"Ветер с Востока"
Цифровая коллекция видео-произведений "Ветер с Востока" - это коллекция видеоработ российских художников, составленная московским куратором Татьяной Mогилевской и французским видеорежиссером и веб-мастером Жилем Морелем. Коллекция была основана в 1994 году и предназначена для распространения информации о современном российском искусстве. Следующий проект тех же авторов - ресурс "3 рубля 62 копейки" содержит информацию о 150 российских, украинских и молдавских художниках: выставки, биографии, анонсы и статьи о художественных событиях, архивные материалы по видео и медиа искусству, инсталляциям, перформансам, лэнд-арту. Сама по себе коллекция представляет интерес скорее как поле для исследовательской, чем для преподавательской деятельности.
Второй этап нашего исследования заключался в связывании материалов коллекции с текстом учебного курса по культурологии, в котором были использованы тексты лекций Татьяны Могилевской "История аудио-визуального искусства в России".
Третий этап заключался в связывании материалов коллекции с самостоятельной деятельностью студентов. Для решения этой задачи мы использовали собственную разработку сетевого варианта техники репертуарных решеток. Это психологическая технология для изучения системы индивидуальных представлений, основанная на психологии персональных конструктов Дж. Келли. При работе с решеткой, человек в явном или неявном виде заполняет своими субъективными оценками матрицу, по столбцам которой варьируют различные объекты (элементы, заданные с помощью специальной инструкции), а по строкам - различные признаки, отражающие личностные конструкты. С помощью многомерного анализа решеток репрезентируются индивидуальные и групповые когнитивные модели. Последние представляются в виде кластерных деревьев или семантических пространств. Специально созданное программное обеспечение позволяет использовать в процедуре классификации видеофрагменты, так же как и другие коллекционные записи [Travina L., Patarakin E., 1997, Патаракин Е.Д., Борисов В.В., 1998].
В ходе практических занятий с системой repweb студенты предлагают собственные конструкты - критерии оценки сетевых произведений и произведений современного российского видеоискусства. В ходе семинара студенты предлагают собственные основания для классификации видеопроизведений российских мастеров. При этом фрагменты произведений постоянно доступны для анализа и сравнения. Нажатие (clicking) на любую из картинок приводит к тому, что пользователю проигрывается указанный им видео-фрагмент. Таким образом, на протяжении всей процедуры выявления оснований классификации, в ходе дальнейшего ранжирования фрагментов по этим основаниям и в ходе промежуточного анализа результатов студенты имеют возможность обращаться к первоисточникам и просматривать коллекционные записи. Кроме того, они могут познакомиться с конструктами, которые были предложены экспертами в ходе лекций, и посмотреть на изучаемый материал сквозь решетки экспертов. Общая схема включения материалов коллекции в учебные тексты и учебную активность представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Использование коллекции "Ветер с Востока".
Виртуальная Пустынь - http://www.uic.nnov.ru/pustyn/
Цифровая коллекция изображений и описаний животных на сайте Виртуальная Пустынь поддерживается сообществом практических экологов и биологов экоцентра "Дронт", которые наполняют базу данных сведениями о растениях и животных Нижегородской области. Проект начался с издания определителя животных и действует в настоящее время как открытый ресурс. Разработаны правила описания и занесения объекта в базу данных. Эти же правила с небольшими изменениями действуют и в отношении других электронных коллекций экологического центра - текстов, картин, видеозаписей. Все желающие могут получить перечень доступных в настоящий момент коллекционных записей и правила включения записей в материалы учебных текстов. Поскольку эти правила одинаковы для всех записей, то работу по включению коллекционных записей в учебные материалы можно доверить программному агенту. Программный агент помогает создавать новые тексты, которые автоматически включают в себя ссылки на объекты из баз данных. Содержание баз данных в рамках сообщества экологов может использоваться всеми его членами для построения самостоятельных более содержательных и более зрелищных документов и лекций. Многочисленные коллекции фотографий и определители видов, которые были созданы сотрудниками нижегородского экоцентра, теперь активно используются в текстах рассказов и лекций. Мы можем варьировать агенты и видоизменять степень того, насколько подробно и специально добавляемое описание. Перевод линейного текста лекции в мультимедийную форму происходит автоматически. На сайте Виртуальной Пустыни представлены новеллы, в которых достаточно часто упоминаются различные виды растений и животных. Использование программного фильтра позволяет добавить к сообщениям изображения и краткие описания этих видов. Общая схема использования коллекций растений и животных представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Использование коллекций экоцентра.
Коллективный гипертекст нижегородской области
В 2002 году учебное сетевое сообщество, включающее команды из 14 школ, работало над созданием коллективного гипертекста, представляющим жизнь деревень нижегородской области. На начальных этапах проекта преподаватели школ - участниц проекта договорились об общем списке объектов, которые будут представлены каждой деревней. Всего было предложено около 70 объектов. Из них в ходе обсуждения с учителями были оставлены значимые для всех 50 объектов. В качестве наиболее удобного и понятного всем участникам проекта был выбран плоский формат представления данных, когда каждая запись состоит из строки со следующими ячейками:
Название; Изображение; Текстовое описание; Аудиозапись; Видеозапись. Каждая группа участников проекта наполняла свою базу данных, но подавляющее большинство ключевых слов для всех команд были одинаковы. Обязательны к заполнению были около сорока общих позиций. В данном случае не так важно, как хранится объект, и какие поля записей для него приняты. Важнее то, что форма хранения открыта всем, и мы можем научить как людей, так и программные агенты использовать агенты из наших коллекций.
В ходе весенних экспедиций в апреле-мае 2002 года во всех деревнях, участвующих в проекте, были сделаны цифровые фотографии большинства из указанных объектов. Для некоторых объектов были так же сделаны аудио- и видеозаписи. В результате мы получили специфичные для каждого села цифровые коллекции медиа-объектов.
В ходе летних школ команды старшеклассников из 9-11 классов завершили сбор цифровых материалов - фотографий, аудиозаписей и частично видеозаписей. В ходе создания этой коллекции медиа-объектов была предложена и апробирована модель передвижной медиатеки, облегчающей информационный обмен в тех случаях, когда сетевые коммуникации достаточно слабы либо отсутствуют. В ходе сбора материала в каждой деревне эти материалы сохранялись в базе данных и представлялись в виде веб-сайта. По завершении школы все материалы записывались на CD и этот диск отправлялся в следующую деревню. Каждая последующая сельская школа получала весь наработанный к этому времени материал, и часто этот материал использовался, как отправная точка для следующей деятельности. Таким образом, удалось обеспечить транспорт материалов и идей из одной школы в другую.
Как и ожидалось, работа с современными цифровыми устройствами вызвала у школьников горячий интерес. Кроме того, они дополнили базы данных свои собственными рассказами об объектах. Мы попросили школьников записывать в раздел "Описание" только свои личные отношения к объекту или свои собственные воспоминания. Такая постановка задачи объясняется тем, что для многих объектов мы уже получили достаточно полную информацию и их отстраненные рассказы вряд ли смогут добавить к этой информации что-то новое к фотографиям, аудио- и видеозаписям. Для большинства участников проекта такая задача оказалась достаточно сложной и непривычной. Выяснилось, что цифровые фотографии, аудио- и видеозаписи не упрощают работу школьников по написанию собственных текстов. В каком то плане их работа сделалась даже более сложной, поскольку теперь они не могли спрятаться за обезличенное описание людей и предметов. Например, раньше они могли ограничиться сторонним описанием семьи Кабалиных, потомственных плотников, построивших все мосты вокруг села и высланных в Архангельскую области в 1931 году. Теперь мы обладаем аудио-записями самого Алексея Кабалина и от участников проекта ожидается описание своих личных отношений и воспоминаний о семье Кабалиных. Это же справедливо и по отношению к неживым объектам. Если у нас есть фотография ручья, запись его журчания, то от участников проекта ожидается запись личных воспоминаний. Казалась бы простая задача, как выяснилось, полностью противоречила предыдущему опыту школьников. Расхождения в устных рассказах и письменных записях иногда были очень значительными.
Сами тексты рассказов создавались командами школьников и представляли сочинения на тему: "Один день школьника в нижегородской деревне...".Обычный рассказ, в котором герои действуют на фоне деревенского пейзажа с его колодцами, дорогами, реками мостами, встречаются с учителями, старожилами, умельцами под воздействием программного агента мгновенно превращается в гипертекст, наполненный фотографиями, звуками, видеозаписями. Таким образом, в результате совместной деятельности сетевого сообщества учителей, учеников и программных агентов мы получили многомерный мир, сотканный из множества ссылок и воспоминаний. За счет действия программного агента эти учебные рассказы-сочинения расширяются и поясняются дополнительными рассказами, фотографиями, аудио- и видеозаписями. Поскольку в нашем распоряжении находится несколько вариантов записей, связывающих одно и то же слово с различными для различных деревень фотографиями, рассказами и аудиозаписями, то мы можем дополнить текст рассказа, созданный жителями другой деревни, записями, сделанными в другой деревне. Для этого достаточно лишь указать программному агенту, какие записи нужно использовать. Это не только интересная техническая возможность - мы довольно часто наблюдали, как школьники использовали для просмотра и расширения своих текстов цифровые записи, сделанные другими командами. Схема обращения к материалам цифровой коллекции, как к точке зрения другого человека, представлена на рисунке 5.