транслируемой информации религиозный смысл . Информация поглощаемая
через каналы СМИ является своего рода сакральной , священной , мисти-
ческой формой информации , т. к. она получается человеком не напрямую
из окружаещего мира , а дается сублимированной , обработанной , выде-
ленной особым вниманием информацией , кем-то другим , высшим ; и клю-
чем к получению ее является доверие (вера ) к ее источнику .
Современные научные данные и СМИ могут стать сильным гармонизиру-
щим или наоборот разрушающим все и вся фактором в дальнейшем .
" Ускорение темпов развития науки необходимо совместить с гуманис-
тическими идеалами , иначе произойдет дальнейшее рассогласование мира
человеческой жизни и мира культуры . Преодоление этого " рокового тео-
ретизма " ( Ф. М, Достоевский ) даст возможность гармоничного сочета-
ния силовых полей истины добра и красоты в эвристических ситуациях
мышления , равными достоинствами которого является как теоретическая
глубина , так и практический эффект . " (14)
Культура поставляет индивидуальному сознанию готовые ответы , ос-
вященные , наработанные традициями . " Природа ( т. е. то , что лежит
перед исследующим ) служит источником несогласия с канонами . На стыке
природы и культуры эмоции переплавляются в формы мысли , таким образом
, для того чтобы мысль осуществлялась она должна выработаться и приро-
дой ( личностной маргинальностью ) и культурой ( канонами определенной
традиции ) . Мышление совершаемое в напряжении между двумя этими точ-
ками и исполняет свой этос ( т. е. нормы рамки поведения мысли ).(15)
" Мир современного человека названный нами " цивилизацией " , уст-
роен так , что в нем нет чистых образцов , стопроцентно репрезентирую-
щих такие абстракции , как " наука " , " культура " , " общество " , "
техника " . Мы можем сказать , что компоненты " наука-культура-общест-
во " в истории трансформируются как целостности . Это означает , что
нет никакой однолинейной направленной причинной детерминации науки ни
" культурой " , ни " обществом " как отдельными абстрактами : такие
абстракты " общество без знания " , " культура без знания " в истории
просто не существуют ." (16)
--------
14)Диалектика.Творчество.Гуманизм. Л.Университет, 1991г стр.65
15)там же стр.73-74
16)"Наука и её место в культуре" , Новосибирск ,стр.66, 1990г
Руководствуясь вышеизложенными принципами необходимы исследования
взаимодействия науки и общества , с целью полноценного и полного ис-
пользования научных разработок в управлении обществом . Можно предпо-
ложить вывод о том , что новые научные открытия , в частности обрете-
ние человечеством знаний о системности и структурной организации мира
неизбежно приведет к изменению социального устройства общества . Осоз-
нание этих изменений , раскрытие с помощью научных исследований всей
динамики и возможных нюансов этих перемен - важная задача для совре-
менных исследователей .
Таким образом важность разрабатываемой мной темы для теоретичес-
кого описания мира и практического применения в наше время бесспорна ,
она становится особенно актуальной в свете все нарастающих темпов НТР
и огромных успехов Западных стран , вступивших в эпоху информационно-
го общества .
ЧАСТЬ 1
" Управление - свойство , внутренне присущее обществу на любой
ступени его развития ; оно , это свойство , имеет всеобщий характер и
вытекает из системной природы общества , из общественного , коллектив-
ного труда людей . " (17)
К. Маркс делил управление на два типа , два механизма воздейс-
твия: стихийное и сознательное . В случае стихийного механизма упоря-
дочивающее , управляющее воздействие на систему является усредненным
результатом столкновения переплетения и перекрещивания различных , не-
редко противоречащих друг другу сил , массы случайных единичных актов.
Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой сле-
пой игре случая , оно автоматично по своей природе и не требует вмеша-
тельства людей . Мало того люди не вольны , не в состоянии отменить
слепую игру случайных , стихийно действующих сил и подчинить их своим
интересам и целям . Они способны , точнее говоря вынуждены приспосаб-
ливать свою деятельность к требованиям игры случая , способны или ус-
корить или замедлить течение этой игры , но овладеть ею не в силах .
Стихийное управление не связано с функционированием специфических об-
щественных институтов .
--------
17)Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , Политиздат , М.
1980г. , стр.212.
Наряду со стихийными незапрограммированными факторами в обществе ,
( опять таки на любой стадии его развития ) действуют сознательные
факторы управления связанные с целенаправленной деятельностью людей .
Здесь постепенно формируются специальные общественные институты -
субъекты управления , то есть совокупность органов и организаций ,
осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью достижения
определенных результатов . В случае сознательного управления поведение
людей , социальных коллективов , равно как и других компонентов систе-
мы , становится в определенные рамки , соответствующие социально-эко-
номической природе общества . Эти сознательные факторы в процессе
прогресса общества претерпели глубокие изменения - от управления пос-
редством эмпирических , непосредственным опытом полученных и передава-
емых из поколения в поколение традиций , обычаев в первобытном общест-
ве, до научного осмысливания общественных процессов и сознательного
управления ими .
Т. е. главная цель управления : обеспечить сохранение качества
системы и ее развитие , обезопасить , эмансипировать ее от воздействия
стихийных факторов . Иными словами противостоять стихийным , автомати-
чески действующим факторам управления . Такова точка зрения К. Маркса
и многих других ученых . " Сознательное управление есть целенаправлен-
ное воздействие на общественное развитие , основанное на использовании
познанных объективных законов ." (18)
При принятии такого подхода к социальным процессам возникает ес-
тественная тенденция к т. н." сознательному " управлению и противопос-
тавление " естественного " и " искусственного " .
--------
18) Уледов А.К. "Социальные законы",М. Мысль, 1975г, стр.3
Можно , однако , заметить , что в сложных системах , к которым
можно отнести любой социальный процесс имеются процессы описанные лишь
недавно , получившие название самоорганизации или антихаоса .
"Под самоорганизацией можно понимать самопроизвольное накопление
или производство информации как средства самозащиты этой системы,
обеспечения самоприспосабливаемости в условиях воздействия шумов и
других возмущений сомасштабно ее продуктивности ."(19)
" Структурная гармонизация сложного целого , осуществляемая самоор-
ганизационно и потому принимающая форму самоорганизации , непосредс-
твенно связана с его перестройкой - перераспределением весов структур-
ных элементов , субъединиц, подразделений , их относительных вкладов ,
значимостей , ролей , функциональных обязанностей , позиций , внутри-
обретенных организационных статусов и т. п. Для проведения таких пре-
образований и сохранения вновь обретаемого состояния - поддержания
стационарного режима самовоспроизводства интегрального качества целого
необходимы дополнительный приток ресурса , материальных затрат интенси-
фикация энергообмена .
Понятно , что структурная перестройка системы , сопряженная с
приращением внутрисистемного разнообразия , накоплением межкомпонент-
ных различий тесно связана с процессом функциональных изменений - ак-
тивизацией подсистем , ускорением их реакций , сокращением собственных
времен их самодействия , уплотнением жизненных циклов . Ввиду того ,
--------
19)Сороко Э.М.,"Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"
Минск, 1991г стр.25 ,автореферат диссертации
что отношения порядка (приоритетности ) для членов структурно-функцио-
нального отношения объективно несостоятельно , интенсификация потоков
ресурса в систему может также быть причиной ее структурной перестройки
при отсутствии чрезмерной жесткости ее организации т. е. при условии
наличия в ней достаточного числа степеней свободы , которыми распола-
гают подсистемы , структурные составляющие .
Установление стационарности режима воспроизводства системой собс-
твенного качества , гарантирующего сохранение ее целостности , адек-
ватной определенному уровню организации , равнозначно достижению
структурно-функционального соответствия ( СФ - соответствия ) , кото-
рое и наступает в результате соединения в диалектическом тождестве , в
мере двух различных процессов - энергетически постоянно подпитываемого
структурогенеза , потребляющего организованную, "когерентную" , проте-
кающую через систему массу вещества , энергии и информации , и - дест-
руктуризации , идущей естественным порядком ...
СФ - соответствие , достигаемое на пути повышения структурного
разнообразия , совпадающего с направлением градиента структурогенеза -
продуцирования так называемых диссипативных структур ,- означает доми-
нирующую линию прогресса ." (20) ( Теория самоорганизации систем И.
Пригожина и его школы ) .
В приведенной цитате теория самоорганизации рассматривается как
теория описывающая протекание процессов в физике ( отсюда специфические
термины ) , но данная теория однозначно применима и к социальным про-
цессам .
--------
20)там же , стр. 32-33