Доэтого постановления НКО не могли создавать свои фонды. Теперь могут. Схемадостаточно сложная, но эксперты сходятся во мнении, что она будет работать. Жертвователимогут передавать в собственность некоммерческих организаций деньги, а те, всвою очередь, создавать эндаументы, то есть целевые фонды, доходы от которыхидут только на благотворительную деятельность. Пополнить эндаумент можетпрактически любой желающий, при этом целевой капитал не расходуется, авкладывается в акции, облигации, депозиты и паевые инвестиционные фонды.Попросту говоря, крутится и служит источником прибыли, которая и направляетсяна нужды опекаемого учреждения. Такие фонды уже несколько веков существуют наЗападе, например, эндаумент Гарварда превышает 24 млрд. долларов. Минимальныйразмер российского фонда – 3 млн. рублей, он формируется минимум надесятилетие.
Чиновникивсе же урезали эндаументы в правах, ограничив виды деятельности, которые они могутфинансировать, строгим перечнем: издание газет и журналов, производствомедикаментов, научные исследования и разработки, испытания и анализ в научныхобластях (микробилологии, биохимии т.д.), деятельность больничных исанаторно-курортных учреждений, библиотек, музеев, зоопарков, заповедников,спортивных объектов и некоторое другое. В итоге экологи, например, обижены наотсутствие в этом списке охраны окружающей среды. "Предложение включитьэтот вид деятельности мы вносили на всех стадиях рассмотрения документа, ноубедить правительство не удалось", - говорит директор Всемирного фондадикой природы России Игорь Честин. По его словам, экологи еще в 90-х годахсоздали несколько подобных фондов для поддержки особо охраняемых территорий,просто с тех средств, которые туда вкладывались, платили налоги. Отказ непонятен.
Вцелом сейчас в России создано чуть более десяти эндаументов. Облагаться налогомих доходы перестанут начиная со следующего года. "Никто и не ждал, что встране начнется массовое создание эндаументов. Надо прямо сказать, что это,скорее, удел наиболее благополучных и востребованных организаций, таких, каккрупные университеты. Постановление об эндаументе дает им возможностьдолгосрочно планировать свою работу, не ждать каждый год пожертвований, которыемогут неожиданно прекратиться, а иметь устойчивый капитал", - сказал"Трибуне" председатель комиссии Общественной палаты по вопросамразвития благотворительности, милосердия и волонтерства Владимир Потанин."Никаких налоговых льгот или особого режима ни сами жертвователи, ниорганизации-доноры, которые формируют целевой капитал, не получают. Эндаументхорош для благополучателя, будь то учреждение образования или социальныйприют", - говорит заместитель председателя комиссии ОП Сергей Абакумов.
Именнопоэтому столь важен законопроект, разработанный Минэкономразвития совместно сОбщественной палатой. Он заслуживает того, чтобы привести его длинное название:"О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (в частисовершенствования налогообложения НКО, регулирования благотворительнойдеятельности и механизмов общественного контроля). Он дает право на получениесоциального налогового вычета гражданам, которые жертвуют средства вблаготворительные фонды. Если законопроект будет принят, каждый россиянин,который, захочет помочь рублем вузу, в котором он учился, сможет получить вычетиз базы налога на доходы с физических лиц. То же самое - при перечислениипожертвования на формирование и пополнение эндаумента.
Чтоже касается налоговых льгот для юридических лиц, то вопрос остается открытым."Налоговые вычеты – хороший импульс для развития благотворительности вРоссии. Однако вовлечение в меценатство тех или иных людей - долгий процесс.Основными-то благотворителями в России являются компании. Поэтому странноуходить от обсуждения льгот и поощрения для них", - говорит исполнительныйсекретарь Форума Доноров Наталья Каминарская. В Минэкономразвития опасаются,что бизнес воспользуется возможностью уводить прибыль от налогообложения, исвою позицию - не давать компаниям льготы - объясняют тем, что решили пойти попути нерадикальных реформ.
Главнаяновелла законопроекта – нулевая ставка налога на прибыль для НКО. С однойстороны, это сенсационный шаг навстречу гражданскому обществу. С другойстороны, разработчики и тут не свернули с пути не революции, но эволюции,придумав множество ограничений для того, чтобы, как они говорят, предупредитьзлоупотребление льготами. Определен перечень платных услуг, доходы от которыхвыводятся из-под налогообложения. Например, в области образования это услугидетских садов и учреждений, воспитывающих сирот, а также кружков, студий испортивных секций. Если НКО получает доход от каких-либо других платных услуг,льготы ей не предоставляются.
Настоящимподарком "третьему" сектору станет освобождение от НДС, если,разумеется, эта поправка не будет выхолощена при рассмотрении в парламенте. Пословам директора департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТСаида Баткибекова, это означает, что НКО смогут подключаться к бюджетнымденьгам на равных условиях с государственными структурами. Сегодня, например,если неправительственная организация выиграла конкурс на оказание социальнойуслуги (например, такой, как уход за инвалидами), она обязана уплатить НДС. Абюджетное учреждение, финансируемое по смете, - нет. В результате социальныеуслуги из года в год на конкурс не выносятся и доступ НКО к основному объемубюджетного финансирования по этим статьям остается закрытым.
Ещеодин хороший правовой сюрприз связан с конкурсом на получение президентскихгрантов. Дело в том, что сейчас существует узкий перечень проблем, решениекоторых при помощи грантов в России не облагается налогом. Он настолько узок,что за президентские гранты пришлось бы платить. Поэтому его решили расширить,поправки в соответствующую статью Налогового кодекса уже готовы. Если парламентих одобрит, то, по словам Сергея Абакумова, НКО больше не будут платить налогиза такие виды деятельности, как патриотическое воспитание, пропаганда здоровогообраза жизни, профилактика проявлений ксенофобии, оказание помощи пострадавшихот стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф,социальных национальных и религиозных конфликтов, укрепление института семьи ипрофилактика детской безнадзорности и беспризорности, мониторинг состояниягражданского общества. Кроме того, значительно расширено понятие социальнойподдержки малоимущих, а также профилактики и охраны здоровья населения.
"Длянекоммерческого сектора этот законопроект важнее, чем постановление обэндаумент-фондах", - уверен Сергей Абакумов. С ним солидарен его коллегапо Палате, президент благотворительного фонда "Нет алкоголизму инаркомании" Олег Зыков. Он полагает, что новый документ способен создатьблагоприятную среду для реализации общественной инициативы, без которой любаясоциальная политика обречена на провал.
"Законопроектучитывает довольно много положений, которые существуют в Евросоюзе. Но все-такиупущены некоторые направления, которые в Европе налогом на прибыль тоже необлагаются. В частности, это наука, ибо почти во всех странах Европы научныеисследования считаются социальным приоритетом", - отмечает директорпрограмм в России Международного центра некоммерческого права ДарьяМилославская.
"Законрешает многие проблемы, но далеко не все, - считает исполнительный секретарьФорума Доноров Наталья Каминарская. – Когда читаешь текст законопроекта,создается ощущение, что благотворительность – только помощь сирым и убогим, адругие содержательные вещи вроде экологии и защиты прав человека остаются зарамками внимания государства. Непонятно также, почему благотворительностьрассматривается лишь как денежная помощь и, соответственно, льготы полагаютсяпри перечислении средств. А ведь существует практика безвозмездногопредоставления услуг и товаров, тут вопросы с налогами не до конца сегодняурегулированы".
Законопроектсогласован с Минфином и в октябре был внесен правительством в Госдуму
Поддержкасо стороны государства может выражаться не только в представлении налоговых ииных льгот субъектам благотворительной деятельности, но и в создании системымер их морального поощрения, что может существенно расширить круг участниковэтой деятельности и увеличить объем ресурсов на ее осуществление.
Вдореволюционной России государство использовало множество форм поощренияблаготворителей - их награждали орденами и другими знаками отличия, присваивалипочетные звания, их имена давали благотворительным учреждениям и организациям,их продвигали по службе. Они даже могли перейти в другое сословие.
Еслигосударство заинтересовано в этом, оно должно четко обозначить свое отношение кблаготворительной деятельности и принять необходимые практические шаги дляреализации этих мер на практике[52].
Приизучении актуальных вопросов совершенствования правового обеспеченияблаготворительной деятельности в области культуры сделаныследующие выводы:
-при условии соблюдения общих норм Федерального Закона «О благотворительнойдеятельности и благотворительных организациях» отношение по оказаниюблаготворительной помощи может оформляться любым безвозмезднымгражданско-правовым договором;