Больший уровень свободы в СИ делает личность более творческой и позволяет находить решения вне сложившихся стереотипов. Альберт Эйнштейн считал, что каждые пять лет физик должен менять сферу исследований. Многие крупные писатели сменили целый ряд профессий.
Наконец, очень важно подойти к осознанию духовного уровня СИ. Подробное обсуждение того, какими методами этого можно добиться выходит за рамки данной статьи. Некоторые подходы духовного развития изложены в [1 - 3]. Важно отметить, что модель уровней СИ может быть с успехом использована и в контексте духовного развития.
Один из нетривиальных способов подойти к духовному уровню самоидентификации - осознанно пройти через все уровни СИ сверху вниз.
Таким образом, мы как бы используем уровни СИ в качестве ступенек для прохода вглубь. Описание одного из вариантов такого процесса вы найдете в Приложении (Процесс 1)
Истинно духовный путь отличается тем, что жесткие структуры СИ “размягчаются” и в конечном итоге исчезают. С позиции КТИ необходимость такой “дезидентификации” связана с разрушением экранов и облегчением доступа к духовному уровню сознания. Путь полного отказа от СИ является, по-видимому, далеко не самым простым, но именно он может дать возможность быстрого глубинного прохода к духовным слоям. Описание такого прохода можно найти в книге Германа Гессе “Сиддхартха” (см. Лирическое отступление 4).
Резюме
В терапии различных проблем, связанных с кризисом самоидентификации, а также в методиках личностного развития можно применять следующие подходы:
Добиться большего осознания уровней СИ.
Прояснить искусственные социальные идентификационные стереотипы и страхи, с ними связанные.
Сделать структуру СИ более гибкой. Исследовать структуру СИ и допустить возможность ее изменения, сделать выбор идентификации более осознанным.
В случае, если проблемы существуют на одном из уровней СИ, осознанно направить энергию на другой уровень.
В случае, если почти вся энергия направлена на один или два уровня, определить способы более гармоничного перераспределения энергии.
Использовать уровни СИ как “ступеньки” на пути к осознанию духовного уровня СИ.
Приложения
Лирическое отступление 1
Влияние эволюционно-видовой СИ можно (и очень интересно) исследовать и в условиях западного общества.
В модели КТИ [1] формирование глубоких слоев сознания объясняется с позиции эволюции человека как биологического вида. Подробно этот подход исследован в эволюционно структурной психологии [3]. В сознании каждого человека существуют глубинные области, соответствующие сознанию различных животных. Более доступны области, связанные с млекопитающими, менее - с птицами, еще менее - с рыбами и рептилиями.
В состоянии транса, медитации или другом измененном состоянии сознания вы можете заняться поисками своего тотемного животного или животных. Такие практики существуют и в шаманизме, и в NLP (субличности животных), и в различных практиках New Age, в частности, в свободном дыхании. В группах, которые проводят такие опыты в России, чаще всего возникают образы, связанные с млекопитающими, что вполне объяснимо с позиции КТИ.
Поиск внутреннего тотемного животного может дать мощный источник силы [1], [3].
Интересное наблюдение можно сделать в связи с соотношением видов животных и типологией людей. С известной долей условности, можно выделить две большие категории людей, в которых сильно проявлены качества семейств кошачьих и собачьих (крайне редко - и тех и других одновременно).
Люди-кошки - индивидуалисты, больше ценят сами отношения, нежели семью, каковой зачастую и не имеют (или имеют, но недолго или не совсем обычную). Процесс ухаживания для них гораздо важнее и интереснее всего, что за ним может последовать. Тяготеют к индивидуальным формам творчества, обладают хорошими задатками в области интуиции и нетривиальных решений логических задач, среди них чаще встречаются экстрасенсорные способности. Испытывают сложности в тактическом планировании жизни, стараются каждый раз искать новые пути. Не выносят давления начальства и жестких иерархических структур. Тяготеют к ночному образу жизни, если им не мешать - будут ложиться спать засветло и просыпаться после полудня. Стараются выбирать виды деятельности, связанные с чередованием интенсивной работы и длительного расслабления. Могут достичь хороших результатов в областях, требующих внутреннего сосредоточения (например, спокойные медитативные практики - дзен, випассана и др.). Неравнодушны к средствам, изменяющим сознание (у кошек - валериана, у собак - нет). Больше спят. Меньше потеют. Чаще заводят кошек.
Типичный пример человека-кошки - Эрнст Хемингуэй, кстати, очень любил кошек и постоянно держал нескольких, хотя, по мнению его биографа (видимо не знакомого с настоящей статьей), писателю больше подошли бы собаки.
Люди-собаки. Для них важны семейные ценности. В сексе и ухаживаниях не особенно изобретательны. Большое внимание уделяют семье и родственникам. Тяготеют к групповым видам деятельности. Любят работать в коллективе с четко выстроенной иерархией. Для них очень важен собственный статус в обществе. Любят работать по четко и заранее выработанному плану, не обязательно своему. Тяготеют к дневному и утреннему образу жизни. Могут достигнуть хороших результатов в областях, где важно постоянно и упорно следовать определенной стратегии. Из всех духовных и личностных практик выбирают более экстатические: медитативный бег, шаманские практики и т. д. Если и пьют спиртное, то скорее, чтобы расслабиться, нежели для того, чтобы получить интересные ощущения. Меньше спят. Больше потеют. Чаще заводят собак.
Разумеется, ярко выраженных “собак” или “кошек” не так уж много. Вы можете посмотреть, какого начала - собачьего или кошачьего больше в вас. И наконец, собачье или кошачье начало в человеке это врожденное или приобретенное качество?
И то и другое! Если вы чувствуете, что в вас не хватает кошачьего начала, больше общайтесь с кошками - и с людьми-кошками, и с настоящими кошками. То же верно и для собак и, вероятно, для попугаев. Причем общайтесь не поверхностно, а на как можно более глубоких уровнях. Опыт автора подтверждает что за достаточно долгий период близкого общения человек и домашнее животное начинают удивительно походить друг на друга. Хотя ярко выраженную кошку или собаку, наверное, уже не переделаешь!
Кризисы СИ в жестко иерархическом обществе часто приводят к тому, что на фоне общего ослабления морали, воровства и насилия появляются выдающиеся духовные лидеры, гениальные писатели, ученые и т. д.
Создание нового направления в науке, искусстве или духовной мысли уже можно рассматривать как своего рода кризис СИ для данного конкретного человека. Действительно, если в США или Европе человек жестко идентифицирует себя как психоаналитик (гештальт-терапевт, мастер Рэйки или ребефер), то, как правило, у него нет ни сил, ни желания заниматься чем-то еще, так как существует риск потерять уже сложившуюся СИ и весь комплекс отношений с этим связанный. В крайнем случае, человек сменит СИ с ребефера на гештальт-терапевта, но попытки сочетать различные подходы вне сложившейся системы идентификаций довольно редки.
На одной из международных конференций автор участвовал в клиническом разборе. Женщина, психотерапевт из Англии рассказывала долгую и не лишенную драматичности историю лечения фобии методами гештальт-терапии. В перерыве автор поинтересовался, не пробовала ли она применить такие-то и такие-то методы, отличные от гештальт, что, по-видимому, могло дать значительно более быстрый и более “мягким” способом. Ответ был достаточно красноречив: “Это у вас, в России, можно пробовать все, что угодно, а у нас, если я пишу, что я гештальт-терапевт, то я - гештальт-терапевт”.
В России годы кризисов СИ давали миру выдающихся писателей, философов и общественных деятелей. Возможно, в этом историческое назначение России как полигона мировой культуры.
Интересно рассмотреть, как именно произошел последний кризис СИ в России. Как уже отмечалось, существуют несколько основных способов преодоления таких кризисов в иерархических обществах.
Алкоголь или средства, изменяющие сознание.
Информационный шум.
Пропаганда сверхцелей и эксплуатация образа врага.
Внедрение сложной многоступенчатой внутренней иерархии уровней СИ, так, чтобы энергия расходовалась не на осознание всей картины, а на достижение следующего уровня.
В СССР все эти способы использовались в полной мере. Сложная иерархическая система появилась уже в 1918 г. (тогда она была связана с пайками и включала несколько десятков уровней), образ врага постоянно развивался на протяжении всей истории страны.
Ю. Андропов предпринял последнюю попытку реанимировать разрушающуюся систему уровней СИ советского общества. Водка подешевела, установили новые ракеты, отчего международная обстановка резко обострилась, внутри страны начали очередную кампанию борьбы с ворами и прогульщиками, война в Афганистане успешно продолжалась.
М. Горбачев оказался тем действительно великим человеком, который словно специально и целенаправленно разрушил все упомянутые структуры. Доступ к алкоголю резко ограничили, цензуру ослабили, войну прекратили, международная обстановка резко разрядилась, и образ врага очень сильно поблек в массовом сознании. Результат известен. Похоже, он оказался достаточно неожиданным для самого автора реформ, что тем более подчеркивает его величие.
Михаил Горбачев воплотил очень глубокий архетип русского Ивана, который делает черт знает что, зачастую сам не понимает - что именно, но, в конечном итоге, получается, как Бог велел, т. е. наилучшим в данной ситуации образом. Не случайно архитектором нынешнего кризиса СИ в России стал именно такой русский судьбоносный (именно судьбоносный, т. е. инструмент Судьбы) лидер, отмеченный не столько печатью логического мышления, сколько печатью Провидения. Что еще раз подтверждает известную русскую пословицу, но уже в социальном контексте - “Для России ум хорошо, а счастье лучше”.