О. М. Потаповская
Отдельную задачу исследования проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста составляет анализ современной практики воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Стремление к полноте осмысления развития интересующего нас направления побуждает обратиться к воспитательной работе детских садов с начала постсоветского периода — времени, связанного с серьезными трансформациями сферы дошкольного образования.
В первой половине 1990-х гг. в силу изменения социально-экономической ситуации в России существенно сократилась сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Оказалась почти полностью ликвидирована система ведомственных детских садов. Нарастающие проявления демографического кризиса привели к значительному уменьшению численности детского населения и снижению востребованности общественного дошкольного воспитания. Также произошла существенная трансформация содержания воспитания: социоцентристская парадигма предыдущих десятилетий стремительно сменялась парадигмой гуманистической. Прервалась традиция воспитания коллективизма, приоритеты сместились в сторону индивидуализации развития, «формирования представлений ребенка о себе как уникальном, ценном индивиде»[1]. Социально-значимые сферы воспитательной деятельности — нравственное, патриотическое, интернациональное, трудовое воспитание — оказались вытеснены на периферию дошкольного образования или вовсе перестали существовать. Утратили актуальность героические мотивы патриотического воспитания, об
щий фон социально-нравственного развития дошкольника приобрел обыденный, инструментальный характер.
Именно на начало 1990-х гг. пришелся переход от единой Типовой программы воспитания и обучения в детском саду к вариативности образовательных программ. Временное положение о дошкольном учреждении (1991) предоставило возможность каждому детскому саду выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее изменения, создавать авторские программы, а в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995) уточнялось, что выбор может осуществляться из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образования. В те же годы был разработан ряд комплексных программ, охватывающих все сферы жизнедеятельности и образования дошкольников. Целевые и содержательные ориентиры этих программ почти на двадцать лет определили характер массовой практики воспитательно-образовательной работы в детских садах. Также был разработан ряд парциальных программ по развитию в дошкольных образовательных учреждениях конкретных направлений воспитательной деятельности.
В связи с этим анализ практики детских садов целесообразно предварить кратким обзором представленности вопросов духовно-нравственного воспитания в комплексных программах дошкольного образования, получивших наибольшее распространение: Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; программе «Радуга» (авторы: Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон); Базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», созданной авторским коллективом специалистов Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца; программе «Детство» (авторский коллектив: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.); программе «Развитие» под ред. О. М. Дьяченко.
Термин «духовно-нравственное воспитание» авторы этих программных материалов не использовали, заменяя его дефинициями «социальное развитие»[2], «социально-нравственное развитие»[3], «формирование основ будущей личности»[4], или продолжая работать с привычной с советских времен формулировкой «нравственное воспитание»[5]. В единственном документе — Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой — в пояснительной записке при характеристике базового для программы принципа культуросообразности подчеркивается, что его реализация «дает возможность обеспечить учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнить недостатки духовно-нравственного
и эмоционального воспитания ребенка»[6]. Однако это упоминание о духовнонравственном воспитании не имеет дальнейшего непосредственного развития в содержании программы.
Тем не менее в скрытом виде в комплексных программах дошкольного образования (выделим особо программы «Детство», «Радуга», «Истоки») представлены многие аспекты, созвучные логике традиционалистской парадигмы духовнонравственного воспитания. Пусть пунктирно, но все-таки обозначена линия развития ценностно-смысловой сферы дошкольников, предложены интересные методические приемы развития внутреннего мира детей с опорой на традиции отечественной педагогики и психологии. Имплицитный, неявный характер представленности в примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования духовно-нравственного воспитательного компонента обусловливает необходимость выявления, уточнения, систематизации и дополнительной методической проработки ценностно-целевой и содержательной составляющих программ. Это позволило бы проектировать и выстраивать системную деятельность дошкольных образовательных учреждений по духовнонравственному воспитанию детей в массовой практике дошкольного образования, а также обеспечило бы преемственность с реализацией воспитательной составляющей на ступени начального общего образования.
До настоящего же времени в массовой практике работы детских садов ценностные и смысловые аспекты комплексных программ дошкольного образования часто оказываются нераспознанными и нереализованными. Следствием отсутствия в программах специальных задач и содержательных разделов по духовно-нравственному воспитанию является отсутствие в детских садах системы работы по формированию ценностной сферы дошкольников. В 1990-е гг. даже право дошкольных образовательных учреждений прививать детям любовь к родному краю, к истории и культуре России отстаивали только детские сады из русской глубинки: Вологодской, Тверской, Новгородской областей[7]. До настоящего времени элементы традиционного уклада жизни продолжают присутствовать только в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих этнокультурный и этноконфессиональный компоненты образования. Даже хоровое пение (помимо специальных музыкальных занятий) и народные игры по большей части стали редкостью в массовой повседневной практике детских садов.
Еще одной показательной тенденцией развития практики 1990—2000-х гг. явилась прагматизация содержания дошкольного образования посредством реализации парциальных программ, направленных на развитие у детей навыков безопасности жизнедеятельности[8], формирование пристального внимания к своему организму и здоровью[9], освоение дошкольниками прав ребенка. Эта тенденция закрепилась в комплексных программах нового поколения[10], модифицированных или заново разработанных после утверждения в 2009 г. Федерального государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования — «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»[11]. С нашей точки зрения, риском акцентирования в практике воспитания обозначенных направлений является возможность формирования утилитарного отношения дошкольников к смысложизненным вопросам, развитие моральной нейтральности, ориентация детей на приоритет личного благополучия. Духовно-нравственное воспитание этими программами если и предполагается, то понимается также утилитарно — как средство приобретения телесного и душевного комфорта.
К началу2000-х гг. ситуация несколько меняется. На некоторое время духовнонравственное воспитание получает официальный статус. В 2000/01 учебном году Управлением дошкольного образования Министерства образования РФ оно обозначено как приоритетная задача деятельности дошкольных образовательных учреждений наряду с социально-личностным развитием детей. Однако в практике детских садов начала 2000-х гг. духовно-нравственное воспитание все еще понимается и реализуется преимущественно как познавательный процесс, направленный на усвоение ребенком знаний об этических нормах, народных традициях, тех или иных памятниках культуры. Такая постановка дела влияет на развитии рассудочной сферы детей, но почти не затрагивает эмоциональноволевую и мотивационную сферы. Знаниевая доминанта процесса духовнонравственного воспитания отражена и в положениях нормативных документов дошкольного образования того периода. Так, до 2009 г. роль государственного образовательного стандарта дошкольного образования выполняли «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (утверждены Приказом Министерства образования РФ № 448 от 22.08.1996 г.). В разделе этого документа «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» обозначен круг знаний и выстроенных на их основе умений, осваиваемых старшими дошкольниками на занятиях по духовно-нравственному воспитанию, — это знания об истории цивилизации, знакомство с «известными сюжетами Библии, Евангелия, Корана, способность узнавать героев этих сюжетов в произведениях изобразительного искусства»[12].
В массовой практике детских садов по освоению культуры знаниевая или внешняя, атрибутивная сторона превалирует до настоящего времени. Дети знакомятся с образами героев народных сказок, элементами национального костюма, национальными музыкальными инструментами, фольклорными атрибутами праздников. При этом фольклорные тексты и предметы традиционного быта рассматриваются по большей части как образы русской старины, музейные экспонаты, не актуальные в контексте современности. Смысловые аспекты народных сказок, элементов уклада, мотивов декоративно-прикладного искусства если и разъясняются детям, то либо в квазиязыческом, либо в произвольном, придуманном авторами методических разработок контексте. Христианские смыслы русской культуры по-прежнему остаются неизвестны большей части педагогов и воспитанников детских садов. При такой постановке дела традиционная культура не может оказать определяющего влияния на формирование национальной идентичности, а также моделей совестливого поведения (основанного на взаимном участии, сопереживании, со-радости) и неспособна защитить детей от деструктивного воздействия современной массовой культуры. В связи с этим необходимо констатировать, что для преодоления обозначенных ограничений решения задач духовно-нравственного воспитания в массовой практике детских садов необходимы: