбор большого числа фактов о психических расстройствах.

Начинают сравниваться норма и патология в психике.

Психика как свойство мозга не могла быть глубоко изучена до того, как сложились

физиологические и анатомические знания о ее субстрате.

Развитие анатомии и физиологии привело в начале XIX в. к открытию чувствующих и

двигательных нервов и формулировке на основе ана-томо-физиологических данных

понятия о рефлекторной дуге.

В конце XVIII в. и в первые два десятилетия XIX в. широкую популярность завоевала

френология, созданная Галем (1752–1822). Анатом по специальности, Галь выдвинул

идею о том, что способности заданы структурой мозга и зависят от количества

клеток, находящихся в данной структуре. Он считал, что по очертаниям черепа

можно судить о развитии мозга, а следовательно, и о способностях человека. Ни

одна из конкретных идей френологии не выдержала проверки. Но широкое распространение

френологии привлекло внимание физиологов к изучению роли мозга в психической

деятельности.

Работы Флуранса (1794–1867), Клода-Бернара (1813–1878), а позже Фритче и Гитцига

позволили значительно уточнить знания о функциях мозга. Фритче и Гитциг открыли

чувствующие и двигательные зоны в коре мозга. Брока (1824–1880) открыл моторные

центры речи. Вёрнике (1848–1905) открыл чувствующие центры речи. Таким образом,

на протяжении XIX в. мозг из непонятной и мало дифференцированной массы

превращался в орган, регулирующий психическую деятельность.

В XIX в. параллельно с исследованием мозга широко развилось изучение закономерностей

функционирования органов чувств.

10. Зарождение и развитие психологии как науки

Зарождение науки как самостоятельной области духовной жизни связано с возникновением

классового общества. Психические явления стали предметом философских работ. В

философии Древней Греции сложились две диаметрально противоположные, ясно

выраженные точки зрения на психику: материалистическая и идеалистическая, «линия

Демокрита и Платона».

Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из

атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание

мира происходит через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от

вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей. В отличие от

материального мира душа идеальна. Познание – это не взаимодействие психики с

внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до

того, как попала в тело человека. Объективный мир – лишь повод, а не объект познания.

Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета психологических

исследований. Аристотель, величайший древнегреческий ученый, выделил растительную,

животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика психики человека,

и психическое стало соотноситься с внутренним миром человека: его познанием,

переживаниями, поступками.

Период Средних веков не способствовал развитию психологических знаний. В

философии господствовало идеалистическое учение о душе как независимой от тела

нематериальной сущности. Религия запрещала изучение человека. Лишь в наблюдениях

некоторых философов и врачей были получены факты, несколько продвигающие знание

об отдельных психических явлениях. В эпоху Возрождения философами был написан

ряд трудов, где на основании самонаблюдения описывалась психическая жизнь человека,

его поведение, делались выводы о причинной зависимости одних явлений от других.

Разработка методологических предпосылок возникновения психологии. Начиная с XV в.

философами формулируются методологические предпосылки понимания психики, которые

явились основой становления психологии как самостоятельной науки. Рассмотрим

различные подходы к изучению психики, заложенные в трудах выдающихся философов.

Р. Декарт (1596–1650) наметил различные подходы к психике животных и человека.

Согласно его взглядам животные не обладают душой, а их поведение – ответ на внешнее

воздействие. Иначе говоря, психика животного строго детерминирована (определена)

внешними условиями. Человек, по Декарту, в отличие от животных обладает сознанием.

11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются

понятия «человек», «личность», «индивидуальность». При этом нередко они или

отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно.

Человек – это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу

млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т. е. способностью

познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу и в

соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек как биологический

вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками

которой являются: прямо-хождение, наличие рук, приспособленных к труду, высокоразвитый

мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим

потребностям, интересам и идеалам.

Человек вместе с тем существо общественное, и это самый главный его признак.

Общественная жизнь и труд не только совершенствовали природную организацию

человека, но и подчинили ее себе. Человек – носитель сознания, которое само по

себе является общественным продуктом. Лишь в обществе и благодаря обществу человек

оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои

внутренние процессы, соотносить желания и состояния с внешними обстоятельствами

жизни и действовать разумно. Самосознание является вершиной развития сознания

человека как в филогенезе (истории рода), так и в онтогенезе (истории жизни

индивида).

Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность – категория

общественно-историческая. Общественная сущность и социальные функции личности

являются главными показателями в ее характеристике.

Личность – деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий

определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Позиция личности – это система ее отношений. Эти отношения характеризуют

нравственный облик личности, ее социальные установки.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности,

то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность»