Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Социологии 5 (стр. 5 из 13)

Третий этап развития социологии, которая охватывает период конца 20-70-х годов нашего столетия, характер-ся формированием основных ее современных теорий, отраслевой диффер-цией, дальнейшим усовершенствованием методов исследования. Четвертый этап начинается с 80-х годов. Его содержание звязаний с новейшей социологией, решением проблем современности.

26. СОЦ. МЫСЛЬ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Значительный взнос в познание человека и общества сделали представители средневекового ренессансного гуманизма Данте и Петрарка (1304—1374). Англичанин Фреисис Бекон (1561-1626) считает, что людей обеднуе справедливость, которая заключается в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе. Для защиты от несправедливости нужны законы, однако, когда закон начинает угрожать интересам более многочисленной и более сильной группы людей, чем и, интересы которой он охраняет, то эта группа отменяет закон (что случается очень часто). Англичанин Джоп Локк (1632-1704) в научном труде «Два трактата о правлении» обосновывает идею прав и свобод человека, уважая любую власть продуктом взаимного договора между ней и обществом. Когда власть не защищает права людей, или предоставляет кому-то больше прав, чем другим, общество может упразднить настоящий договор. Следовательно, традиционно отождествляя общество с государством, упомянуты философы XVII ст. в отличие от Аристотеля и других античных мыслителей, выводили «общественность» человека не с ее общественной природы и «врожденной» склонности до общения, а наоборот — из ее извечных асоциальных свойств: стремление абсолютной свободы и вседозволености, эгоизму, враждебности и агрессивности (отсюда -«война всех против всех», «человек человеку-волк»). Чтобы предотвратить взаимное истребление, люди должны придерживаться «общественного договора», то есть отказаться от частицы своей свободы или прав в интересах государства как выразителя общих интересов.

27. РАЗВИТИЕ СОЦ. МЫСЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Синтезом наследия двух источников-античности и Средневековья стала оригинальная культура, философия, социология эпохи Возрождения. В культуре, социально-политической мысли античной цивилизации мыслители эпохи Возрождения черпали идеи и концепции, которые обеспечивали дальнейшее развитие общества, прогресс. На смену мировоззренческому теократическому мышлению приходит система мышления, в центре которой стоит человек сего потребностями и стремлениями, желаниями. Наступившая эпоха разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества в XV- начале XVII вв. названа эпохой Возрождения, когда философские и социологические учения, развившиеся в Европе и раннее всего в Италии, выражали уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных условий общественной жизни, возобновление античного философского наследия. В эпоху Возрождения в философии и социологич. мысли выделяется три этапа: гуманистический (середина XIV-середина XV в.), противопоставл. средневековому теоцентризму интерес к человеку и его отношениям с миром; неоплатоновский (середина XV-первая треть XVI в.), связанный с возникновением проблем бытия; натуралистич. (середина XVI- начало XVII в.), связанный со стремлением применять законы природы к познанию соц. действительности, реальности в обществе. Великие гуманисты наступившей эпохи Возрождения Алигъери Данте, Франческо Петрарка, Боккаччо, Пизано, Леонардо даВинчи, Эразм Ротердамский, Ульрих фон Гуттен, Сервантес Томас Мор, Томмазо Кампанелла и многие другие отказываются признать греховной телесную природу человека.

28. СУТЬ МАРКСИСТСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ

В противовес О. Конту и Г. Спенсеру, основателям других социологических теорий общества, которые искали факторы социальных изменений вне границ общества и человека и рассматривали их как совокупность разных естественных влияний, Карл Маркс (1818—1883) в своих социологических взглядах пришел к противоположным выводам. Экономические отношения К. Маркс рассматривал как такие, что сильнее всего влияют на все другие структуры. По его мнению, все изменения, которые происходят в обществе, в том числе изменения общественных отношений, зависят от изменений в общественном производстве. Производственные отношения — материальная основа социальных, идеологических и политических отношений.К. Маркс выходил с того, что изучение общественной жизни следует начинать из изучения социальной деятельности людей. Лишь такой подход делал возможным выход за пределы эмпиризма и идеализма, рассмотрение истории общества как истории жизни и деятельности людей в определенных условиях, звязках, отношениях. В то же время он отрицал восприятие общества как механической совокупности индивидов, что возникает и зминюеть- сия случайно, и утверждал, что каждой формации присущие собственные законы развития и функционирования социальной системы и ее составляющих. Значительные заслуги К. Маркс имеет и относительно развития методики конкретных социологических исследований. Его исследования осуществлялись на основе обобщения большого фактического материала с использованием разных социологических способов сбора первичной информации: изучение документов, социологические наблюдения, опросы.

29. ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СОЦ-И О. КОНТА

По аналогии с физикой О. Конт в социологии различал социальную статику, или теорию общественного порядка, и социальную динамику, которая исследует сущность общественного прогресса, основные этапы общественного и культу рпого развития человечества, решающим фактором которого является интеллектуальное развитие человечества. Социальная статика изучает общество в состоянии целостности и равновесия его элементов. Социальная динамика исследует общество в развитии и при переходе от одного состояния к другому. Следовательно, специфика социологического подхода О. Конта к изучению общественной жизни заключалась в том, что он был сторонником теоретического исследования законов социальных явлений с помощью общенаучных методов, а не философских спекуляций. Исследуя характерные особенности общества, ход развития человеческого интеллекта, О. Конт первой сделал попытку сформировать законы его функционирования и развития. Наибольшим своим открытием О. Конт уважал основной закон трех этапов прогресса человеческого интеллекта: теологического (неделимое господство религиозного сознания до 1300 г.), для которого характерным было восприятие без доведения; метафизического (застойный этап— с 1300 до 1800 гг.), с преобладанием абстракций, которые воспринимались как реальность; позитивного (начиная с XIX ст.), который основывался на точной оценке. Второй закон — это закон деления и кооперации труда, благодаря действию которого образуются разные социальные и профессиональные группы, растет разнообразие общества, повышается жизненный уровень людей. Конт отец – социологии. Первым обосновал необходимость научного подхода к развитию общества, первым выявил закономерный характер этого развития. Его взгляды легли в основу многих более поздних направлен соц мысли.

32. ВКЛАД Э. ДЮРКГЕЙМА В РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

Французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858—1917) произвел новый социологический подход, который заключался в понимании общества как социальной реальности, которая состоит из совокупности социальных фактов. Изучение этих фактов, по его мнению, и является предметом социологии. Главное в теории общества Е. Дюркгейма — социологизм, который основывается на признании первичности социальной реальности, ее автономности, специфичности и подчиненности ей индивидов. Основными принципами «социологизма» является объективный научный подход к социальным явлениям и процессам, попытке объяснить социальное, исходя из его сущности. В связи с этим биологический и психологический подходы Дюркгейм отбрасывал. Теория «социологизма» тесно связана с социологическим методом Е. Дюркгейма, основными принципами которого были:

1) рассмотрение социальных фактов как таких, которые существуют объективно, независимо от человека;

2) выражение общественного сознания объективными, не зависимыми от субъекта показателями (поведение людей, деятельность организаций);

3) анализ причинной зависимости социальных явлений от их среды;

4) постоянное сравнение в ходе исследования объяснительных социальных фактов, а следовательно, превращение социологии на сравнительную науку. Таким образом, метод Дюркгейма конкретизирует одну из его идей о том, что социология должна иметь дело прежде всего с реальными социальными явлениями и процессами, а не с представлениями о них.

33. ВКЛАД М. ВЕБЕРА В РАЗВИТИЕ СОЦ-И

Одновременно с Е. Дюркгеймом в Германии работал Макс Вебер (1864—1920). Из его именем связана прежде всего так называемая «понимающая социология», которая способна понять, согласно с которой за исходный пункт берется поведение человека или группы людей. Поведение интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои действия определенный смысл. Поскольку такие действия являются осознанными, социология должна быть «понимающей» наукой, то есть понимать как действия, так и, что особенно важно, их суть. При Вебером, социология — это наука не только о понимании поведения (осознанной человеком), но и о социальном действии, которое для Вебера равнозначная человеческому поведению. Ведь социальное действие — не просто «самоориентирована», она ориентирована и на других. Ориентацию на других М. Вебер называет «ожиданием», без чего действие нельзя считать социальным. Одновременно с Е. Дюркгеймом в Германии работал Макс Вебер (1864—1920). С его именем связана прежде всего так называемая «понимающая социология», которая способна понять, согласно с которой за исходный пункт берется поведение человека или группы людей. Поведение интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои действия определенный смысл. Поскольку такие действия являются осознанными, социология должна быть «понимающей» наукой, то есть понимать как действия, так и, что особенно важно, их суть. При Вебером, социология — это наука не только о понимании поведения (осознанной человеком), но и о социальном действии, которое для Вебера равнозначная человеческому поведению. Ведь социальное действие — не просто «самоориентирована», она ориентирована и на других. Ориентацию на других М. Вебер называет «ожиданием», без чего действие нельзя считать социальным. Основными моментами методологии Вебера являются: