Смекни!
smekni.com

Благотворительность как социальный феномен и ее возрождение в современной России (стр. 15 из 21)

Обобщаяизложенное выше, отметим, что методы воспитательного воздействия наблаготворителей представляют собой относительно постоянный инструментарийпедагогики благотворительности. В то же время, методы, как правило, применяютсякомплексно и в конкретных ситуациях. Категория, отражающая многовариантностьиспользуемых методов, - приём воспитательного воздействия (воспитательнойработы)

Отнесениепедагогики благотворительности к отрасли педагогических знаний обусловливаеттесную взаимосвязь педагогики благотворительности с различными педагогическиминауками, в частности – с социальной педагогикой, изучающей социальноевоспитание в процессе социализации; педагогика благотворительности исследуетвоспитание различных категорий людей в ходе осуществления благотворительнойдеятельности, посредством участия в работе благотворительных организаций, длякоторых педагогическое воздействие на определённые группы населения не являетсяосновной функцией.

Взаимодействиедефектологии с педагогикой благотворительности объясняется, в частности,следующим: дети с нарушением слуха, речи, зрения зачастую выступают в качествеблагополучателей, то есть имеется реальная возможность задействовать арсеналсредств педагогики благотворительности при осуществлении помощи даннойкатегории граждан.

Благотворительныеакции, проводимые различными музеями, позволяют проследить связь между музейнойпедагогикой и педагогикой благотворительности. (Например, в ГосударственномРусском музее существует Центр музейной педагогики, на базе Центра реализуетсяпрограмма «Музей без порогов»)[60].

Кромевоспитательных методов для стимулирования благотворительности можноиспользовать фандрейзинг.

Фандрейзинг- новая форма вкладывания денег в социально-культурную сферу, деятельность посбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частностидля благотворительных или образовательных целей. Это - не только оригинальнаяметодика поиска денег, но и выявление желающих участвовать в благотворительнойработе, своеобразном инструменте фандрейзинга.

Целифандрейзинговых кампаний определяются только тогда, когда на лицо эффективностьили художественная ценность того мероприятия, для которого ищут деньги. Попятибальной шкале оцениваются такие факторы, как внешняя и внутренняянеобходимость проекта, его уникальность, воздействие на общество, наличиеперспективных доноров, заинтересованных в проекте.

Всеэто позволяет внедрять фандрейзинг в России, конечно, учитывая специфику нашегосоциокультурного пространства. Фандрейзинг как процесс сбора средств помогаетиспользовать их для реализации социально значимых программ и для поддержкинекоммерческих структур.

Интересно,что имеющиеся исследования о фандрейзинге характеризуют его и как науку и каксвоеобразное искусство. Первая категория включает концепции, на основе которыхформируются структуры и циклы, в определенном смысле рассматриваемые какнаучные. К примеру, специалисты в области фандрейзинга знают, что некоторыелюди обладают определенными способностями, позволяющими рассматривать их вкачестве потенциальных дарителей. Отношения фандрейзеров с такими людьми можнопредставить - по мере их развития - в виде графика, который показывает процессвзаимодействия, ведущий к обращению с ходатайством о дарении, а при наличиивозможности — и с повторным ходатайством.

Искусствофандрейзинга является ситуационным, так как в основе его лежит развитыйинстинкт, понимание психологии дарителя и другие, трудно поддающиесяколичественному определению, способности. Анализировать это искусство трудно,чем и объясняется то обстоятельство, что во многих книгах и статьях о немвообще ничего не говорится. В процессе привлечения средств именно оно являетсяважнейшим фактором успеха, поскольку идет вразрез с тенденцией считать людей«неодушевленными предметами, плывущими по ленте конвейера» туда, где их можно будетпопросить о дарении, — и соответственно к ним относиться. Не секрет, что внастоящее время источником определенной части средств, необходимой дляподдержки культуры, являются зарубежные фонды, которые представляют гранты нареализацию наиболее значимых проектов.

Основнаятерминология фандрейзинга связана с дарителями и потенциальными дарителями.Потенциальный даритель именуется «кандидатом». Совокупность кандидатовподразделяется на более мелкие категории: если о кандидате неизвестно ничегоили почти ничего, его называют «состоящим на подозрении». После налаживанияотношений с кандидатом о нем говорят, что он претерпевает процесс «обработки».Люди, уже осуществившие дарения, по-прежнему остаются кандидатами, если ониспособны пожертвовать что-либо еще раз. Установившиеся дарители, особенно еслиони принимают активное участие в работе организации, именуются волонтерами[61].

Большоеразнообразие методов морального поощрения предлагают использовать в Кемеровскойобласти. В области в скором времени начнет действовать новая форма поощрениябизнесменов, жертвующих средства на поддержку социальной сферы. В их честьпредполагается называть учреждения образования, науки, здравоохранения,культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящиеся введении органов исполнительной власти Кемеровской области.

Формпоощрения бизнеса существует достаточно. Можно вспомнить обширную системунаград — начиная от благодарственных писем и заканчивая орденами. Однаковручение ордена или медали не имеет такого общественного резонанса, какприсвоение имени бизнесмена школе, или отдельной ложе в театре.

Согласнопостановлению коллегии администрации Кемеровской области «О порядке присвоенияимен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениямздравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта,находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти…», теперь именабизнесменов, жертвующих на развитие социальной сферы, могут быть присвоены темобъектам, которые они помогают содержать и обустраивать.

Необходимостьтакого шага для кузбасских чиновников не нуждается в обосновании. Аргументыследующие: «губернатор считает, что это делать необходимо», «все-таки сейчасбизнес, который уже встал на ноги и дошел до того, что надо заниматьсяблаготворительностью, нуждается, по большому счету, в общественной поддержке иодобрении такого шага. Присвоение имен благотворителей и будет такой новойформой одобрения и поддержки».

Критерии«достойных» пока не совсем ясны. Следовательно, нужно выработать свои критерии,наиболее приближенные к реалиям жизни[62].

Однимиз наиболее массовых способов привлечения внимания к благотворительностиявляются СМИ. СМИ — средство привлечения общественного внимания к социальнымпроблемам, а также эффективное средство рекламы благотворительной деятельноститех или иных организаций, социальных групп, отдельных лиц, направленной насвоевременное решение общественных проблем.

Связьс общественностью (от англ. publicrelations - работа собщественностью) - метод социальной работы, возникший в США и получившийширокое распространение в последние десятилетия. В отличие от индивидуальнойпомощи и создания групп социальной терапии использование этого метода позволилорасширить масштабы социальной работы среди населения, ибо под общественностьюздесь понимаются улица, район города церковная община, социум в целом.Приверженцы данного метода акцентируют внимание на том, что по сути любаясоциальная проблема — не только и не столько личная, сколько общественная, апосему для ее эффективного решения или предупреждения необходима работа ссоциумом в целом.

Вконце концов успех любой организации зависит именно от связи с общественностью,которую лучшие в мире организации рассматривают как базовый принцип своейдеятельности[63]. Для социальнойработы в силу специфики ее предметной области связь с общественностьюприобретает особое звучание. Действительно, как отмечает Н.С. Данакин, если быпришлось искать символ социальной работы, то наиболее подходящим была бы Ирида— богиня радуги, посредница между богами и людьми[64].Социальная работа, как уже говорилось, немыслима без элемента посредничества,причем этот элемент оказывается не второстепенным, а центральным. Посредническийхарактер социальной работы — это следствие ее интегральности и пограничности,направленности на человека и решение его жизненных проблем. Необходимостьпосредничества между человеком и разного рода институтами возникает в томслучае, когда человек не может самостоятельно реализовать свои права ивозможности. Социальный работник усиливает волю обратившегося к нему человека ипобуждает встречную волю инстанции войти в положение последнего.

Связьс общественностью - одна из базовых технологии социальной работы, позволяющаяиспользовать многие другие методы и приемы: анкетирование, наблюдение и др.[65].

Такимобразом анализ возможностей стимулирования показал, что следующие формы могутпривести к положительным результатам:

-меры морального поощрения со стороны государства, администрации города, края,области и т.д. в отношении как российских, так и иностранных физических июридических лиц;

-публичное признание заслуг;

-учреждение наград как государственными, так и общественными структурами;

-принятие специальных нормативных документов, регламентирующих поощрения заблаготворительность и другие меры, рассмотренные выше.


Заключение

Входе дипломной работы была изучена история становления благотворительности вРоссии. История России богата собственным опытом становления и развития всехформ общественного призрения. Выработанные традиции имеют сегодня большоезначение, потому что встал вопрос о реформировании существующих формблаготворительности, создании новых которые будут в наибольшей степенисоответствовать изменяющимся условиям жизни. Также эти традиции будутспособствовать более тесному взаимодействию государственного призрения ичастной благотворительности.