Смекни!
smekni.com

Место культурологии в системе социальных наук (стр. 4 из 5)

Все основные направления научной работы в области социологии культуры объединяются в понятии «социокультурная система». Оно позволяет свести воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях, построить модель жизни общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные образцы (паттерны, парадигмы), культурные ориентации, культурные организации. Оперируя понятием «социокультурная система» можно выделять различные типы этих систем в прошедшей и современной истории человечества.

Среди тех, кто оказал наибольшее влияние на развитие социологи» культуры, можно назвать такие имена как К. Маркс, М. Вебер. Э. Дюркгейм, К. Клакхон, Б. Малиновский, П. Сорокин, Т. Парсонс, М. Мид, А. Радклифф-Браун, Р. Мертон, К. Манхейм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас и другие.

В настоящее время социология культуры является одной из наиболее важных и плодотворных сфер культурологических знаний. Социология культуры, заимствуя многие теоретические и фактологические достижения философии культуры, истории культуры, культурной антропологии и других культурологических наук, обогащает их собственными достижениями. Она способствует приближению культурологии к идеалу строгой науки, характерному для социологических исследований.

6. Связь культурологии с политологией и экономикой

Политика и экономика оказывают значительное влияние на развитие культуры, поэтому связь культурологии с политологией и экономикой очевидна. Естественно, что в политически и экономически стабильном государстве будет отмечаться высокий уровень культуры, и экономическими или политическими методами можно влиять на культуру. Примером этого может служить финансирование образования, что в настоящий период проводится в рамках национального проекта «Образование» в России.

Примером влияния политики на развитие культуры может служить создание в 20–30-е годы письменности многих народов СССР (народов Крайнего Севера, Кавказа, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии), которые ранее таковой не имели. Причём сначала велось создание письменности на основе латинского алфавита – обсуждалась также латинизация русского и украинского языков; затем по политическим мотивам началась новая кампания – теперь уже по переводу письменности народов СССР на кириллицу (на основе русского алфавита). Как показывает практика, это политическое решение имело положительный результат, так как у народов ранее не имевших письменности, появилась литература, получили развитие различные виды искусства, и таким образом появилась гарантия сохранения языка. Но с другой стороны, государство искусственно «повысило» культуру этих народов от уровня устного народного творчества до уровня письменности, чего, по сути дела, этим народам не совсем и требовалось.

Отличием культурологии от политологии и экономики является следующее. Политология изучает общество и человека в нём, но под углом зрения политики, в их отношении к власти, экономика изучает общество и человека в нём, но в их специфическом «экономическом» качестве, в синтезе экономических отношений. Культурология же изучает общество и человека, взятых в их «культурном» бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.

О взаимосвязи культурологии с политологией и экономикой говорит наличие таких понятий как экономическая и политическая культура.

Слово «экономика» греческого происхождения. Первоначально оно означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятие «экономика» обозначает широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение, наконец, экономическую культуру.

Экономическая культура – это комплекс элементов и явлений культуры, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Экономическая культура самым непосредственным образом влияет на развитие экономики. Данный процесс осуществляется непосредственно через экономическую деятельность людей, в основе которой лежат определённые фундаментальные установки. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты:

1) ценности, связанные с экономикой – те или иные экономические блага, в определённой ситуации более или менее предпочтительные;

2) экономические потребности – индивидуальные, семейные, групповые на разных уровнях;

3) нормы в сфере экономики – экономические нормы массового поведения;

4) приоритеты и предпочтения в экономической сфере – выбор людьми тех или иных экономических благ;

5) мотивация экономического поведения - объяснения, оправдывающие действия и поступки, а также выбор ценностей и норм.

Политическая культура – это не сама политика или политическийпроцесс, а их осознание, объяснение; в политической сфере, зачастую,значимость приобретают не только реальные действия и мерыполитики, но и то, как они оцениваются и воспринимаются,в каком контексте подаются. Понятие «политическая культура» употребляетсяобычно в широком и узком смысле. В первом случае оно включает в себя:политические отношения, т. е отношения по поводу власти и государства; политическиеинституты; представления о мире политики, политического, его законах и особенностях их функционирования. Во втором случае под политической культурой понимают только нижеследующее.

Политическая культура – часть духовной культуры народа, она включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры», в своей сфере – в мире политического. Она - система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, её институтов и организации. Политическую культуру той или иной можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать её как неразрывную часть более широкой – общенациональной культуры. Внешние элементы, составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, национально-историческими, религиозными традициями, обычаями, стереотипами поведения и мышления, моральными установками и т.д. В процессе социализации и взросления ребёнок формируется как член общества, как социокультурное существо и в этом качестве усваивает и интегрирует в себе политическую культуру или отдельные её компоненты. Каждый человек является носителем культуры той социальной общности, в которой происходит его социализация, но его политическая культура составляет неразрывную часть духовной культуры всего общества.

Политическая культура включает сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношении различных общественно-политических институтов. Эти элементы политической культуры, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими факторами, относительно устойчивы, постоянны и изменяются в процессе глубоких сдвигов в общественной жизни.

Политическую культуру можно назвать ценностно-нормативной системой, которую разделяет большинство населения. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращённые на политическую систему, и в определённом смысле представляет собой рамки, в которых действуют люди в соответствии с принятыми в обществе «правилами игры».

Политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы мира политического, но провести между ними чёткую грань трудно: они влияют друг на друга, переплетаются.

Между тем, мировая политика и экономика не могут развиваться отдельно, они влияют друг на друга.

И понятно, что такие явления, как переселение в экономически развитые страны представителей различных, порой экзотических культур, формирование многонационального (а, следовательно, многокультурного) общества, обострение конфликтов между национально-культурными группами приводит к культурологическим изысканиям внимание политологов и действующих политиков.

7. Связь культурологии с гуманитарными науками

Сложные системы взаимоотношений связывает культурологию и с гуманитарными науками, к которым относятся психология, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, религиоведение.

Язык – составной элемент культуры, с помощью которого возможна передача культурных ценностей из поколения к поколению и который имеет огромное значение в жизни человека общества.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

Поэтому связь между культурологией и лингвистикой несомненна и она довольно значительная.

Несомненно, исследования культуры в XIX–XX веках невозможно себе представить без материалов, представленных сравнительным языкознанием, которое базировалось на фундаментальных лингвистических теориях. Ещё более значимым было воздействие структурной лингвистики, под влиянием которой сформировался структурализм – одно из важнейших течений в науках о культуре в XX веке. На достижениях классической филологии, изучающей языки и литературу Древней Греции и Древнего Рима, по давней традиции основывается изучение античной культуры. А культурология античности всегда была главным «полигоном» для проверки культурологических идей и теорий. И всё же языкознание остаётся слишком специфической, относительно замкнутой, можно сказать, элитарной сферой гуманитарного знания, сохраняющей свою сравнительную обособлённость от других сфер. Взаимодействие лингвистики с культурологией оказалось наиболее плодотворным в форме обмена достижениями, научной методологией, проведения междисциплинарных исследований. Примером последнего можно назвать этнолингвистику – науку об особенностях функционирования языка в культурах различных племён и народов.