Эмоции
Маслоу подчеркивает важность позитивных эмоций для самоактуализации. Он полагает необходимым исследовать такие состояния, как счастье, невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному функционированию.
Интеллект
Маслоу подчеркивает необходимость холистического мышления, обращающего внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что "пик-переживания" часто являются поразительными примерами мышления, прорывающегося через дихотомия, в которых мы обычно воспринимаем реальность. В таких случаях часто рассказывают о переживании прошлого, настоящего и будущего в единстве, видения жизни и смерти как частей единого процесса, осознавания добра и зла в единстве.
Холистическое мышление свойственно также творческим мыслителям, преодолевающим прошлое и выходящим за пределы условных категорий ради исследования возможных новых отношений. Это требует свободы, открытости и способности иметь дело с неопределенным и неоднозначным.
Такая неопределенность, которая может пугать одних, для других составляет сущность радости творческого решения проблемы.
Маслоу пишет [18], что творческие люди центрированы на задаче, а не на средствах. Центрированная на проблеме деятельность определяется прежде всего требованиями доставленной цели. Люди же, ориентированные на средства, заняты технологией, методикой, так что часто выполняют очень хорошо продуманную работу с тривиальной задачей. Центрированность на проблеме противопоставляется также центрированности на собственном эго, что часто искажает видение вещей в сторону желаемого в отличие от действительного.
Самость
Маслоу определяет самость как внутреннюю природу или сердцевину индивидуума - его собственные вкусы, ценности и цели. Понимание собственной внутренней природы и действование в соответствии с ней существенно для актуализации самости..
"Самоактуализирующиеся люди, достигшие высшего уровня зрелости, здоровья и свершений, могут столь многому научить нас, что иногда просто кажется, что это люди другой породы" [17. с. 71].
Маслоу подходит к пониманию самости посредством изучения чех индивидуумов, которые живут в наибольшем согласии с собственной природой, которые представляют собой лучшие примеры самовыражения и самоактуализации. Вместе с тем Маслоу не обсуждает специально самость как специфическую структуру в личности.
Терапевт
По Маслоу, психотерапия эффективна прежде всего потому, что она предполагает интимные и доверительные отношения между людьми. Как и Адлер, Маслоу считает хорошего терапевта подобным старшему брату или сестре, помогающим другому с заботой и любовью. Маслоу предлагает модель "помощи даоса" - помощи без вмешательства. Так хороший тренер занимается с атлетом, естественно развивая и совершенствуя его индивидуальный стиль и вовсе не стараясь сформировать всех учеников сходным образом.
"Не раз говорилось, что терапевт может в течение 40 лет повторять одни н те же ошибки и потом называть это "богатым клиническим опытом" [17, с. 87].
Маслоу редко касается психотерапии в своих сочинениях. Хотя сам он проходил психоанализ в течение нескольких лет н получил неформальное психотерапевтическое образование, его больше интересует исследование н писание, чем терапия.
Маслоу рассматривает психотерапию как способ удовлетворения фундаментальных потребностей в любви и уважении, которые фрустрированы практически у всех, кто обращается за психологической помощью. В [18] он утверждает, что теплые человеческие отношения могут оказать в значительной степени такую же поддержку, как та, которую предоставляет психотерапия.
Хороший терапевт должен с любовью и заботой относиться к сущности тех, с кем он работает. В [19] Маслоу указывает, что те, кто стремится манипулятивно изменять других, обнаруживают отсутствие как раз этих качеств. В качестве примера он указывает, что человек, действительно любящий собак, не станет подрезать им уши или хвост, а человек, действительно любящий цветы, не станет обрезать их ради "красивого рисунка".
Оценка
Сила Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта.
Экспериментальные работы Маслоу, как правило, незакончены; их правильнее было бы называть "разведывательными", нежели собственно экспериментальными, и сам он вполне признавал это: "Мне как будто не хватает времени для тщательных экспериментов. Они занимают слишком много времени, если смотреть на это с точки зрения моих лет и того, что я хочу еще сделать. Так что сам я делаю лишь небольшие "пилотажные" исследования с немногими испытуемыми, которые не годятся для публикации, но достаточны, чтобы я убедился, что они, по-видимому, справедливы и когда-нибудь подтвердятся [8, с. 66-67].
"Я - психолог нового рода, теоретик, вроде представителей теоретической биологии... Я считаю себя ученым, а не эссеистом или философом. Я чувствую себя привязанным к фактам и связанным фактами, хотя скорее воспринимаю их, чем занимаюсь их созданием" [8, с. 63].
Такая процедура имеет свои недостатки. Например, данные маленьких и тенденциозных выборок статистически недостоверны. Однако Маслоу никогда и не стремился экспериментально "доказать" или верифицировать свои идеи. Его исследования скорее были направлены на прояснение и детализацию его теоретизирования.
Тем не менее Маслоу иногда напоминает кабинетного философа, остающегося чуждым возможному противоречию с новыми фактами и новым опытом. Как правило, он был вполне уверен в том, что хотел продемонстрировать в своих исследованиях, и редко он обнаруживал новые данные, изменяющие его предшествовавшие идеи. Например, Маслоу постоянно подчеркивал позитивные источники "пик-переживаний": опыт любви, красоты, прекрасной музыки и т.п. Возникновение "пик-переживания" вследствие негативных переживаний, как правило, им игнорируется, хотя многие рассказывают, что их наиболее глубоким "пик-переживаниям" предшествовали негативные эмоции - страх или депрессия, - которые преодолевались, превращаясь в сильные положительные состояния (см., например, У. Джеймс "Разнообразие религиозного опыта"). По определенным причинам исследования Маслоу редко обнаруживали такого рода новую информацию.
"Я довольно скоро был вынужден прийти к заключению, что большой талант не только более иди менее независим от доброты характера или здоровья, но что мы вообще мало о нем знаем" [17, с. 135].
Как бы то ни было, эта критика Маслоу довольно тривиальна. Его значительные достижения как психолога состоят в подчеркивании позитивных измерений человеческого опыта, возможностей достижения для людей. Маслоу был вдохновителем едва ли не всех гуманистических психологов. "Журнал Трансперсональной психологии" (2. 197С. IV) назвал его "величайшим американским психологом после Джеймса". Хотя такая оценка может показаться несколько экстравагантной, но вряд ли кто-нибудь из гуманистических психологов будет отрицать его центральное место как оригинального мыслителя и пионера в области психологии человеческой потенциальности.
Теория из первых рук
Нижеследующие отрывки из дискуссии между Маслоу и некоторыми другими психологами взяты из "Журнала Трансперсональной психологии" (1972. ?4.С.112-115).
"Я обнаружил, что с возрастом мои "пик-переживания" становятся менее интенсивными, а также менее частыми. Обсуждая это с другими людьми, приближающимися к старости, я узнал, что у них происходит подобное. Мне кажется, что это имеет отношение к процессу старения. В этом есть смысл, потому что я обнаружил, что до некоторой степени я как бы боюсь "пик-переживаний", потому что не уверен, что мое тело может их выдержать. "Пик-переживания" могут произвести большой беспорядок в автономной нервной системе. Может быть, ослабление "пик-переживаний" - естественный способ защиты тела..
По мере того как эти острые эмоциональные разряды затихли по мне, нечто очень тонкое начало возникать в моем сознании, нечто вроде осадка, отложившегося от прозрений, озарений и других жизненных переживаний, которые были важными, в том числе трагических. Это некое объединенное сознание, и оно имеет свои преимущества, как и свои недостатки, по отношению к "пик-переживаниям". Для себя я определяю это единое создание просто как одновременное восприятие священного и обыденного, или таинственного, нечто весьма постоянное и достигаемое без всяких усилий.
Я воспринимаю с точки зрения вечности мифически, поэтически или символически все обыденные вещи. Это похоже на переживание дзен. Здесь нет ничего исключаемого и ничего особенного, человек живет в мире чудес все время. В этом есть парадокс, потому что это чудесно, но не создает прорыва.
Этот тип сознания имеет нечто общее с "пик-переживаниями"- трепет, таинственность, изумление, эстетический восторг. Но здесь присутствие этих элементов скорее постоянно, чем кульминационно. Если для "пик-переживаний" хочется использовать в качестве парадигмы или модели сексуальный оргазм, который поднимается до пика или кульминации, а затем спадает в завершение и кончается, - то этот другой тип переживания нужно представить иначе. Я бы воспользовался здесь образом "высокого плато". Это значит жить на постоянно высоком уровне в смысле просветления или пробуждения, или дзен. в легкости чудесного, но без чего-то особенного. Это значит принимать совершенно непреднамеренно остроту и точность красоты вещей, но не делать из этого большого шума, потому что это происходит каждый час, знаете ли, все время.