Отдельная, и очень интересная тема – взаимодействие культурологии и религиоведения, науки, которая изучает различные религиозные доктрины и религиозные организации. Начиная с классических трудов XIX века («Первобытная культура» Э. Тейлора, «Золотая ветвь» Д. Фрезера и других), была выявлена теснейшая связь между развитием религии и культуры в первобытные времена и в последующие эпохи истории человечества. Работу в этой области науки возможно вести, лишь соединяя достижения этнографии, истории культуры и религиоведения. Среди важнейших проблем религиозная типология культур, то есть изучение особенностей христианского, исламского, буддистского, индуистского и других типов культуры, влияние религии на формирование художественной культуры (искусства), «картин мира», стереотипов поведения, системы ценностей и базовых понятий, присущих той или иной культуре. Как и в случае с социальными науками, необходимо указать на актуальность этих проблем для современной цивилизации.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня культурология занимает важное место в системе гуманитарных знаний, является одной из быстро развивающихся общественных наук. Её влияние ощущается во всех сферах научного изучения человека, общества и культуры, это влияние создаёт новые направления исследований, определяет новые подходы к решению научных проблем.
На сегодняшний день существует три основных мнения о месте культурологии в системе как общественных, так и естественных наук:
1) Культурология является самостоятельной наукой, возникшей в XIX веке и получившей дальнейшее развитие, со своей теорией, со своими методами, из которых можно выделить специфические, используемые только культурологией и близкими к ней научными дисциплинами, наукой, которая оказывает прямое или косвенное влияние на другие науки;
2) Культурология как наука является «промежуточной» между культуроведением, философией культуры, социологией культуры и историей культуры, теории которых, как известно, послужили базой для формирования культурологических теорий.
3) Культурология не является самостоятельной наукой, а лишь дополнительной, второстепенной, и служит как учение, помогающее в общих понятиях объяснить то или иное явление культуры.
Естественно, на рубеже XX–XXI веков разумно говорить о культурологии как о состоявшейся самостоятельной науке.
Культурологические аспекты почти всегда присутствуют во вновь возникающих областях знаний о человеке. В качестве примера можно привести танатологию – науку, изучающую смерть, ее причины, механизмы и признаки, в которой используются материалы, представленные физиологией, медициной, психологией, религиоведением, философией и т.д. Выяснилось, что переживания, испытываемые умирающим человеком, определяются не только общим для всех людей особенностями биологического и психологического порядка, но и принадлежностью к той или иной религиозно-культурной традиции.
Итак, культурология как общая теория в своих обобщениях и выводах основывается на знаниях полученных в области других наук, а с другой стороны выступает по отношению к этим же в качестве своеобразной методологии.
Важная роль, которую культурология играет в системе современных гуманитарных дисциплин, во многом объясняется стремлением к синтезу различных областей науки, которое уже достаточно долгое время является одной из сильнейших тенденций развития как естественнонаучной, так и гуманитарной сфер познания. Характерные для культурологии широта поля исследований, многообразие методов, возможность работать с достижениями многих наук, выйти за узкопрофессиональные рамки делает культурологию привлекательной для учёных, изучающих общественные науки.
1. Шишова, Н.В., Грожан, Д.В., Новиков, А.Ю., Топчий, И.В. Культурология. Серия «Высший балл». Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. СС. 15–21, 27–31, 52–57, 145–149, 156–158
2. Словарь терминов познания. Составитель Костина М.А. Тюмень: Издательская фирма «Слово», 1999.
3. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10–11 классов. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2002.
4. Симкина, Н.Н. Культурология. Электронный учебник. Брянск: БГТУ, 2002
5. Кононенко, Б.И. Основы культурологии. Курс лекций. М.: Инфра-М, 2002. C. 5.
6. Веремьёв, А.А. Основы культурологии. Брянск: Курсив, 2002. CC. 5–11
7. Рефераты по культурологии. Для студентов вузов. Составитель Руденко В.И. М: Дашков и Ко, 2002. СС. 31, 37–39.
8. http://www.fourrings.ru/wiki/Латинизация.html – Википедия, свободная энциклопедия