Смекни!
smekni.com

Социальная стратификация и социальная мобильность 2 (стр. 2 из 7)

Идеи Эмиля Дюркгейма.Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — ос­нователь французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологиче­ских позиций.

Э. Дюркгейм в отличие от Вебера считал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерности кото­рого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социаль­ная единица должна выполнять определенную функцию, необхо­димую для существования общества как целого. Однако функцио­нирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части становятся искаженной, плохо функ­ционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов по­ведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Вве­денный им в научный обиход термин "аномия" позволяет дать объ­яснение причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих совре­менных социологических теорий и прежде всего структурно-функ­ционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные ученые справедливо называют Дюркгейма классиком в области социологии.

Благополучие человека в обществе, его социальные связи с дру­гими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и ус­тановки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве. Феномен социального пространства яв­лялся предметом исследования многих социологов прошлого и на­стоящего времени. Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, П. Бурдье, Д. Ленски связывали изучение социального пространства с разработкой научного подхода к решению социальных проблем. Однако основные идеи относительно природы социального про­странства сформулированы П. Сорокиным в его классической ра­боте "Социальная мобильность", вышедшей в 1927 г.

В этой работе П. Сорокинпрежде всего подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как "гео­метрическое пространство" и " социальное пространство". По его утверждению, человек низшего сословия может физически со­прикоснуться со знатным человеком, но это обстоятельство нис­колько не уменьшит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существую­щую социальную дистанцию. Кроме того, П. Сорокин определил, что социальное пространство многомерно.

Подводя итог, можно сказать, что название науки "социоло­гия" (буквально — наука об обществе), столь удачно примененное О. Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюрк­гейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории

Часть 2. Статусная стратификация. Социальный статус

и социальная роль.

Границы социальных групп могут охватывать различные по размеру социальные общности. Мы очень четко определяем гра­ницы малых или больших групп, оформленных в организации. Ка­ждый из нас знает о своем членстве в производственном кол­лективе, партии или спортивном обществе. Как мы видим, в этих случаях важно, чтобы группа была либо малого размера, т.е. в пределах охвата межличностными отношениями, либо име­ла достаточно четкие формальные границы, которые контро­лируются определенными институциональными отношениями. Однако речь идет о больших группах, члены которых не могут быть связаны ни межличностными, ни фор­мальными групповыми отношениями. В связи с этим члены об­щества, входя в некоторые группы, не могут идентифицировать свое групповое членство и связаны с другими членами таких со­обществ только на основе символического взаимодействия, или, другими словами, на основе близости интересов, специфических культурных образцов, мотивов и установок, образа жизни и стандарта потребления.

Наиболее часто такой вид членства в группе заметен, когда люди воспринимают других по принципу принадлежности к оп­ределенному имущественному слою (например, богатые очень часто испытывают чувство превосходства или презрения по отношению к людям, имеющим более низкий доход, но при этом они охотно поддерживают отношения с другими богатыми людь­ми), по происхождению (дети высокопоставленных людей, началь­ников, государственных деятелей или работников высшей сферы искусства или науки не принимают в свой круг представителей других социальных кругов), по должностному принципу (когда лю­ди наиболее тесные связи устанавливают с представителями сво­его или близкого к нему должностного уровня). Во всех этих слу­чаях мы сталкиваемся с образованием групп, членство которых основано на совпадении или близости социального статуса.

Вместе с тем границы могут иметь не статусную природу, а определяться различиями в социальных позициях. Например, люди могут отделять себя от других групп по национальному признаку, политической позиции или месту проживания. В дан­ном случае группа существует, как существует и символическая общность между ее членами, но в принципе она не может быть выше или ниже остальных групп, сформированных на основании того же признака.

Подобные группы формируются в обществе в результате про­цессов дифференциации и стратификации.

Современное общество характеризуется наличием групп, обла­дающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить. Часто са­ми индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной со­циальной системе. Однако без знания реальной социальной струк­туры, характера распределения ценностей между различными груп­пами и степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развивается общество. Совокупность знаний, ка­сающихся перечисленных аспектов социальной жизни, относится современными учеными к теории социальной стратификации.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация— иерархически организованная структура социаль­ного неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно пред­ставить себе в виде разделения всего общества на страты (это слово происходит от латинского stratumслой, настил). Слои­стое, многоуровневое общество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы.

Вместе с тем по сравнению с простым расслоением социальная стратификация имеет, по крайней мере, два существенных отличия.

Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие злой находятся в более привилегированном положении (в отноше­нии обладания ресурсами или возможностями получения возна­граждения), чем низшие слои.

Во-вторых, верхние слои значитель­но меньше по количеству входящих их членов общества. Так, эли­та, верхние слои составляют, безусловно, меньшинство по срав­нению с низшими слоями общества. То же можно сказать и об остальных слоях, если их рассматривать последовательно сверху вниз. Однако в современных, высокоразвитых, благополучных об­ществах этот порядок нарушается. Неимущие слои в количествен­ном отношении могут уступать слою, составляющему так назы­ваемый "средний класс", и некоторым другим слоям населения.

Все сложные общества имеют несколько систем стратифика­ции, в соответствии с которыми происходит ранжирование инди­видов по слоям. На рис.1 представлено несколько систем стра­тификации общества по размерам дохода.

Рис. 1. Кривые, показывающие уровень нера­венства в обществе:

1 — общество с очень высоким уровнем нера­венства;

Статус

2 — общество со средним уровнем неравенства;

3 общество с низким уровнем

П. Сорокин полагает, что стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессио­нальная. Это означает, что мы должны разделять общество по кри­териям дохода (и богатства, т.е. накопления), по критериям

влияния на поведение членов общества и, наконец, по критери­ям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, на­личием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценива­ется и вознаграждается со стороны членов общества.

Точку зрения П. Сорокина успешно развивает его ученик, один из видных представителей Гарвардской школы в социологии, пред­ставитель функционализма Т. Парсонс, который полагает, что в основе стратификации лежат ценностные ориентации членов об­щества. При этом оценивание и приписывание людей к опреде­ленным социальным слоям осуществляется по следующим основ­ным критериям:

· качественным характеристикам членов общества, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (происхождение, родственные связи, личностные качества и способности);