БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ
ПО ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ
НА ТЕМУ:
Американский период научного творчества П.А. Сорокина.
Выполнила студентка 4 курса
заочного отделения
специальности «Социология»
Кадрачева В.М.
Проверил к.ф.н., доцент
кафедры теории и истории
Салиев Р.З.
УФА - 2001
Содержание работы:
Введение стр.1
П.А. Сорокин: жизнь и судьба стр.6
Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, стр.16
целостность и единство его научного творчества русского и
американского периодов.
Направления научной деятельности П.А. Сорокина стр.20
американского периода
Концепция социальных нарушений и их роль в жизнедеятельности стр.21
общества
Теория истории и социокультурной динамики стр.26
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма стр.32
Заключение стр.34
Список использованной литературы стр.35
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина стр.42
Введение.
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.
Актуальность
Актуальность изучения американского периода творчества П.А. Сорокина можно подтвердить множеством фактов. Прежде всего необходимо подчеркнуть недостаточность изучения американского периода деятельности Сорокина. Это положение можно объяснить следующими обстоятельствами.
Питирим Сорокин написал 40 книг, неоднократно переиздававшихся в странах Европы, Азии и Америки, множество очерков и более двухсот статей; его труды переведены на 48 языков мира, однако на родине вплоть до 60-х годов не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников – Парсонса, Мертона, Беккера и других – переведены и изданы, хотя они являются более «буржуазными» и консервативными, чем мои идеологии и теории».[1] Началом его «возвращения на родину» можно считать защиту в 1968 году (год его смерти) после долгого замалчивания его имени две первые кандидатские диссертации по его концепциям. Впоследствии стал не только увеличиваться список подобных диссертаций, но также стал увеличиваться поток статей в периодике, посвященных его творчеству, и его собственных статей, стали издаваться его книги.
Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 – 1920-х годов - все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.
Сейчс можно уже говорить о том, что данный период его творчества изучен достаточно хорошо, хотя остается еще немало «белых пятен», изучение которых – дело будущего.
Недостаточность изучения американского периода творчества ученого подчеркивает и Р. Мертон в своем интервью: «…я говорю о всех этих фактах из биографии П. Сорокина лишь потому, что американский период его творчества мало известен российскому читателю».[2] Задача сегодняшнего дня – восполнить этот существенный пробел.
Недостаточность изучения усугубляется также слабым вниманием и незаслуженным, на мой взгляд, забвением его идей и теорий со стороны западных социологов, его неоцененностью на Западе.
«Должен сказать, что сейчас в США интерес к П. Сорокину существует, но очень ограничен. Скорее это можно назвать восхищением его умом, чем его вкладом в социологию».[3] 60-е годы, Уильям Колб: «Кто читает Сорокина? Каким бы ни был ответ, в целом социологов нельзя включать в число его читателей. Конечно, «Социальная мобильность» и «Современные социологические теории» часто цитируются и используются социологами в преподавании и исследованиях. Но «Динамика», связанные с ней работы,…больше даже не критикуют, а просто игнорируют».[4]
«Его имя и сейчас всегда упоминается с искренним пиететом, однако мало кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нем как о фигуре, о которой стоит говорить всерьез».[5]
Хотя нельзя не отметить, что на Западе существует множество критических трудов по творчеству П.А. Сорокина и отлично представлен и изучен американский период его деятельности. В настоящее время сложилась очень интересная ситуация: в России довольно хорошо изучен русский период творчества Сорокина, что связано прежде всего с отсутствием его «западных» трудов, а также с другими причинами, указанными выше; В США больше внимания уделено американскому периоду, да, собственно, русский период зарубежным социологам мало интересен в теоретическом плане, разве только в биографическом. В свете сорокиновской теории «взаимной конвергенции» сложившаяся ситуация выглядит довольно символично. Объединение этих двух информационных теоретических блоков дает возможность реально и полно оценить все богатство творческого наследия П. Сорокина.
Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами.
«Я хочу выразить высокое признание Сорокину за его достижения в социологии нынешнего дня, а не в социологии прошлого, много его работ предвосхищают главные или важные аспекты нашего нынешнего состояния. Это касается как России, так и Соединенных Штатов…»[6] (Эдвард Тирикьян).
«Он оставил десятки монографий, в которых заложены основы нового видения общества, формулировал главные тенденции и альтернативы, которые будут определять развитие общества в следующем столетии. Многие прозрения Сорокина оставались непонятыми в течение нескольких десятилетий; только сейчас постепенно начинает проясняться их истинный смысл и прогностическая сила».[7]
«Сейчас можно утверждать, что это одна из самых дальновидных и критических личностей в анналах нашей науки».[8]
«…суждения действительно великого ученого и сегодня звучат злободневно и намного точнее в анализе современной ситуации в России, чем многие труды наших соврменников».[9] Показателен в этом смысле и тот факт, что в 1969 году, на съезде Американской социологической ассоциации, многие молодые американские социологи (Джонстон называет их «социологи-диссиденты») носили значки с надписью «Сорокин жив!». Это действительно так, ведь он и сейчас остается нашим актуальным собеседником по многим проблемам науки и общественной жизни. Голосенко И.А. , к тому же, высказывает предположение, что Сорокин «…может быть, является ориентиром в переинтерпритации классического наследия».[10]
На международном научном симпозиуме, посвященному 110-летию со дня рождения ученого (февраль 1999 года) учеными было даже высказано предположение о грядущем в XXI веке «сорокиновском ренессансе», «…так как в его творчестве гармоничным образом соединились высочайший профессионализм и истинный гуманизм, мудрая объясняющая теория и действенный технологизм, безупречные нравственные стандарты и покоряющая мощь интеллекта».[11]
Все вышеупомянутые факты и тенденции, несомненно, доказывают актуальность рассмотрения и изучения американского периода творчества П.А. Сорокина.
Анализ литературы
Анализ литературы необходимо начать с краткого обзора тех трудов и статей, которые принадлежат самому Питириму Александровичу.
Прежде всего необходимо упомянуть его двухтомник «Система социологии». Это переиздание содержит материал биографического характера, перекликающийся, а местами полностью совпадающий со статьей в журнале «СОЦИС» Липского А.В., Кротова П.П. «Зырянский след в биографии Питирима Сорокина». Том 2 содержит комментарии В.В. Сапова, полезные как дополнительная информация о работе и структуре социологического знания Сорокина. Особый интерес представляет имеющиеся в конце второго тома рецензии и критические отзывы о книге современников Сорокина.
«Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет» представляет собой краткое изложение 2-х томов «Системы социологии» и начало, тоже краткое, третьего тома. Кроме того, имеются статьи Сорокина, в основном, его русского периода, из американского периода есть 2 статьи: «На лоне природы» (1923) и «Причины войны и условия мира»(1944) . Критическая статья Сапова, описывающая «эволюцию теоретических воззрений» П.А. Сорокина имеет, на мой взгляд, несколько неточностей. Остановлюсь на одной. Он пишет, что Эволюцию Сорокина можно представить как переход от марксизма к идеализму. Но необходимо отметить, что марксистская идеология никогда не была особенно близка П.А. Сорокину, он и сам упоминал, что сразу определил свои политические приоритеты – это партия социалистов-революционеров (эсеров). Он, конечно, пытался «вступить» в общество марксистов и даже написал заявление (ему было отказано), но это отнюдь не означает, что он разделял их принципы и идеи, более того, он был, наверное, самым ярым их критиком.