Украина сейчас переживает трудный процес трансформирования економических, социально-политических, духовно-моральных отношений как внутренних, так и внешних, стремясь стать полноправным членом международного сообщества. Достижение этой цели связано с решением целого ряда задач, которые требуют обьединения всех сил общества .Основой обьединения может быть защита и поддержка прав человека, одним из главных направлений, является обеспечение равенства и равноправия мужчин и женщин.(1) На современном этапе развития социальной науки гендерная проблематика является достаточно актуальнй. Изменения, которые охватили все сферы украинского социума, переориентировали существующие еще в советские времена существующие стереотипы гендерного поведения.(2)
У ст.24 Конституция Украины провозглашает равенство прав мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни .
И не случайно окончание второго тысячелетия ознаменовалось появлением нового понятия в сфере прав человека-«гендер», «гендерный», которое все активнее входит в язык официальных документов.С принятием новой конституции Украины появилась законодательная база для консенсусу статей.Разрабатывается новое законодательство, которое содействует реализации конституции- законодательного статуса женщин во имя поддержки баланса между половинами общества.
Гедерною терминологиею сейчас пользуются исследователи на международных гендерных конференциях, ученые разных вузовских гендерных лабораторий и институтов, эксперты, методологи и другие .(3)
Дипломная работа «Женщина и Мужчина в поисках гармонии.Анализ гендерных стереотипов» состоит из введения, трех глав:
1. «Методологические подходы к исследованию гендерных неравенств».
2. «Социологические аспекты гендерных стереотипов счастья».
3. «Социальные алгоритмы поиска счастья.Результаты
исследования»; и заключения.
ЦЕЛЬ-выявить наиболее распространенные «мужские» и «женские» стереотипы относительно: 1) любви; 2) идеальных отношений;
3) счастья; 4) своего и противоположного пола.
ЗАДАЧА: 1) проанализировать доступные результаты исследований гендерных стереотипов; 2) провести самостоятельное исследование методом глубинного интервью и выделить из «речи» респондентов.
ГИПОТЕЗА- 1) стереотипы часто играют роль стихийного «регулятора» межличностных отношений, воспринимаемого людьми как «опыт» предыдущих поколений.
2) воспроизводство стереотипов происходит как попытка «обьяснить» или «преодолеть» одиночество.
3) стереотипы часто мешают преодолению одиночества.
ГЛАВА 1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ НЕРАВЕНСТВ.
Мощная волна женского движения на Западе конца 60х начала 70х годов дала толчек развитию исследований,которые теперь называются гендерными.
Определение гендера(gender) как социокультурного пола мало,что обьясняет тем,кто специально не интересовался гендерным подходом в современных исследованиях(в основном феминистских).Гендер- одно из центральных и фундаментальных понятий современного общества-нуждается в осмыслении,актуальность которого очевидна.Хотелось бы немного раскрыть понятия гендера.
В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий.И то,что гендер не имеет окончательного определения,- не недостаток или проблема а,скорее,особенность самого понятия.Само слово не имеет в русском языке адекватного перевода,а его написание и произношение скалькировано с английского:gender”-“гендер»-«пол».(5)
Социология пола-англ. Sociologi of sex.
Отрасль социологии,изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей и статусов разделения труда между полами,их культурные символы исоциально-психологические стереотипы,а также их влияние на различные аспекты социального поведения.(6)
Гендер – одно из основных понятий современной социологии,которое обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг от друга.Гендер в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины,а социально сформированых черт,присущих «женственности»(feminity) и «мужественности»(masculinity).
В социологическом энциклопедическом словаре можно увидеть,что «пол» имеет два значения.
Первое - совокупность морфологических и физиологических особенностей.
Второе - комплекс сомантических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины иженщины.(7)
Если пол детерминирован биологически,то гендер (род) конструируется культурно.Существуют,таким образом два пола(мужской и женский) и два гендера(маскулиный и феминый).Принципиальный вопрос состоит в том,соотносится ли гендер как социально сконструированный феномен с биологией или детерминируется ею.Например,в 20 веке предполагали,что женская активность детерминируется анатомическим строением и функциями в процессе воспроизводства.Эти взгляды позже оспорили феминистки.Антропологи доказали культурную специфику представлений о гендере, сексуальности и половых ролях.Например,М.Мид в кросс-культурном исследовании показала,что социальные задачи ,возлагаемые на себя мужчинами и женщинами,чрезвычайно различаются.НЕ существует единой для всех общественной связи между социальными ролями и биологическим полом.Социальные психологи практиковали гендерную идентификацию скорее как продукт детского восприятия,нежели как биологическую заданность.
Считается,что впервые термин «гендер»-был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером,когда в 1968 году был опубликован его труд «Пол и гендер»: про развитие мужественности и женственности.По мнению Р.Столлера,гендер-это понятие,которое основывается на психологических и культурных обьяснениях достаточно независимых от тех,которые трактуют(биологический) пол.Другими словами,совсем не обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием «женственности» и бытие мужчины с «мужественным» поведением.Такой подход в
рассмотрении социального поведения людей,в дальнейшем был поддержан многими социологами , в особенности феминистского направления,получил название «гендер» и основал новое направление социальных исследований-«гендерные исследования».
Гендерные исследования –это исследования способов отображения социального понимания половых различий ,исследования существования рода в виде значений и смысла: в зависимости от разделения по признаку пола в социальных организациях и институтах (рынок труда ,семья ,обазование) нормативных значений ,которые выражаются в политических научных и религиозных доктринах;символов;значений личного восприятия.)
Гендеоные исследования -часто сводят к изучению тольколишь социального статуса женщин (в ангосаксонских странах понятия «феминистские исследования», «гендерные исследования»,та «исследования по проблемам женщин» часто считаются синонимичными.(2)
В социологии действительно в гендерныех исследованиях больше уделяется внимание женскому вопрсу.Интересно отметить,что несмотря на то,что гендер-допускает изучение как женщин так и мужчин,основным стержнем практически всех изученых гендерных исследований остается женский вопрос.Так,в монографии Светланы Хрисановой (2001года),которая является одной из первых работ по гендерной проблематике и выявлению позитивной роли ООН и дают возможность читателю составить собственное представление об изменении роли женщин в жизни украинского общества и содействии мужчин этому процессу.(9)
Также из докладов конференции «Женские миры-99»
//(с 20 по 26 июня 1999года в Тромсе (Норвегия) проходил 7й Международный конгресс женщин « Женские миры-99 » крупнейшее событие в области гендерных и женских исследований. )//уже принимало участие немало мужчин,говорит о том,что идея феминизма-это отнють не только женское явление.Например,Майкл Кауфман занимается исследованиями уже 18 лет и известен как автор нескольких книг о проблемах становления маскулинности,социализации мужчины,иерархической структуры взаимоотношений мужчины и женщины.В выступлении он подчеркнул ,что мужчины должны нести ответственность за свои дела и поступки ,не вести себя «как дети»,пытаясь доказать свою правоту , «потому что –они мужчины».Кауфман говорил о необходимости пересмотра традиционных стереотипов маскулинности и отказа мужчин от своих привилегий,связанных с властью.Мужчина и Женщина должны работать вместе во имя будущего.
«Самая известная женщина стран ислама», «леди-мудрость»,писательница,феминистка Наваль аль Саадави сказала «Нам всем необходимы справедливость ,свобода,реальная демократия и мир.Женщины хотят сделать мир гуманным, и они будут делать его таким потому ,потому что мы все живем в одном и том же мире».
С конца 1970х- нач. 1980х годов конференции, семинары и встречи по данной проблематике проводятся в мире достаточно широко.Они обычно посвящаются какой-либо из гуманитарных или общесивенных дисциплин(истории, литературе, социологии, политологии).(10)
По материалам Третьей Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям в 1999 году,где возникла шуточная «речевка»:
«Гендер- сила , гендер-власть, ниже пола не упасть!», точно определяет и бесстрашие тех, кто берется за изучение новой темы (теории социального пола ), и ее растущую научную значимость.Проведение регулярных летних школ по женским и гендерным исследованиям –это попытка создать модель новой дисциплины, обьединяющей методы, подходы и « технологии » разных гуманитарных наук.Гендерный подход к изучению социальных и исторических , этнопсихологических и культурных явлений все более уверенно заявляет о себе во многих научных направлениях в десятках стран.(11)