Смекни!
smekni.com

Фрактальные свойства социальных процессов (стр. 7 из 8)

--------

*) несколько иное понятие , чем просто золотое сечение.

Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты,

но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем

окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы предс-

тавляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого об-

разованы , т.е. интерференцией противоположностей внутри единс-

тва."(36)

Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных

ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного

человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , ко-

торые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со

всем").

К.Г.Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не

более логичен или алогичен , чем мы . Просто он думает и живет исходя

из совсем других предпосылок по сравнению с нами . В этом и состоит

различие . Всё , что выходит за рамки правил , всё , что поэтому его

беспокоит , пугает или удивляет , основывается для него на том ,что мы

называем сверхъестественным . Разумеется , он не считает это сверхъес-

тественным , для него это является принадлежностью мира , который он

познает.

Наша рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет

свои естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori . В

этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В

нашем мире нет законного места для невидимых , произвольных, так ска-

зать , сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с совре-

--------

36)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем"

менным физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случа-

ются диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас.

К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной

неприязни ; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного

мира грез и суеверий и создали картину мира , достойную нашего рацио-

нального сознания - самого молодого и самого великого творения челове-

ка. Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя

мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать

ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это . Однако, бы-

вают случаи , которые и в самом деле являются чисто случайными , а их

собственная каузальность также ничего не проясняет . Случайности неп-

риятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают законо-

мерное течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении

случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в от-

ношении невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесеня-

тах или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами

наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших

предприятий . Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого

поругания , но им нельзя не уделять внимания .

Арабы относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они

пишут : "Иншалла , если Богу будет угодно ,

письмо дойдет ." Ведь несмотря на все неприязненные чувства и законо-

--------

*) "Бог из машины", неожиданное решение трудной ситуации,

которое вызывается как бы искусственным вмешательством извне.

мерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденно-

му случаю ."(37)

Т.е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь

всех причин и следствий , и называет происходящие события случайными.

Конечно, восприятие человеком мира , все процессы составляющие его

внутреннюю жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно

сложною систему; в которой , однако , опираясь на установленные прин-

ципы самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы

по которым живет человек , природа и общество.

Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру,

они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции)

и золотому сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть

природы ; пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросле-

ния, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только

к одному числу - 1,61803398875... - золотой пропорции.

Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно

человеческим достоянием , более того они приводились в пример того ,

чем выделяется человек из природы , возвышает над животными.

Мы установили , что человек даже близко не подошел к управлению

общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармо-

низация которых всецело находится под влиянием процессов , закономер-

ностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию .

--------

37)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени"

М., Прогресс 1993г. с.160

Тот факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих

деятельность людей является золотая пропорция , которая является осно-

вой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем поз-

воляет утверждать единство природных и общественных процессов самоорга-

низации (яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Анг-

лии).

"В сознание людей закладывается определенная программа , ряд обра-

зов, основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку ,

визуальный ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осу-

ществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение челове-

ка протекает в определенных рамках , его действия не могут быть хао-

тичными , человек следует программе , которая оптимальна для функцио-

нирования любых сложных систем" .

В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного че-

ловека , уделяющего большое внимание целостности мира .

К.Юнг пишет : "Он уделяет основное внимание ... не чистым кау-

зальным связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным

переплетениям каузальных цепочек , которые называются случаями . Он

давно приспособился к законам природы и поэтому боится власти неприд-

виденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающе-

гося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объ-

ясняется почему все необычное нагоняет на него страх .

В области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное

время , обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное ,

очень пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне

редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно

и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором во-

да время от времени текла бы вспять . Если бы действительно стали из-

вестны случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяго-

тения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы зна-

ем , какое количество воды нас окружает , и можем легко себе предста-

вить , что случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам

природы . Примерно в таком же положении находится и первобытный чело-

век . Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он со-

вершенно не представляет , что таит в себе нарушение муравьедом миро-

вого порядка . Первобытный человек настолько зависит от происходящего ,

что любое нарушение установленного порядка мира может иметь для него

непредвиденные последствия . Оно является предзнаменованием , знаком,

подобным комете или затмению . Поскольку эта неестественность не выз-

вана по его представлению естественными причинами , то появление му-

равьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола .

Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой

порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих

мер . Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим тру-

дом раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии

матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в

жертву быка . Сам этот человек становится ногами в нору и получает

первый кусок мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники

и остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий

опасность акт произвола природы .

Для первобытного человека безопасность мира заключается в упоря-

доченности обычных явлений . Любое исключение из этого представляется

ему таящим угрозу актом произвола , который , стало быть необходимо

искупить , ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного

порядка вещей , но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных со-

бытий в дальнейшем."(38)

--------

38)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс стр.166-167

Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведе-

ния людей , как членов общества.

В подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные

образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Та-

кую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор

математики Бенуа Мандельброт .

Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и

фракталами есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах ,

янтрах и т.п.)

В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы

и мотивы поведения совпадают.

Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Од-

ной из особенностей архетипа является невозможность его од-

назначного описания или определения . Сколько бы мы не пытались выра-

зить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже

. Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проек-

ции, но никогда - он весь целиком .