Смекни!
smekni.com

Социальная стратификация и социальная мобильность 2 (стр. 6 из 7)

Способ изменение социального окружения основан на
налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социаль­ными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в ко­торый социализируется мобильный индивид. Идеальным услови­ем вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремит­ся попасть. В этом случае субкультура осваиваемся очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.

Во все времена брак с представителем более высокого статусного слоя служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талан­тов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предос­тавляет индивиду возможность быстрого подъем*, часто минуя не­сколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы со­циального окружения и быстрого освоения образцов культуры выс­шего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям пре­одолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом общест­ве, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого ста­тусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители выс­шего статусного слоя не будут считать индивида "своим".

Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и не­обходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом совре­менном демократическом обществе. Общество с закрытыми соци­альными группами препятствует проявлению человеческой инди­видуальности и не дает талантливым людям возможности актив­но участвовать в общественной жизни. Однако высокая социальная мобильность наиболее уместна и полезна в сложных обществах. Относительно простые общества, которые, например, существо­вали в XVIII в. в Европе и Азии, а также в Америке, имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди со средними способностями, при условии, конечно, что к исполнению своей основной роли человек готовился с самого детства. В таком простом обществе для качественного исполне­ния даже роли лидеров, определяющих правила и ритуалы, не­обходимы скорее тщательность и длительное обучение, чем не­обыкновенные способности. Неотъемлемыми качествами общест­ва с закрытой социально-классовой структурой являются ее внут­ренняя простота и стабильность. Это дает гарантию того, что большинство ролей и без притока талантливых людей из нижних социальных слоев будет исполняться вполне адекватно.

Быстрота изменения общества, разумеется, требует от лиде­ра большего, нежели способность механически исполнять опре­деленные ритуалы. Кроме того, для технических достижений в обществе необходимо иметь больше высокоинтеллигентных, вы­сокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Та­кое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции «мозгов», поступающих из всех социальных слоев общества.

Из этого следует, что открытая классовая систе­ма — это необходимость для современного общества. Однако культивирование и развитие открытой системы может иметь не­приятные последствия для некоторых из входящих в нее инди­видов.Рассмотрим несколько случаев существования в современ­ном обществе индивидов с высокой мобильностью.

Статусная нестабильность. Средневековый сапожник имел мало шансов подняться по социальной лестнице, но для него прак­тически не существовало и опасности опуститься ниже своего ста­туса. Он чувствовал себя спокойно, занимаясь сапожным ремес­лом, и был свободен от честолюбивых амбиций и страха перед не­удачей. Он мог работать, не ощущая стыда или унижения досто­инства, либо находить удовольствие в своем скромном комфорте, не испытывая жажды в роскошной жизни.

Общество с открытыми границами между социальными груп­пами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения. Он не может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за низкое по­ложение на себя. Нет никакой гарантии, что его статус не ста­нет еще более низким, но даже если он останется на прежнем уров­не, это не означает, что индивид выполняет свои социальные обя­занности, так как в эти обязанности входит не просто поддержа­ние данного статуса, но и повышение его. Другие люди низкого происхождения могут иметь высокий статус, а почему же не он? Статусное беспокойство во многих странах Европы и Амери­ки традиционно в большей степени проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее беспокой­ство, можно отнести, пожалуй, руководителей среднего и низше­го уровней в системе управления. Представители высшего статус­ного уровня не нуждаются в борьбе за более высокий статус и ред­ко боятся потерять его. В то же время среди индивидов, представ­ляющих нижние уровни, очень немногие надеются на социальный подъем и участвуют в борьбе за более высокий статус.

В обществе с относительно открытыми границами между со­циальными слоями одни люди могут иметь высокую скорость со­циальной мобильности и сделать блестящую карьеру, другие же могут быть так деморализованы, что будут пытаться находить уте­шение в вине, наркотиках, сексе иди других развлечениях. Мно­гие индивиды пытаются защитить свой статус, создавая инсти­туциональные образования, снижающие свободу вертикальной со­циальной мобильности. Такие социальные образования, как профсоюзы, союзы предпринимателей, общества актеров, юристов и т.п., создают некоторые социальные барьеры на пути свобод­ной социальной мобильности. Одним из институциональных средств защиты позиций индивидов служат научные степени, зва­ния, присваиваемые актерам, военным, учителям. Серьезным фактором, ограничивающим свободную социальную мобильность, могут стать требования к состоянию здоровья работающих в тех или иных областях.

Напряжение при принятии новых социальных ролей.Восхо­дящая вертикальная социальная мобильность приводит не толь­ко к получению новых благ и привилегий, но и к появлению боль­шей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что не­которые люди отклоняют предложенное повышение статуса по­тому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Нервная дрожь и стрессы среди вновь назначенных на более высокие должности — далеко не исключение. Кроме то­го, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обу­чения образцам новой для индивида субкультуры: новым мане­рам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным. Это иногда прояв­ляется так сильно, что грозит нервными расстройствами и рез­ким снижением мотивации исполнения своей роли.

Разрыв связей в первичных группах. Многие люди ориенти­рованы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Если, например, роди­тели индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам "выбил­ся" в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточ­но высокую позицию, то очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных со­циальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими роди­телями, этот индивид будет находить все меньше точек соприкос­новения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Таким образом, родители, столько сделавшие для того, чтобы их сын или дочь поднялись наверх, убеждают­ся в том, что между ними и детьми появилась пропасть. Для обе­их сторон это очень болезненно.

Нисходящая мобильность также может вызывать крайне не­приятные последствия для индивидов и, естественно, в еще боль­шей степени, чем восходящая. Социальное падение разрывает пер­вичные связи с друзьями, многими родственниками, может раз­бивать семи, ставить барьеры между отцами и детьми. Возьмем, например, молодую супружескую пару, в которой супруги оди­наково сильно мотивированы на мобильность, на достижение. Ес­ли разные способности супругов, различные условия и обстоятельства возвысят одного из них, другой будет испытывать болезнен­ные затруднения. Может возникнуть взаимное напряжение и разрыв отношений. Статистика показывает, что часто семьи рас­падаются именно по этой причине.

Многие первичные группы распадаются по причине социаль­ной мобильности. Если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером или старшим мастером и начинает руково­дить действиями своих друзей, дружеские связи почти немедлен­но прекращаются. Возможна даже конфронтация. Именно по причине прекращения первичных связей потерпела крах прак­тика назначения мастерами производственных участков лиц из числа рабочих-лидеров.