При выборе психоаналитика в нашей стране главное – найти круг профессионалов, например, психоаналитическое общество или институт, а не шайку шарлатанов. А уж среди профессионалов ваше бессознательное не замедлит выбрать подходящую фигуру. Обычно люди довольно долго думают, прежде чем прийти к психологу. У них, как правило, есть сознательные и бессознательные фантазии о том, что из себя представляет человек, который сможет им помочь. Не стоит преувеличивать роль разума в этом выборе. Как вы выбираете близких людей? Да никак! Они как-то сами выбираются. Каждого из нас тянет к определеному типу личностей. Почему-то мы симпатизируем одним людям, и с первой встречи терпеть не можем других. Это не объяснишь разумом и логикой. Мы еще не успеваем ничего сообразить, а впечатление о человеке и отношение к нему уже сложилось на основании мелочей, которых мы даже не замечаем. Это всем знакомо. Также и в выбре психоаналитика, - хотите вы или нет, скорее всего вы выберете того, кто вам нужен. Так что на вопрос как выбрать психоаналитика можно дать и другой ответ, который может показаться нелепым – никак. Его не нужно выбирать. В выборе психоаналитика мы также движимы бессознательными фантазиями, как и при выборе друзей, любовниц, мужей, жен и партнеров по бизнесу. Психика сама бессознательно ищет объекты, от которых может получить то, чего ей не хватает. Поэтому главное – искать в профессиональных кругах.
Что происходит во время анализа
Главное правило психоанализа предельно простое: говорить все, что приходит в голову. В общении с аналитиком нет запретных слов и тем.
Начало анализа похоже на беседу с попутчиком в поезде. Человеку, с которым вы случайно оказываетесь в одном купе, при наличии доверия с вашей стороны, желания слушать - с его и обоюдной симпатии вы можете со спокойной душой рассказать о себе самое сокровенное. Во-первых, потому, что нет причины опасаться последствий своих откровений, так как вряд ли когда-нибудь вы снова с ним пересечетесь, а во-вторых, и у вас, и у него нет заранее сформировавшегося отношения, которое могло бы помешать освободиться от груза переживаний.
Аналитик в начале работы и есть такой "случайный попутчик", которому мы симпатизируем (иначе мы бы к нему не пошли), с которым мы не пересекаемся в обычной жизни (не брать друзей и знакомых - правило профессиональной этики), который хочет и умеет слушать (подразумевается по определению). Более того, аналитик заведомо не будет осуждать, критиковать или поучать.
В жизни у каждого из нас есть множество социальных ролей. Нужно быть хорошим отцом, ответственным сотрудником, примерным сыном, справедливым начальником. Не только окружающие заинтересованы в этом, но и сам человек чувствует себя обязанным соответствовать ожиданиям близких. Где же человеку быть самим собой? Психоаналитику же клиент не обязан ничем. В кабинете психоаналитика можно осмелиться быть самим собой, со всеми слабостями, капризами, тревогами, страхами, ненавистью и злобой.
Хотя психоанализ - процесс формальный (в том смысле, что вы обращаетесь за помощью к специалисту и оплачиваете его услуги), у вас, тем не менее, начнет формироваться определенное отношение к аналитику, как и к любому другому человеку, с которым вы периодически общаетесь. Через некоторое время, выговорившись и выложив наболевшее, вы, скорее всего, обнаружите, что появились темы, о которых вам не хочется говорить. Или вам попросту перестанет что-либо приходить в голову. Вы можете отметить, что вам уже далеко не безразлично, как реагирует аналитик на ваши рассказы. Не все равно, что он о вас думает. Мысленно вернувшись в наш иллюстративный поезд, представим, что вы едете, скажем, пару месяцев - за такой срок у вас сложатся вполне определенные отношения с вашими соседями. Кого-то вы станете недолюбливать, кого-то подозревать, кому-то завидовать, с кем-то искать дружбы, кому-то подражать, кого-то избегать или ревновать.
У вас появится эмоционально окрашенное отношение к аналитику. Оно может быть самым разным, но нейтралитет с налетом симпатии сохранить, скорее всего, не удастся. Например, вы отметите, что аналитик вас почему-то раздражает или вы, оказывается, его ревнуете. Вы можете начать завидовать его человеческим качествам или презирать за невзрачную внешность. Часто клиенты, свободно рассуждающие о своей сексуальной жизни на первых встречах, через некоторое время обнаруживают, что им стало стыдно откровенничать на эту тему. Заметив это, они понимают, что аналитик перестал быть для них отстраненным специалистом, а превратился в эмоционально значимую фигуру. Отношение к аналитику будет формироваться в основном по законам вашей психики, так как аналитик в традиционном психоанализе придерживается нейтральной позиции. Аналитик не будет оценивать ваши поступки, учить жизни или давать вам советы. Скорее всего, он воздержится от рассказов о себе, а также от каких-либо суждений по различным поводам.
Нейтральность нужна для того, чтобы как на чистой доске вы смогли увидеть ваши собственные сценарии отношений и стереотипы восприятия. Чтобы вы поняли, какова ваша роль в сложностях и проблемах, от которых вы хотите избавиться. Все внутренние конфликты, все стереотипы поведения и восприятия неизбежно проявятся в общении с аналитиком, и именно на примере этих отношений вы сможете не просто интеллектуально понять, а прочувствовать их в действии, оценить их адекватность и увидеть их автоматический и всеобъемлющий характер.
Важнейшая функция психики – переработка психического напряжения. Каждый прибегает при этом к индивидуальным, многократно испытанным приемам, сформированным в течение всей жизни. Например, человеку в автобусе наступили на ногу. Кто-то начнет орать, закатит истерику, другой промолчит, но в своем воображении пустит в обидчика очередь из «калашникова» и успокоится, третий умиротворит себя тем, что человек устал, плохо стоит на ногах и потому - простительно, четвертый дома наорет на жену. Также как в жизни на одно и то же событие каждый реагирует по своему, на все ограничения, на любые события в ходе анализа вы будете реагировать сугубо индивидуальными способами, многократно испытанными в ходе всей вашей жизни. Вы их уже давно не замечаете, настолько они стали автоматическими и воспринимаются вами, как нечто абсолютно естественное и само собой разумеющееся.
Например, вы заметите, что опасаетесь похвастаться перед аналитиком новой покупкой, подозревая, что он будет завидовать вам. Но если вам ничего неизвестно о личных качествах аналитика, задайте себе вопрос: откуда у вас предположение о его зависти и чем она для вас опасна? Не вмешался ли сюда ваш прошлый опыт и не применяется ли без разбору ко всем, с кем вам приходится общаться? Задача аналитика – увидеть сформировавшиеся у вас стереотипы восприятия и показать, что и в общении с аналитиком и за пределами аналитическго кабинета вы прибегаете к одним и тем же испытанным приемам, даже если они недаекватны ситуации.
В ходе анализа молодой, привлекательный и успешный мужчина, выразил уверенность о том, что его аналитик (женщина), несомненно, пользуется большим успехом у мужчин и, скорее всего, имеет нескольких любовников, на фоне которых он явно проигрывает. О реальной личной жизни аналитика он ничего не знал. В процессе терапии он впервые понял, что таким образом воспринимает любую понравившуюся ему женщину, и смог задуматься над тем, когда и как у него сформировался именно такой стереотип восприятия.
Психоанализ основан на идее о том, что нами во многом руководит бессознательное. Составить о нем картину на основании мелочей, ничего не значащих на первый взгляд поступков, сновидений – вот задача аналитика. Бессознательное можно сравнить с грамматикой или с линиями магнитного поля. Грамматика нигде не написана, но она структурирует написанное. Линии магнитного поля сами по себе не видны, но располагают определенным образом оказавшиеся в поле действия железные опилки. Грамматика организует слова, а бессознательные фантазии организуют поступки и высказывания, структурируют эмоциональную жизнь, влияют на выбор работы или партнера, на творческие способности, на выбор профессии и круга общения.
Бессознательное структурирует психическую активность в самых разных сферах. Так один из клиентов в какой-то момент заметил, что пишет статьи и занимается сексом по одной и той же схеме. Начнет писать, набросает основные мысли на пару абзацев, идею выразит и после этого ему нужно срочно прерваться, покурить или посмотреть телевизор. Точно так же, начав приставать к жене, он через минуту должен был обязательно прерваться под каким-нибудь предлогом. По его словам он еще в детстве, когда занимался моделированием вел себя также. Ему было невыносимо скучно доводить модель до конца – его интересовал только этап поиска решения. Если модель в принципе работала, то оформлять ее окончательно, доводить до конца, вставлять в корпус было уже совершенно неохота. Интерес пропадал. Это пример того, как бессознательная фантазия структурирует поведение в совершенно разных областях – в творческой, в сексуальной и в профессиональной.