Смекни!
smekni.com

Социальная база и социальные факторы экономических преобразований (стр. 5 из 15)

В ряде исследований, проведенных на Западе, отмечается, что без активной государственной поддержки венчурный капитал, несмотря на внушительный рост, не сможет полностью реализовать свой потен­циал. Среди задач, которые государство должно решить с целью под­держки венчурного капитала, можно выделить следующие: создание адекватной инвестиционной среды, то есть системы налоговых и юри­дических инструментов стимулирования предложения венчурного ка­питала; снижение риска для инвесторов, в частности, предоставление налоговых льгот, внедрение системы долевого финансирования, час­тичная компенсация убытков; финансирование оценки технологий и аудита до осуществления инвестиций; повышение ликвидности инве­стиций через создание активных вторичных фондовых рынков.

В России начала формироваться система венчурных фондов. Комплекс мер по созданию системы венчурного финансирования в настоящее время реализует Миннауки РФ. Вместе с тем надо отме­тить, что малый бизнес практически не занимается инновационной и нововведенческой деятельностью при отсутствии спроса на данную продукцию и ее дороговизне.

Социально-культурная сфера. В ходе российских реформ раз­рушение образования и образовательного потенциала принял катаст­рофический характер. Перепроизводство числа одних специалистов и недопроизводство других, невостребованность знаний, ухудшение профессионально-квалификационной структуры работников, моральное старение знаний, падение престижа образования - потери, которые несет общество в результате негативных процессов в прошлом и кри­тической ситуации в экономике сегодня. Вместе с тем следует иметь в виду, что новые индустриальные страны совершали качественные сдвиги в экономике с гораздо худ­шим по составу и структуре образовательным потенциалом, посте­пенно приводя его в соответствие с потребностями экономического роста. Россия располагает богатством, которого не было у этих стран. | Образовательный потенциал даже со сложившейся структурой явля­ется надежной основой для эффективной переподготовки кадров и овладения новыми профессиями.

Социально-демографические показатели состояния здоровья так­же свидетельствуют о катастрофической ситуации в нашей стране. Резко снизилась средняя продолжительность жизни. Правда, в 1995-1996 гг. произошел незначительный рост этих показателей. Однако ситуация остается тяжелой и, по самым оптимистическим сценариям, в 2010 г. этот показатель не превысит в среднем 69,2 года, то есть отста­вание от развитых стран не снижается. Можно констатировать, что в России сформировались негативные тенденции воспроизводства на­селения: рост естественной убыли, региональное расширение процес­сов депопуляции (охвачено 69 субъектов Федерации из 89), интен­сивное старение населения. Демографический фактор в ближайшие десятилетия будет показывать дестабилизирующее воздействие и на экономику, и на социальную сферу. Социально-экономический кризис резко изменил картину здо­ровья населения и круг определяющих его факторов. На первое место в характеристике заболеваемости и смертности выходят различ­ного рода социопатии: туберкулез, венерические заболевания, психи­ческие расстройства, алкоголизм, наркомания, убийства и самоубий­ства. Как следствие меняется структура инвалидности и смертности. По-прежнему велика детская и материнская смертность. Путь ради­кального решения проблем - социальное оздоровление, "снятие" со­циально деструктивных импульсов, вольно или невольно продуциру­емых кризисом и социально дезориентированной политикой реформ. Решение перечисленных проблем во многом зависит от состояния образования и здравоохранения. Следует выделить ряд характерных причин кризиса в социальных отраслях.

Во-первых, произошел резкий спад объемов финансирования, что привело к прямому развалу образования и здравоохранения. Так, расходы на образование из федерального бюджета сократились с 5,85 в 1992 г. до 3,48% в 1997 г. Консолидированные расходы на образование в процентах к ВВП составили соответственно 3,56 и 3,97. Потребность сферы образования в ресурсах удовлетворяется не более чем наполовину. Перевод здравоохранения на страховую основу должен был изменить направленность финансовых потоков. Однако произошло не столько дополнительное финансирование, сколько замещение бюджетных средств внебюджетными (30% всех расходов). За 5 лет реальное финансирование сократилось на 21% и составляет, по разным оценкам, 2,3-3,2% ВВП. Расходы на одного человека в год - около 50 долл. (в США - 3 тыс., в Западной Евро­пе - 1,5 тыс. долл. )

Во-вторых, резкая коммерциализация социально-культурных ус­луг, не обеспеченная соответствующей системой доходов, отторгла от качественного обслуживания большую часть населения. В результа­те социальная сфера сама превратилась в источник усиления социальной дифференциации. Продолжают нарастать различия в стартовых позициях школьников, так как школьное образование становится дорогим даже в муниципальных школах. Высшая школа охраняет и закрепляет кастовые различия и деформированную со­циальную структуру. По результатам обследований, в 1995 г. 60% студентов - выходцы из обеспеченных семей (23% населения). В 1996 г. доля внебюджетных средств в высших учебных заведениях достигла 30-35%. Отмена ограничений на платное обучение ведет к усилению неравенства. Социальная дифференциация нарастает и в предоставлении медицинских услуг.

В-третьих, распад инвестиционного комплекса подорвал матери­альные основы развития образования и здравоохранения. Продолжа­ются недоинвестирование отраслей, их дальнейшее отторжение от до­стижений НТП и новых технологий. Инвестиции смещаются на мест­ный уровень, что ставит под удар развитие социальных отраслей. В-четвертых, снижение престижности труда в социальных отрас­лях сопровождалось массовым переходом кадров в коммерческие структуры или выездом за рубеж. Низкий уровень оплаты труда (менее 70% среднего по стране), постоянные неплатежи ухудшают ситуацию в образовании и здравоохранении. При низкой престижности труда в этих сферах невозможно решать такие назревшие проблемы, как обучение возросшего числа умственно отсталых детей, борьба с беспризорностью, обучение и медицинское обслуживание в сельской местности, сохранение педагогической элиты в вузах. В- пятых происходящая интенсивная децентрализация социальных функций не сопровождалась соответствующим перераспределением ресурсов между центром и регионами. С передачей подавляющей ча­сти расходов на региональный уровень (образование - 85%, здраво­охранение - 80%) ухудшилось обслуживание населения вследствие тяжелого состояния региональных бюджетов.

Основными целями государственной политики являются прекраще­ние развала этих отраслей, стабилизация положения, создание условий для возрождения и развития их на качественно новой основе. Все это позволит обеспечить населению конституционные гарантии бес платного образования и здравоохранения (без снижения их качества) и расширить социальную базу реформ.

К приоритетам текущей политики в образовании относятся развитие дошкольных учреждений, средней школы, системы переподготовки кадров, отработка системы потребностей в услугах высшего образования на текущий период и перспективу. В здравоохранении -это скорая и неотложная помощь, охрана здоровья матери и ребенка, контроль над инфекционными и социально опасными болезнями обеспечение лекарствами.

Среди приоритетов средне- и долгосрочного характера следует назвать наукоемкие варианты развития фармацевтической промыш­ленности, производства техники для образования и здравоохранения, массового внедрения в эти отрасли информационных систем. Важно усилить активизацию инвестиционной деятельности, массовое переобу­чение занятых и поддержку научных кадров.

Следует добиться четкого разграничения основных функций, прав и ответственности между Федерацией и регионами в восстановле­нии и развитии социальных отраслей. Очевидно, государство долж­но четко обозначить свои функции и рассматривать их выполнение в качестве первоочередных задач. К ним относятся: обеспечение ос­новных гарантий; разработка и соблюдение единых социальных стандартов в охране здоровья и развитии образования (с учетом миро­вых стандартов); формирование правовой базы, обеспечивающей дос­тупность населения к социальным благам; разработка концепции це­левых программ. Кроме того, государство должно создать эффектив­ную систему контроля и социального мониторинга.

Наконец, важен поиск механизмов, позволяющих совместить социальную защиту с повышением экономической эффективнос­ти образования и здравоохранения. Речь идет не только о струк­турной перестройке отраслей и улучшении использования ресурсов. Как отмечалось выше, коммерциализация услуг нарастает, приняла неуправляемый характер, а социальные гарантии пре­вращаются в простую декларацию. Невнимание государства к про­блемам коммерциализации и приватизации в социальной сфере грозит ее полным демонтажем. Ключевое значение для образования и здравоохранения име­ет стабилизация государственного финансирования. Для этого потребуется:

- признать государственное финансирование основным источником подъема данных отраслей, реализовать предложения о фиксиро­ванной доле ВВП на их финансирование,

- обеспечить постепенный переход образования и здравоохра­нения на нормативное финансирование, что потребует не только раз работки соответствующих государственных стандартов, но и типологизации регионов по финансовому состоянию,