Смекни!
smekni.com

Основы знаний об обществе (стр. 5 из 27)

М. Вебер, который ввел в научную проблематику понятие "ценность", определял ее как осознанный интерес человека либо всего общества. Попадая в поле зрения человека любой предмет может оцениваться с точки зрения его полезности, добра и зла, красоты и безобразия. Что является добром и злом, красивым или безобразным, полезным и бесполезным, определяется интересом конкретной исторической эпохи. При изменении исторической действительности изменяются и ценности общества. Макс Вебер прослеживал связь между потребностями общества и господствующими в нем ценностями. В своем труде "Протестантская этика и дух капитализма" он исследовал влияние ценностей протестантизма на становление индустриального общества. Лучшим выражением "духа капитализма", по мнению автора, могут служить высказывания Б. Франклина: "Помни, что время - деньги", "Деньги по своей природе плодоносны и способны порождать новые деньги", "Тому, кто точно платит, открыт кошелек других". Идеал раннего капитализма - кредитоспособный, предприимчивый человек, долг которого - стремиться к умножению своего капитала. На формирование таких моральных норм оказывала влияние этика протестантизма - религии, которая в отличие от католицизма считала богатство и предприимчивость не грехом, а добродетелью, угодной Богу. Так, продолжая мысль Вебера, следуя его логике, можно сделать вывод о том, что в современном обществе главными ценностями являются технический прогресс, профессионализм, карьера. Именно поэтому критерием общественного развития является техника.

Другие философы (Г. Риккерт, П. Сорокин) считали, что ценности - это "надысторическое" понятие, вечные и универсальные принципы существования общества. Русский социолог Питирим Сорокин считал, что существуют три основных ценности:

Ценность познания - Истина,

Ценность эстетического удовлетворения - Красота,

Ценность морали - Добро.

Все эти ценности присутствуют в любом обществе, однако в конкретную историческую эпоху на первый план выходит какая-то одна из них. Момент "перехода" от одной глобальной ценности к другой Сорокин назвал "культурным сдвигом", который выражается в глобальном кризисе во всех сферах жизни общества - политической, экономической, духовной, социальной. Общество будущего, по мнению Сорокина, будет основано на всех трех ценностях, которые соединяться в одну глобальную ценность - Пользу.

Тема 3. "У истоков человеческого общества"

1. Периодизация первобытного общества

Многие из нас неоднократно задавали себе вопрос - как же все-таки появилось человечество?

Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей свыше двух миллионов лет назад и заканчивая возникновением первых классовых обществ, ученые называют эпохой первобытного общества. Первобытнообщинный строй - самый длительный в истории человечества период - условно делится на две части.

Первая часть - время становления человека и общества.

Вторая часть начинается с момента возникновения людей современного вида. Большинство ученых склонны считать, что собственно история общества возникла именно на втором этапе, когда на смену первобытному стаду пришла родовая община.

Итак, первобытное общество в своем развитии прошло следующие стадии:

Каменный век:

Палеолит - до 10 тыс. лет до н.э. - люди занимались охотой и собирательством.

Мезолит - 10-5 тыс. лет до н.э. - стали использоваться лук и стрелы, люди приручили собак.

Неолит - 5-3 тыс. лет до н.э. - появление шлифованных и сверленных каменных, костяных и деревянных орудий труда, развивается земледелие, скотоводство, используется глиняная посуда, появляется ткачество и прядение.

Медный век - 3-2 тыс. лет до н.э. - появление медных орудий труда, городов, колесного транспорта, плуга.

Бронзовый век - 2-1 тыс. лет до н.э. - начало использования бронзы.

Железный век - 1 тыс. лет до н.э. - наступление металлургии железа.

2. Социальная организация рода и племени

Выжить в суровых климатических условиях первобытный человек мог только в общине. Основной формой социальной организации был род. Постепенно родовая община с развитием межродовых связей переросла в племя. Основной характеристикой рода был коллективизм. Люди совместно охотились, добывали себе пропитание, защищались от врагов, добыча также распределялась между всеми поровну. Разделение труда носило половозрастной характер: создавались группы мужчин, женщин, стариков и детей, каждая из которых имела свое поле деятельности.

На ранних стадиях развития рода главной социальной ячейкой был матриархат. В условиях полигамной семьи мать ребенка была известна всегда, а отец нет. Родословная велась по материнской линии. Это привело к тому, что женщина играла главную роль в жизни племени, пользовалась всеобщим уважением. Она решала жизненно важные вопросы в жизни племени и рода.

Постепенно складывалась моногамная семья, в которой постепенно возрастала роль мужчины. На смену матриархату пришел патриархат. Мужчины стали выполнять представительские функции, обеспечивая связь племени с внешней средой, а женщины поддерживали внутреннюю устойчивость, создавая и сохраняя внутренние кровнородственные связи.

Форма семьи сыграла большую роль и в установлении первых социальных норм. Первые нормы носили форму запретов - табу. Самый первый запрет относился к запрещению инцеста (кровосмешения). Обычаи постепенно запрещали браки внутри рода между ровными родственниками. На смену эндогамной семье пришла экзогамная семья. Этот принципиально новый характер половых отношений предписывает членам общины искать брачных партнеров не в своей, а в других родовых общинах.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители. Народное собрание выполняло судебные функции, вынося "приговоры" в делах об измене, трусости, кровосмешении. Решения народного собрания считались обязательными для всех членов рода. Позже властными полномочиями наделялись советы старейшин. При этом сами старейшины, как и вожди не обладали какими-либо привилегиями по отношению к другим членам племени и рода. Решающее значение при выборах вождя имели личные качества - физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, авторитет и др. Если вождь не справлялся со своими обязанностями, то члены племени делали вывод, что боги отвернулись от их вождя или на него наслали порчу. Если же вождь заболевал, то иногда мог быть уничтожен или изгнан из племени. В обязанности вождя входила связь с умершими предками племени, и в силу этой связи не имел права быть старым, немощным ни физически, ни духовно. Его сила - это сила всех предков, его магия - это магия предков. Вожди, по представлениям племени, не умирали. Они уходили в мир предков и приходили из него вновь, воспроизводя себя в одном из соплеменников. Со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания лидером стало недостаточно. Вожди накапливали опыт управления и специальные познания, которые передавали по наследству. Так постепенно власть сосредотачивалась в руках одной семьи, отделялась от остальных членов племени. С появлением внутри племени социальных групп, различных по своему экономическому и правовому статусу, происходит разложение родового строя, начинают складываться примитивные формы государственности. Именно с появлением государства ученые связывают переход человечества от стадии варварства и дикости к цивилизованному состоянию.

3. Мировоззрение первобытного человека

Особенностью первобытной культуры является гармония человека и природы. Человек еще не полностью отделился от животного мира, он ощущает себя его частью. Эта неразрывность природного и социального нашла отражение и в первобытной культуре, и в мировоззрении первобытного человека.

Представления первобытных людей о мире, природе, обществе, человеке, законах жизни нашли отражение в мифологии. При этом само сознание людей было мифологично. Древний человек не разделял миф и действительность. Для него миф был также реален, как его собственное детство, как вчерашняя охота, как завтрашний день…. Миф для первобытного человека был осмыслением реальности, которая существует сейчас и существовала задолго до нас. Коллективный практический опят накапливался множеством поколений, поэтому лишь он считался "самым верным и надежным" источником знаний о мире. Для того, чтобы описать окружающий мир, надо, по представлениям древних людей, рассказать, как он появился. Нынешнее состояние мира - это следствие давно произошедших событий и действий мифических героев - богов или предков. В любом мифе мифологическое событие отделено от настоящего каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к "стародавним временам", "начальным временам".

Вспомните, и русские народные сказки обычно начинаются с присказки "давным-давно, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…", "это было еще при царе Горохе…", "Это было в те года, когда у кур росли рога…", "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…".

Мифологическое время - это время, когда все было не так как теперь. Мифологическое прошлое - это особая эпоха первотворения: первый человек, первая женщина, первый огонь, первое копье, первая охота…Все происходящее в мифе воспринимается как образец для жизни в настоящем.