Смекни!
smekni.com

Благотворительность как социальный феномен и ее возрождение в современной России (стр. 1 из 21)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ФЕДРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра социальных технологий

ДОПУЩЕНАК ЗАЩИТЕ

Зав.кафедрой

Социальныхтехнологий

________________Т.А.Дубровская

«_____»_________2008 г.

ВЫПУСКНАЯКВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему «Благотворительностькак социальный феномен и ее возрождение в современной России»

Выполнила:студентка

6курса заочного отделения

ДолматоваГалина Викторовна

Научныйруководитель        – Бадя Лариса

Викторовна,к.и.н., доцент

Рецензент   – ПрохоровВладимир

Львович,д.и.н., профессор

Москва,2008


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1      Историястановления благотворительности в России

1.2     Социально-культурная сущность благотворительности

1.3      Мотивыоказания благотворительной помощи

1.4      Возможныенаправления и виды благотворительной помощи

ГЛАВА2.ТЕНДЕНЦИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

2.1Анализ возрождения тенденций благотворительности на примере благотворительногофонда «Радуга Тарусская»

2.2Оценка условий развития благотворительности

2.3Совершенствование законодательной базы

2.4Стимулирование благотворительности

Заключение

Списокиспользуемой литературы и источников

Приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальностьтемы исследования. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции.Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаяхдревних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, какбезвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом вразвитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятиехристианства, призывавшего к любви и милосердию.

Благотворительностьпрошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой дляформирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Онаначинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и ростасоциальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единогосоциального, экономического и геополитического пространства. В обществепоявились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни,безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распадинститута семьи и брака и т.д.

Впоследние годы развитие благотворительности в российском обществе становитсяодним из важнейших приоритетов социальной политики. 2006 год был объявлен«годом благотворительности». Это обусловлено не только огромной ролью феноменаблаготворительности в обеспечении нравственного здоровья общества, но иреалиями времени. Дело в том, что проблема формирования институтаблаготворительности резко обостряется в кризисные периоды, когда для однихчленов общества благотворительная деятельность становится способом сохранениядушевного здоровья, для других - чуть ли не единственным условием выживания. Запоследнее десятилетие в российском обществе расширилась социальная базаличностей, нуждающихся в поддержке - инвалиды, многие пожилые люди, беженцы,переселенцы, бездомные и т.д. Миграция, безработица, преступность, разрушениесемьи, рост социальных девиаций - это тот общественный фон, который определилмасштаб и остроту проблемы развития благотворительного движения в стране.Мероприятия, проводимые в рамках государственной политики, не снимают остротупроблематики указанных категорий населения. Более того, в благотворительнойподдержке нуждаются не только инвалиды, мигранты или безработные, но и другиесоциальные группы, которые не смогли в ценностном, профессиональном и статусно- ролевом отношении адаптироваться к изменившимся реалиям. Поэтому необходимпоиск ресурсов благотворительной деятельности, создание условий, способствующихразвитию данного социально-культурного феномена.

Изучениефеномена благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодняпроисходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но ичастных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Всеэто способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

Объектисследования - благотворительность как социальный феномен.

Предмет– возрождение благотворительности в современной России.

Совокупностьобозначенных выше тенденций определило цель исследования: изучить феномен благотворительнойдеятельности в благотворительном фонде «Радуга Тарусская».

Даннаяцель обусловила необходимость последовательного решения ряда задач:

1.        Рассмотретьблаготворительность как социальный феномен и выявить его историко-культурныепредпосылки и духовно-нравственную основу.

2.        Охарактеризоватьвиды, формы, мотивы и сферы благотворительной деятельности.

3.        Проанализироватьсовременную ситуацию в сфере благотворительности; изучить возрождениеблаготворительных традиций на современном историческом этапе.

4.        Изучитьправовую базу, дающую возможность активизации благотворительной деятельности.

5.        Систематизироватьтеоретические и статистические данные, характеризующие современную ситуацию всфере благотворительности.

6.        Выявитьсуществующие проблемы в области благотворительности, проанализировать какиешаги предпринимаются для решения этих проблем.

Степеньнаучной разработанности проблемы. Изучение данной проблемы занимались многиеученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально.Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге«Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российскогопредпринимательства». Об истории становления социальной работы в России писалиФирсов М.В. (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И.Курбатов учебник «Социальная работа» где были указаны две причины, по которымсоциальная работа не возникла в начале XIXвека. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова,В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занималсяотечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемамиисточниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева.Дело, начатое в XIX веке В.Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегоднясистематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощиначинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В.Степанов.

 Правовуюбазу регулирования отношений некоммерческих организаций разрабатывают следующиезаконы РФ - ФЗ-135 «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях», ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; Налоговыйкодекс Российской Федерации статьи 217, 238, Распоряжение №367- рп «Обобеспечении в 2007 году государственной поддержки некоммерческихнеправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданскогообщества» и т. д.

Теоретическаязначимость работы состоит в изучении методических основразвития благотворительности на базе повышения мотивации коммерческих ифилантропических организаций в осуществлении благотворительной деятельности исовершенствования государственного и общественного контроля за использованиемблаготворительных средств.

Практическаязначимость работы определяется возможностью ихиспользования в процессе дальнейшего развития благотворительной деятельности вблаготворительном фонде «Радуга Тарусская» и в других благотворительных фондах.Положения, выводы и предложения дипломного исследования имеют практическоезначение для муниципальных органов власти и органов власти Калужской области,для благотворительных организаций, а также для коммерческих организаций,осуществляющих филантропическую деятельность.

Методыисследования: теоретический анализ научных трудовсоциально-культурной направленности, сравнительно-правовой метод.

Структураработы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискаиспользованной литературы и источников. В первой главе «Благотворительность каквид социально-культурной деятельности» рассматривается история становленияблаготворительности в России, сущность благотворительности, мотивацияблаготворителей при оказании той или иной помощи, изучены возможные направленияблаготворительности, выделены новые виды благотворительности.

Втораяглава «Тенденции возрождения благотворительности» посвящена современнымпроблемам в сфере возрождения традиций благотворительности. Для этого оцененыусловия развития благотворительности, выделены наиболее актуальные проблемы. Вовтором и третьем параграфах рассматривается, как решаются выделенные проблемы взаконодательной сфере, а также способы стимулирования благотворительности.


ГЛАВА 1.БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 История становленияблаготворительности в России

Истокисоциальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапахразвития общества.

Началомблаготворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещенияРуси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви кближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло своевыражение в раздаче милостыни неимущим.