Смекни!
smekni.com

Истоки и содержание феминизма (стр. 2 из 5)


Глава 2. Вторая волна феминизма, радикальное течение.

60-70е годы XX века ознаменованы «второй волной феминизма». Если прошлый век феминистки посвятили в основном борьбе за политические права женщин, то теперь их целью стала ликвидации дискриминации по половому признаку во всех сферах жизни. В этот же период в феминизме выделяется несколько направлений, в том числе радикальное. Причиной, по которой эта группа получила своё название, является убежденность, что дискриминация женщин - самая основная форма притеснения, проходящая через все расы, культуры и экономические классы. Это течение рассматривает в качестве основной причины угнетения женщин современное патриархальное устройство общества. Оно устроено так, что по результатам опросов этого времени только один мальчик из ста хотел бы быть девочкой, тогда как 75% девочек предпочли бы быть другого пола. Исключения составляют общества, где мальчики и девочки воспитываются в одинаковых, комфортных условиях. Радикальные феминистки уверены, что девочки могли бы быть такими же счастливыми, как мальчики, но современное им общество не дает им этой возможности. Отсюда знаменитый тезис: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся", женщину делает «женственной» общество, утверждает одна из родоначальниц радикального направления Симона де Бовуар, известная французская писательница, выпускница Сорбонны, доктор философских наук. Её труд «Второй пол», опубликованный в 1949 году, был признан «феминистской Библией». Она, придерживаясь экзистенциалистского подхода, рассматривает не «женские массы» и их «коллективную борьбу», а женскую личность и ее «ситуацию».

Ещё в предисловии автор вводит понятие «Другое». Очевидно, что определить Другое можно только в сравнении с чем-то ещё, это понятие не абсолютное, а относительное. И определяя женщину как «Другое», мужчина не вправе считать себя Абсолютом. Тем не менее, термин «мужчина» утвердился как единственно существенный и господствующий. Женщина же подается как некое отклонение от нормы, представляющее угрозу мужскому существованию, но без которого он не может обойтись. Отсюда его стремление поработить её. Симона де Бовуар подходит к решению «женского вопроса» фундаментально. Сначала она пытается понять: как и почему за женщинами закрепилось понятие Другой, почему они стали «вторым полом». Она анализирует ситуацию с точки зрения биологии, психоанализа, экономической теории Маркса и Энгельса. Но ни одна из этих теорий так и не дает ответа на поставленный вопрос. Писательница опровергает укоренившийся взгляд на женщину как на «сосуд», для вынашивания ребёнка и доказывает, что в обеспечении постоянства вида невозможно установить превосходство одного из полов. «Женщина является самкой в той мере, насколько она себя таковой ощущает. Её определяет не природа — она сама определяет себя».[4] Философ соглашается с тем, что физически женщина слабее, но утверждая, что в наше время «слабость» более зависит от экономического и социального положения, чем от простых физических данных. Де Бовуар признает, что достижения психоанализа весьма плодотворны, но, все же, отвергает сексуальный монизм Фрейда с его тезисом "анатомия - это судьба". Впрочем, как и экономический монизм Энгельса, ведь женщину нельзя рассматривать исключительно как экономическую единицу.

Так как все предложенные обоснования восприятия женщин как Другого не кажутся автору убедительными, она обращается к истории и наконец находит ответ на свой вопрос. Женщина в доисторическую эпоху была обречена воспроизводить род, и рождаемость не контролировалась, что мешало ей участвовать наравне с мужчиной в преобразовании мира, преумножении богатств. Дети были даже в какой-то мере обузой, таким образом, женщина лишь создавала новые потребности. Домашняя работа её повторялась изо дня в день, без изменений – женщина не производила ничего нового. Человек же склонен не просто воспроизводить жизнь на одном и том же уровне, он хочет двигаться вперёд, создавать будущее. И эта возможность была именно у мужчин и только у них. Таким образом и была построена современная иерархия в обществе.

Но отношения между мужчиной и женщиной далеки от отношений угнетателя и угнетенного, ведь женщина признает ценности, достигаемые мужчинами, и тоже на них нацелена, она никогда не противопоставляла какие-либо свои ценности мужским. Утверждая свои позиции и пытаясь удержать свою власть, мужчины придумали множество легенд, порочащих женщин, они написали угодные для себя законы, пытаясь заключить женщину в рамках «женского удела». Симона де Бовуар проводит анализ наиболее распространенных мифов о женщине, придуманных мужчинами, и развенчивает их. В целом, мужчинам свойственно двойственное отношение к женщине: они воспринимают её либо как идеал, достойный поклонения, либо как порождения зла, причем негативное отношение встречается чаще.

В любом случае женщина остается загадкой, воплощает в себе Природу, Стихию, которую мужчина считает своим долгом приручить. Преследуя своё желание полностью обладать женщиной, он старается контролировать не только её тело, но и сознание. На это направлены мораль, традиции, условности, ограничивающие свободу женщин. Даже мода, заставляющая женщину принимать тот облик, который нравится мужчинам, украшать себя, пользоваться косметикой, носить неудобную одежду – это тоже форма доминирования последних. Антифеминисты охотно превозносят женщину как Другого, чтобы и отказать ей в участии в человеческом бытие. Самое грустное заключается в том, что в процессе социализации женщины принимают мужскую точку зрения и также начинают воспринимать свое существование только как второстепенное по отношению к бытию мужчин.

Но чтобы познать загадочную «женскую душу» необходимо тщательно изучить традиционный жизненный путь женщины. Постепенно женщины развенчивают миф о «женственности», они начинают на деле утверждать свою независимость, однако полноценное человеческое существование дается им нелегко. Их воспитывают женщины, их детство проходит в окружении женщин, их типичная судьба — это замужество. Мужское превосходство опирается на прочную экономическую и социальную основу. Как женщина узнает о своем «уделе», как она следует ему, в каком замкнутом мире она живет, как она может вырваться из него — вопросы, на которые де Бовуар ищет ответы, чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются женщины, стремящиеся создать себе новое будущее.

До двенадцати лет и способности девочки равны её братьям, она может соперничать с ними в любой области. И если нам кажется, что в девочке с самого раннего детства проявляются специфические признаки ее пола, то это не потому, что ей уже руководят какие-то инстинкты. В то время как мальчиков учат не плакать и не жаловаться, капризам и желанию девочек нравиться потакают. Итак, было бы неверно утверждать, что пассивность, являющаяся основной чертой «женственности», является природной чертой женщин. В действительности это тот жизненный путь, который навязывают ей воспитатели и общество.

По мере того как девочка растет, мужское превосходство утверждается все сильнее. Когда круг ее общения перестает ограничиваться матерью, ей становится ясно, что в мире хозяйничают мужчины. Общение с матерью начинает ей казаться недостаточным и подавляющим. Девочка видит, что мать ждет, терпит, жалуется, плачет, устраивает сцены. Ее жизнь скучна и однообразна. Дочь горячо желает не быть похожей на нее.

Ее раздражает, что ее заставляют следовать правилам приличия, носить неудобную одежду, закабаляют работой по хозяйству, останавливают все ее порывы. Слишком степенные развлечения оставляют неизрасходованной энергию. Девочки начинают скучать и увлекаться фантазиями. Они ищут утешения в самовлюбленности: воображают себя героинями романа, восхищаются собой, жалеют себя. В них естественным образом развиваются кокетство и притворство. Их неудовлетворенность выражается в капризах, приступах гнева, рыданиях. Им нравится плакать — склонность к слезам сохраняется у многих взрослых женщин, они любят разыгрывать из себя жертву. Выдумки, притворство, наигранность, причуды — причины всего этого следует искать в положении девочки в обществе.

Девушки быстро надоедают друг другу, общая неволя их не объединяет. Нормальной судьбой женщин испокон веку считается замужество. Цель найти мужа часто бывает губительной для женской дружбы. Девушка видит в своих подругах скорее соперниц, чем сообщниц. Мужчина представляется девушке существенным, рядом с которым она воспринимает себя как несущественное. Часто эту покорность относят к неспособности девушки соперничать с представителем «высшей касты», на деле же она просто не верит в свою силу, которой никогда не пользовалась, не решается что-либо предпринимать. Всю свою молодость девушка так или иначе проводит в ожидании «Прекрасного Принца». Она хорошо видит, что служить мужчине в ее интересах. Брак — это самая почетная и наименее изнурительная карьера для женщины, он один позволяет ей добиться полного социального признания и реализовать себя.

Чем взрослее становится девушка, тем труднее ей переносить материнскую власть. Ей тягостно думать, что она лишь служанка в родительском доме, она хотела бы иметь свой собственный дом и своих детей. Но освобождаясь от родительской власти, она тяготится самостоятельностью, к которой не подготовлена. Она становится капризной, экстравагантной и стремится поскорее отделаться от ненужной свободы. Какая-то часть её ещё пытается восстать против роли объекта, но ей уже совершенно ясно: чтобы найти своё место в обществе, ей нужно отказаться от самостоятельности. При таких условиях ей нелегко оставаться уравновешенной. Ее изменчивое настроение, слезы, нервные припадки свидетельствуют не о физиологической слабости, а о глубокой неприспособленности к такому положению.