Смекни!
smekni.com

Фрактальные свойства социальных процессов (стр. 6 из 8)

вование механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с

миром в некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А.Б.Запорожца

(1963г.), спецификой генезиса человеческого восприятия является то ,

что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных

действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных

качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных

звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образо-

вания были названы Л.А.Венгером "сенсорными эталонами" . Существование

сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивно-

го восприятия объекта ."(28)

"Широкую известность получили психологические опыты Фехнера ,

ориентированные на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармо-

нии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оце-

нить эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один

квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упо-

рядочить по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну

или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Полу-

чено 150 ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отдан-

ных определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаи-

мосогласуется (см. таблица).

--------

28)Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" Изд. МГУ

1980г , Москва

¦ ¦ ко

Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и прият-

ной на вид фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая

пропорции золотого сечения .

Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Вит-

ма (1894) , Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в

1896-1898гг. И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского." (29)

" Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно

иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым

По видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких

сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами воз-

растных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и

интеллекта , как отдельных элементов единого целого - эстетически

вполне сформированной личности ." (30)

Сейчас невозможно достоверно установить ни человека впервые отк-

рывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевид-

но ее неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное

время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткры-

вателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.

Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от него к

Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архи-

тектурных сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые

также были построены строго по золотой пропорции .

Помимо пирамид , множество других построек Древнего Египта пост-

роены по этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства

(2800-2400гг. до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании

египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении.

--------

29)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем",

Минск "Наука и техника" , 1984г , стр.87.

30)там же.

В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое .Осо-

бенно выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще от-

сутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдате-

лю чувства величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к

гуманистическим чувствам .

Существуют исследования русских храмов И.Шевелева , К.Н.Афанась-

ева, М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во

многих , если не во всех православных храмах .

В Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , оха-

рактеризовавшегося постройкой великих готических соборов , образова-

лись ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре ,

геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение.

Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью

геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные фор-

мы изящества и красоты ".(31) " Золотое сечение , известное так же ,

как золотая пропорция или золотая середина , было одной из самых важ-

ных и широко распространенных геометрических формул , использовавшихся

при строительстве соборов .

Золотая пропорция имела особое значение для христианской теоло-

гии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструирован-

ную из двух элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы

: трое, которые являются двумя". "(32)

--------

31)Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book. Ваклер 1996г

Д.Готье "Карты вечности" , стр.203

32)там же , стр.203-204

"Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сош-

лись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предло-

гом возведения божьих храмов достигло великолепного развития ," - пи-

сал масон Виктор Гюго.(33)

Древние зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих

других местах, при построении своих архитектурных шедевров пользова-

лись системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как

система саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во

времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не

слишком велик.

Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым .

Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармоничес-

кой архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия

основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности ,

в её основе - временная упорядоченность звуков . В основе архитектур-

ной композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оце-

нить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры , мы

должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем боль-

ше , например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно

здесь и заключена органическая связь пространственного и временного

восприятия объектов человеком ."(34)

-------

33)Васютинский Н. "Золотая пропорция",

М. Молодая гвардия ,стр.64

34)там же , стр.64

Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном

инструменте . Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её

скрытые пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и

нефа могут зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу

тихо запеть в унисон с божественной гармонией".(35)

Есть исследования М.Марутаева, Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других ,

устанавливающих наличие золотого сечения в произведениях великих ком-

позиторов. С древних времен имеются представления о соответствии раз-

меров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании .

--------

35)Фулканелли "Тайны готических соборов" , REFL-book Ваклер

1996., страница 208

ЧАСТЬ 2

ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ

Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим обра-

зом: Для соединения двух частей с третьей совершенным образом не-

обходима пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом

одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей

части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В ос-

новном, в качестве источника материала я пользовался книгой Николая

Александровича Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся

многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для по-

лучения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природ-

ных объектах книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М.

1990г)

Итак, можно сделать следующие выводы:

1) Золотое сечение (1,61803398875...) без сомнения можно отнести

к инвариантам, характерным для культуры всей нашей цивилизации, в це-

лом;

2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значи-

мых культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания

новых поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода

информации на сознание человека ,как личности , так и общества , в це-

лом;

3) Поскольку творения культуры на основе золотого сечения расс-

матриваются людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий

, а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук

людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и обра-

зов на основе золотой пропорции .

Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции

в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и

как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные

закономерности этого процесса .

Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда

Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к

которым можно отнести любые социальные структуры.

"Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутренне-

го строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому

как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стацио-

нарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые чис-

ла, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инвариан-

ты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и неп-

рерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и

многого.