Смекни!
smekni.com

Основы знаний об обществе (стр. 4 из 27)

Центром интересов Фомы Аквинского были духовные и социальные проблемы. Он помещает человека в общество и государство.

Государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе. Аквинский решительно выступает против социального равенства, сословные различия он считает вечными. Как вы думаете, почему? Подданные должны подчиняться господам, покорность является основной добродетелью.

Лучшая форма государства - монархия. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти Бога в мире. Задача монарха - сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Целью и смыслом жизни является достижение небесного блаженства. К нему человека ведет уже не монарх, а церковь. Поэтому роль Папы Римского (наместника бога на земле) выше, чем государства.

6. Социальные теории Нового времени

С развитием товарного производства, складыванием в Европе нового экономического уклада жизни появилась потребность в новой идеологии, не считающей накопление капитала, богатство грехом (в отличие от постулатов католической церкви). В христианстве начинает складываться новое направление - протестантизм. Что вы знаете о протестантизме? Влияние католической церкви постепенно падает, и как следствие, начинается бурное развитие наук, в первую очередь естествознания. Под влиянием деятельности таких ученых, как Галилео Галилей, Джордано Бруно, Коперник, Ньютон и др., складывается новая картина мира Какие открытия сделали перечисленные ученые? Каких еще вы знаете знаменитых людей, живших в это время? Чем они знамениты?

Новый взгляд на окружающий мир нашел свое отражение и в представлениях об обществе, его развитии и существовании. В эпоху Просвещения появляется множество различных социальных концепций, зачастую диаметрально противоположных по своему содержанию, подходу, взглядам на проблемы развития общества, государства, существования власти. Проблему общества и государства стали выводить не из теологии, а из естественных законов развития человека и природы. Центром социальных теорий было государство, централизованное под единой властью и освобожденное от диктата церкви.

7. Теория государственного абсолютизма Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469-1527г. г) занимал важную политическую должность во Флоренции, входил в Совет доджей Флорентийской республики. Затем, после ее падения в 1512г. был выслан в изгнание, где и написал свои политические трактаты.

Свои взгляды на государство и власть Макиавелли изложил в трактате "Государь".

Тот, кто встал на пути у судьбы, считал Макиавелли, должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не должен быть связан никакими принципами, моральными нормами или собственным словом. Правитель должен опираться только на факты, быть жестоким, хитрым, беспощадным. Политик должен руководствоваться принципом "цель оправдывает средства". Позже в политике и политической философии возник специальный термин - макиавеллизм, означающий бесконтрольное использование власти, не подчиненной никаким моральным критериям.

8. Теория естественного права Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679г. г) был видным представителем английской философской мысли. Гоббс является современником английской буржуазной революции, что отразилось на его политико-философских взглядах. Наиболее известный его труд - "Левиафан" - был публично сожжен в Оксфорде в 1682 году.

Гоббс первым из мыслителей Нового времени разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Исходной точкой его рассуждений является "естественное состояние людей". Природу человека Гоббс не идеализировал. Он считал основным качеством человека не стремление к общению, взаимопомощь, солидарность и кооперацию, а эгоистическое стремление к индивидуализму, богатству и власти. Эта "природность" была присуща человеку в его догосударственном состоянии, в котором проявлялись две крайности - стремление к равенству и вражда. Во всеобщем равенстве, считает философ, заложена опасность раздора, ибо для всех не хватает тех благ, на которые люди могут претендовать, поэтому в свободном обществе, где нет верховной власти государства, права человека неизбежно ущемляются, в силу чего и возникают постоянные конфликты между людьми. Если общество будет долго находиться в таком состоянии, то оно вынуждено будет просто погибнуть. Страх смерти и желание мира необходимо ведут людей к ограничению своих прав в пользу общего закона и верховной власти. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его абсолютная свобода должна быть ограничена, нормирована, упорядочена.

Выход из этого Гоббс видит в образовании общества. Общество может основываться на согласии интересов. Люди могут договориться о таком согласии, но оно будет искусственно, а значит недолгим. Поэтому необходимо, чтобы "кроме договора о согласии было что-то еще, что это согласие упрочило. Этим является общественная власть, которая будет держать людей в узде и направлять действия людей к общему благу". Государственная власть переводит общество в новое качественное состояние. Передав власть государству, люди должны мириться со своей несвободой, которая компенсирует им опасность погибнуть в бесплодной борьбе за свои личные интересы.

Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены права человека на жизнь, труд, безопасность, справедливость и благоденствие.

Таким образом, проанализировав и сравнив представления об обществе в различные исторические эпохи (античность, средневековье, Новое время), можно проследить как с изменением действительности, исторической реальности изменяются и социальные взгляды. В течение веков накапливались знания об обществе, государстве, взаимодействии человека и общества. Обществознание в ХХ веке представляет собой целый комплекс наук об обществе - социология, политология, экономика, социальная психология, политическая философия и так далее. Социальные теории прошлого подготовили богатую почву для появления множества теорий и подходов к изучению общества в ХХ веке.

9. Развитие обществознания в ХХ веке

Достижения в области естественных наук в XIX веке способствовали углублению знаний об обществе, появлению новых направлений в обществознании, которые продолжали развиваться и сохранять свое значение и в ХХ веке (марксизм, например). Однако, бурный и стремительный ХХ век преподнес человечеству новую пищу для размышлений о социальной действительности. Две мировые войны, создание нового, мощного оружия (ядерного, химического, бактериологического), освоение человечеством космического пространства, распад мира на две социально-политические системы - социализм и капитализм - все это требовало осмысления, и в определенной мере пересмотра устоявшихся представлений об обществе и путях общественного развития.

Одним из центральных вопросов, который занимал и занимает философов, социологов, политологов, можно сформулировать так: что лежит в основе изменений общественной жизни, преобразования в каких сферах оказывают решающее значение на сдвиги в других областях?

9. Технократизм

Определенная группа исследователей исходит из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника и производственные технологии. Созданная разумом и руками человека техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию, постоянному прогрессу. В таких условиях особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями - технократам. Придя к власти, эти люди смогут эффективно управлять обществом, которое основано на техническом прогрессе и в котором техника играет главную роль.

Основная задача общества, как считал один из теоретиков данного подхода Дж. Гэлбрейт, - развитие производства, а реальная власть распределяется между специалистами производства и управления (менеджерами). Гэлбрейт полагал, что такие процессы идут и при капитализме (общество, основанное на частной собственности на средства производства), и при социализме (общественный строй, основанный на общественной собственности и уравнительном характере распределения материальных благ), и на этой основе в дальнейшем возможно сближение (конвергенция) двух систем и образование единого "смешанного" общества. Появление компьютерной техники и создание информационных технологий вызвали новый всплеск технократических идей. Стали высказываться предположения, что в настоящем и будущем человечества движущей силой развития общества будет уже не столько техника, сколько технологии (в частности информационные технологии), информация станет главной ценностью в обществе.

В философских науках сформировалось отдельное направление - философия техники, - представители которого пытались определить истинное место техники в обществе, перспективы развития и последствия технического прогресса для человеческой цивилизации. Многие ученые критиковали технократические идеи Гэлбрейта и его сторонников, обращая внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Они указывали также на то, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества как духовная культура, не учитывают воздействие на человека и социальную среду биологических, природных факторов.

Ценностный подход.

Постепенно историческая реальность подтвердила тот факт, что в основе развития общества может быть не только технический прогресс, но и духовное развитие, культура. Общества, основанные на приоритете духовных ценностей, отстают в техническом развитии, но достигли больших успехов в культуре, философии, искусстве. Однако, общая тенденция такова, что все больше обществ стремиться идти по пути технического, а не духовного прогресса. Этот факт побудил ученых обратить внимание на такое понятие духовной культуры, как ценность.