Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени .
Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях показы-
вают божеств с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается
невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному обра-
зу. Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В не-
давнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними .
Это фрактальные множества и странные атракторы.
Как архетип невозможно задать перечислением его элементов , так
же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью ,
чем целое , то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподо-
бие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством облада-
ют как архетип , так и фрактал.
И ещё одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную
размерность , т.е. как бы находятся между разными пространственными
измерениями. Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов
догадывались в глубокой древности, вспомним изображения богов со мно-
жеством лиц . Интересно, что даже геометрические образы , иснпользо-
вавшиеся для изображения архетипов в древности , очень напоминают
фракталы . Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно
наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинс-
кого"."(39)
--------
39) Е.А.Файдыш "Сверхсознание", М. 1993г стр.62-63
В принципе , почти все естественные объекты являются фракталами.
Это облака , исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал,
внутренние пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы
, различные ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая мо-
дель показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых
сложных структур.)
Объекты , подобные фракталам привлекали внимание людей с древнос-
ти , медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и
как бы открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным
местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла
деревьев. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом во-
лоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш." " (40)
Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего услож-
нения общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий,
основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствую-
щих золотому сечению , фракталам , являющихся основой для существова-
ния сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам
организации . Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации,
в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Пос-
кольку закладка в подсознание человека таких образов делает его пове-
дение неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни
при каких условиях.
-------
40) там же, стр.81
Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их ос-
нове носит название культурного поведения (возможно здесь есть парал-
лель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами
- как основой для образов обуславливающих культуру). Т.е. накопление
сложной самоорганизующейся системой ,которой является общество данной
специфической информации повышает уровень организации системы , снижа-
ет количество энтропии в ней.
"В естественных процессах системогенеза объективная самореализация
устойчиво возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречи-
вого единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая
сравнительно узкими пространственными и временными границами существо-
вания , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами
, ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхище-
нии" своего приближающегося распада."(43)
Поэтому в динамике общественных процессов прогресс , изменения
идут только по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими
функционирование системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоор-
ганизации сложных систем обоснавал существование математически уста-
навливаемых инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством
которых в процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное
строение, стационарный режим существования, структуры - функциональную
устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функцио-
нирование сложных систем подтвержден также методами фрактальной гео-
метрии (например масштабная симметрия).
--------
43) Э.М.Сороко "Структурная гармония систем" , стр.193
Общество т.о. представляет собой фрактальный объект , гармонизи-
руемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на
восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной,
основы поддержания и развития любых её систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении
задач, стоящих перед специалистами в области управления.
Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации ,
через изменение сознания человека можно разделить на два типа :
- глобальные, долгосрочные проекты , и
- локальные, быстродействующие инновации.
Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столе-
тиями и судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с
их представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего
человека, изменяя его психику , наполнением её "божественными вибраци-
ями архитектуры и музыки".
Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в об-
ласти человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрак-
тальных множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к
самым несбыточным мечтам масонов.
Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем,
руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и
возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании
полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участво-
вать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге
успешного функционирования всех его поддерживающих структур.
Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически
относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая бога-
тый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей
социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные
заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое ;
причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас-
четах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в
жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох-
новении.
Локальные нововведения , основанные на знании процессов
самоорганизации могут быть связаны с решением задач по :
1.Диагностике социальных структур и процессов;
2.Оптимизации внедряемых управленческих решений;
3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта.
1.Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление
латентных структур на предприятии , может быть существенно
облегчена , так как метод анализа с помощью фрактальных множеств
позволяет создать довольно точную модель социальных процессов.
Одной из процедур, современного нам метода диагностики
является построение т.н. "дерева проблем" , "дерева целей" т.е.
схемы взаимодействий в организации.
С помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в
организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и
классифицируются по их принадлежности к подразделениям организации
и от более общих к частным проблемам по принципу от следствия к
причине .
общая проблема
проблемы функциональных подразделений
социально-бытовые,социально-психологические проблемы
организационно-управленческие проблемы общесистемного типа
Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и по-
терь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидны-
ми) использование которых при анализе данной схемы даст огромные воз-
можности для её детального понимания.
Решение проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например
удаление из многотысячной организации только одного человека)
2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации
надо проводить исследования на их совместимость с процессами и
силами, обеспечивающими самоорганизацию системы .
Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными
процедурами такими как , например, разработка символа для
организации в соответствии с золотой пропорцией , утверждение
графика преобразований , действий в соответствии с числами
Фибоначчи и т.п.
3. В уже действующих организациях и протекающих социальных
процессах добавление факторов дающих новую силу и устойчивость,
переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне.
Библиография.
1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г
2) Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. "Природа и цивилизация"
3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г.
4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений
5) Сороко Э.М. "Критерий гармонии самоорганизующихся
социоприродных систем" , Владивосток 1989г.
6) Сороко Э.М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"
Автореферат диссертации , Минск 1991г.
7) Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г.
8) Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г.
9) Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г.
10) Уледов А.К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г.
11) Угринович
12) Дюркгейм Э.
13) Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г.
14) "Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г.
15) Ежегодник "Системные исследования. 1982г." Наука
16) "Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г.
17) "Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г.
18) Флоренский П.А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Мако-
вец" N1, М.
19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"
М. Наука 1979г.
20) Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд.МГУ
1980г.
21) Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г.
22) Юнг К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г.
23) Файдыш Е.А. "Сверхсознание" М. 1993г.