Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Социологии 5 (стр. 8 из 13)

С тех пор как Л. Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.

Верхний-высший класс включает «аристократов по крови», ко­торые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый об­раз жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Нижний-высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, за­хватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике.

Типичные представители - профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высоко­оплачиваемых профессионалов - крупных адвокатов, известных врачей, актеров или телекомментаторов. Образ жизни приближа­ется к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художе­ственных раритетов они не могут.

Средний-средний класс представляет самую массовую прослой­ку развитого индустриального общества. Она включает всех хо­рошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессио­налов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

69-71. ХАР-КА ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА

• экономические, которые регулируют социальные связи в хозяйственной сфере, обеспечивают процесс производства, выполняют нормативно распределительную функцию, распределяя и перераспределяя материальные блага или их эквиваленты. Они формируют экономический потенциал общества, поддерживают стойкость его социальной структуры, разграничивают организации и профессионально статусные группы за способами и качествами потребления, за типами образа жизни;

• политические, что регулируют социальные связи по поводу использования власти, ее осуществления и деления. Политические институты устанавливают и поддерживают политическую власть социальной группы, что доминирует в обществе, обеспечивают воссоздание и стойкое сохранение идеологических ценностей;

• культуры и социализации, деятельность каких звязана с развитием и распространением культуры, социализацией личности, усвоением ею социальных ценностей. Социокультурные институты усваивают, а затем воспроизводят культурные и социальные ценности, которые накапливаются в процессе социальной деятельности, привлекают индивидов к определенным субкультур, а также регулируют их социализацию через усвоение стойких социокультурных стандартов поведения, защиту соответствующих ценностей и норм.

48. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Социальная структура общества, ее составляющие находятся в постоянном движении и развитию происходит постоянное изменение статуса индивидов, их передвижение с одних общественных прослоек, групп к другим (социальное перемещение), продвижения до позиций с высшим престижем, доходами и властью (социальное продвижение), переход ли на низшие иерархические позиции (социальная деградация). Изменение индивидом или социальной группой социальной позиции, места в социальной структуре называется социальной мобильностью. Этот термин был внедрен П. Сорокиным на обозначение явления передвижения индивида в социальном пространстве. Социальная мобильность может быть разных типов: горизонтальная и вертикальная, между разными поколениями и в пределах одного поколения. Горизонтальная мобильность значит передвижение людей на том же социальном уровне, изменение статуса на другой, эквивалентный предыдущему. Вертикальная мобильность значит изменение статуса на более высокий или наоборот, то есть движение снизу-вверх в системе социальных позиций. Мобильность поколений — это изменение социального положения детей как сравнить с родителями. Низкая мобильность свидетельствует о большом социальном неравенстве членов общества. Интенсивность мобильности зависит от количества статусов, которые существуют в обществе, и от условий, которые дают возможность людям передвигаться, а точнее, от степени свободы такого передвижения. Если общество стабильно, то в нем происходят вертикальные передвижения лишь отдельных индивидов. При таком передвижении индивид вынужден изменять социально-профессиональную группу, потому что профессий, которые имеют свою вертикальную структуру, очень мало.

65. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИНУТЫ И ИХ ВИДЫ

Институт — это определена форма человеческой деятельности, которая основывается на четко разработанной системе правил и норм, а также контроля за ее выполнением. Институционная деятельность осуществляется людьми, объединенными в группы, ассоциации, где есть деление на статусы и роли согласно с потребностями группы или общества. Таким образом, институты поддерживают социальную структуру и порядок в обществе. Каждый социальный институт имеет кроме специфических общие с другими институтами признаки. Такими признаками являются и установки, и образцы поведения, культурные признаки символические и утилитарные, кодекс устный и письменный, идеология. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные

контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

75. ОСНОВНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, напр, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, кот руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном общ-е исторически изменяющуюся форму отношений между мужчи и женщ, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

66. ЭЛЕМЕНТЫ СОЦ ИНСТИТУТА

В. Оссовський возводит толкование содержания социальной институции к такой структуризации: 1) группа лиц, призванная выполнять организационно деловые функции, важные для определенного сообщества; 2) форма организации комплекса социальных действий, которые выполняются определенными членами группы от имени всего сообщества; 3) комплекс учреждений и орудий деятельности, которые дают возможность определенным членам группы выполнять публичные функции, которые имеют целью удовлетворение потребностей группы и регуляции поведения ее членов. Специфическими признаками институции является постоянство ее формы, ориентация на решение основных социальных проблем, культурный статус и культурная легитимность.

73. ОПИШИТЕ СОЦ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ

Семья — главный ячейка общества. Она играет чрезвычайную роль в его жизнедеятельности — через физическое и социокультурное изменение поколений обеспечивает возможность его существования. В семье создается больше всего общественное богатство — человек. Здесь она рождается и формируется как человек. Это та основа, с которой начинается любое государство. Нет такой страны, где отсутствовала бы семья, семейно семейные отношения. Без сими невозможно воссоздание населения, его социализация, и в конце концов, невозможно образование всех других социальных институтов. Именно уровень развития сими вместе с характером труда обусловливают общественный порядок, за которым живут люди в разных государствах, при разных исторических условиях. В то же время функционирование сими является результатом специфических социальных процессов, которые происходят в обществе. Следовательно, семья — это будто промежуточное состояние между обществом и индивидом.Учитывая особенную значимость сими для жизнедеятельности общества социологи уделяют много внимания ее изучению. С тех пор, когда социология сими сформировалась как самостоятельная научная отрасль, проведены уже несколько десятков тысячи разных исследований относительно самых разнообразных сфер семейной жизни из найинтимнишими включительно. Как сложный и многоплановый социальный феномен, симя является обектом изучением многих наук. Кроме социологии, ее изучают социальная психология, экономика, педагогика, право, этика, история, этнография и тому подобное. Каждая из этих наук имеет свой предмет изучения. Да. социальная психология изучает динамику семейных групп, семейные конфликты; экономика — семью как главный потребительский, а при условиях рынка и производственная ячейка; педагогика сосредоточивает свое внимание на воспитательной функции сими, право — на правовых взаимоотношениях членов сими и тому подобное.