Смекни!
smekni.com

Фрактальные свойства социальных процессов (стр. 5 из 8)

природе архитектуры ..."(24)

Можно проанализировать эти взаимодействия и доказать единство

элементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие раз-

ные и непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры ,

как органически цельной системы . Черты такой древней , цельной куль-

туры , из которой вышла современная дифференцированная культура ,

сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , свя-

зи между которыми существуют в скрытых формах , доступных только ана-

литическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве .

П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и пря-

мую отрасль античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха ,

дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церков-

ных движений при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и

восхождениях ликов ". (25)

--------

24)Зубов В.П. "Архитектурная теория Альберти" - в книге "Леон Ба-

тиста Альберти" М. , Наука , 1977г , стр.91

25)Флоренский П.А "Храмовое действо как синтез искусств",-Маковец

Москва , 1922г N1 стр.32

К этому следует добавить , что храмовое действие происходит хотя

и в реальном , но символически организованном пространстве : внутрен-

ние архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания ,

космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое

пение , облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана

, игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую сис-

тему , составленную из отдельных семиотических систем . Можно предпо-

ложить , что древний синкретический обряд , из которого со временем вы-

делилась современная высокодифференцированная культура , является той

праструктурой , которая генетически определила основной системный па-

раметр культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариант-

ность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и

"культура " в русском и ряде европейских языков этимологически связа-

ны.

Таким образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными

различиями эпистемологического , эстетического , видового , жанрового

и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи

что позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно ,

культуру , в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную

систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней.

Целью культуры является формирование определенного ментального

состояния у людей .

Подобно другим сложным системам, к культуре в целом , и к разно-

образным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности

функционирования сложных структур .

В качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфа-

витом можно понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых

есть самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку

. Различные комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из кото-

рых образуются "предложения" ... Основной метод кодирования информации

укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения их в

блоки с дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых

знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структуро-

генеза , так и информациогенеза ."(26)

Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре

, можно рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономер-

ностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культу-

ре являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции

их поведения , основанные на едином строении их психики .

Особенности восприятия , например , пространства и времени в раз-

личные эпохи и у разных народов связаны с развитием и направленностью

чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точн-

рости , обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и эт-

нографов , а также в специальных исследованиях по истории измерений ,

истории живописи , истории науки мы находим множество факторов , ука-

зывающих на психологические особенности (локальные и исторические )

восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности ,

включают системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в

слове , различается как по количеству лексических единиц , так и по

степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово

--------

26)Э.М.Сороко "Структурная гармония систем", Минск

1984г,стр.163

- понятие , так и по степени и числу абстракций лексических единиц ,

включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя

структура логического мышления , при которой связь между непосредс-

твенно сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной

степени опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем

в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления

приводят к различению форм реализации этого всеобщего ." (27)

Обычно при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор

делается на понятийный аспект этих систем . Образное , внепонятийное

мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне.

Вместе с тем известно , что понятийное и образное мышление являются

обязательными компонентами мыслительного уровня психического отраже-

ния. Для понимания этнической специфичности мышления мы должны более

внимательно отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышле-

ния , так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя

более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи ,

визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздейс-

твовать на слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуа-

лах .

Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общест-

венной жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или

лиц , призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое

либо явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить

определенное эмоциональное отношение , содействовать общественному

--------

27)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"

М.Наука 1979г , стр32 , автор статьи Королев С.И.

настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепри-

нятая условность действия ; во вторых общественная значимость явления

или факта , на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его осо-

бая цель . Ритуал призван создать единый психологический настрой в

группе людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию

факта или явления . В чем и как выражается это психологическое пережи-

вание зависит от конкретной цели .

ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое зна-

чение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл,

который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала .

Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее

иногда находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота

многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценнос-

ти ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием

особым потребностям социального человека .

Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общест-

во, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов

состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора

средств в естественном , целенаправленном поведении .

Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих

над "естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не по-

давляя их свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости собы-

тий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , счи-

тают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно

облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая сво-

бода и нужная степень предсказуемости чужого поведения .

Таким образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизую-

щейся системы , для полноценного функционирования которой необходима

большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократичес-

кое устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом

воздействии на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти

полюса .

Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая се-

редина между свободой человека и его порабощением , детерминации его

поведения социокультурными нормами определена .Эта грань носит название

золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведе-

ния людей , и всех ритуалов.

Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли мате-

риал , позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром ,

часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации

и категорий , которые привычны для естественнонаучной практики . Ко-

нечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего

ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ре-

бенка , желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода ,

слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику это-

го вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объ-

ект при достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом

актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы сущест-