Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками (10% от мировой торговли) порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков.
Распространение наркомании в России самым серьезным образом складывается на социально – психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияет на экономическое развитие нашей страны и ухудшает ее криминогенную ситуацию. По оценкам ООН 200 млн. жителей планеты употребляют различного рода наркотики. Не обошло это явление и Амурскую область. На ее территории в основном распространена дикая конопля, отсюда и развитие гашишной наркомании, а также рост нелегального оборота данной культуры. Сотрудниками органов внутренних дел на территории области за прошедший год было выявлено 6684 га земель этой культуры. Это тормозит не только экономическое развитие области, но и ухудшает ее криминогенную ситуацию. В целом же по России наряду с наркотиками растительного происхождения, участились факты изъятия синтетических наркотиков (в частности, героина): если в 2000 году героин изымался на территории 14 регионов Российской Федерации, то в 2001 году – уже на территории 43 регионов.
Также в 5,3 раза участились факты изъятия наркотика кетамина, получившего широкое распространение среди подростков г. Москвы, в 4 раза – препаратов из эфедрина, в Приморском крае и Амурской области, в 2,7 раза – гашишного масла, изымавшегося в большинстве случаев на Дальнем Востоке России. В Москве и Архангельской области имели место факты изъятия сильнейшего наркотика ЛСД.
Общий вес наркотиков, изъятых из незаконного оборота, составил около 50 тонн. К уголовной ответственности за совершение наркопреступлений привлечено 229 тыс. человек (на 64 % больше, чем в 2000 году). За тот же период 123 тыс. граждан привлечены к административной ответственности.
В настоящее время идет усиление противоправной деятельности устойчивых преступных группировок наркодельцов, которые имеют широкие межрегиональные и международные связи. Они создают и развивают глубоко законспирированные сети торговли наркотиками, изыскивают новые источники приобретения и каналы транспортировки наркотических средств.
Наряду с этим увеличивается утечка из законного оборота значительного количества химических веществ (прекурсоров), используемых для производства наркотиков, растет число подпольных лабораторий.
Вследствие отсутствия надлежащего контроля на границах Российской Федерации 90 процентов всех выявляемых наркотиков поступает в Россию из других стран, а именно из центрально – азиатских республик, Закавказских государств, Афганистана, Ирана и стран ближнего зарубежья. Соседство Амурской области с Китаем способствует поступлению на ее территорию таких наркотических средств, как эфедрин. За прошедший год задержано 344 перевозчика данного наркотика. Причем места сокрытия наркотических средства различны. Правоохранительными органами были выявлены десятки устойчивых маршрутов, которые постоянно используются международным наркобизнесом.
Все эти факты усложняют работу правоохранительных органов. По данным экспертов лишь 20 % от всей массы наркотиков удается выявить и изъять.
Несмотря на довольно активное изучение наркопроблемы принимаемые практические меры, ситуация с преступностью в сфере незаконного оборота наркотических средств остается напряженной.
Установленная уголовная и административная ответственность за нарушение антинаркотического законодательства не способствуют сокращению спроса и предложения на наркотики. Пути их распространения носят все более изощренный характер, и в тоже время реализация запрещенных наркотических средств ведется почти открыто. Меры, предпринимаемые государством, не пугают наркодельцов, поэтому участились случаи проникновения лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков, во властные структуры, а также вовлечение в преступную деятельность представителей ФПС РФ, ГТК РФ, МВД РФ, Генеральной прокуратуры РФ, судов и других представителей государственной власти. Это способствует прикрытию незаконных сделок, совершаемых с наркотическими средствами, беспрепятственному перемещению доходов от продажи наркотиков, расширению сфер деятельности наркобизнеса.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация является неутешительной, приведенные выше факты свидетельствуют о том, что меры принимаемые в данном направлении являются недостаточными.
Определенная доля вины за ненадлежайший контроль лежит на органах внутренних дел. Являясь, длительное время практически единственной силой, реально противостоящей распространению наркотиков, они сосредотачивают свои силы на раскрытии уже совершенных преступлений. Практика борьбы с незаконным оборотом наркотических средств показала, что деятельность правоохранительных органов должна быть направлена, прежде всего, на выявление причин и условий, способствовавших нелегальному обороту наркотических средств, а также на предупреждение его распространению. Данный вопрос требует тщательного изучения и дает почву для рассуждения.
Для детального изучения поставленного вопроса использовались работы ученых, посвященных проблемам в сфере незаконного оборота наркотиков, в частности: А.А. Габиани, Р.М. Готлиба, Л.И. Романовой, А. Г. Алехина, Е.Г. Бааль, Э.А.Бабаяна, А.В. Власова и других.
Особое место занял анализ трудов ученых – администраторов: С.С Алексеева, Д.Н. Бахраха, М.И. Еропкина, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, А.П. Лончакова, В.И. Серегина.
На основе этих работ, а также данных информационного центра УВД Амурской области в дипломной работе я пыталась раскрыть существующие методы работы органов внутренних дел по предупреждению и выявлению незаконного оборота наркотических средств, а также выявить проблемы, возникшие в данном направлении. По итогам изложенного попробовала внести некоторые предложения, направленные на совершенствование административно – правовых мер борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
Надо полагать, что бытовое употребление наркотиков началось с образования самого человеческого общества. По мнению немецкого физиолога Макса Ферворна (1863-1921 гг.), первобытный человек познакомился с воздействием наркотиков в процессе поисков пищи, когда ему пришлось столкнуться с ядовитыми свойствами растений. Контроль над оборотом наркотиков в Древней Руси осуществлялся задолго до установления христианства идеологически известным органом родоплеменной княжеской власти — языческими жрецами.
С приходом на Русь христианства урегулирование этой проблемы взяли на себя церковные власти в лице митрополитов. Несколько позднее функции по контролю над оборотом наркотиков переходят от Православной Церкви к воеводам, подчиненным Разбойному и Земскому Приказам.
С приходом на трон Петра Великого, в противовес уголовной политике Ивана Грозного, власти начинают приобщать население к курению табака. Петр I, побывав за рубежом, понял, что табак не менее прибыльный для бюджета страны товар, как и водка. Вместе с этим действия, связанные с веществами, которые мы сегодня называем сильнодействующими, наркотическими, психотропными и ядовитыми, в случае их обращения без предписания властей стали относиться к разряду политических преступлений.
В Российской империи вплоть до ее краха в 1917 году контролем над оборотом наркотиков ведали Министерство внутренних дел и Церковь. В МВД этим вопросом занимались Департамент Полиции и Медицинский Департамент.
Специализированных правоохранительных структур, занятых на борьбе с наркобизнесом, в России со времен монархии не имелось, хотя с развитием путей транспортного сообщения между Туркестанским краем и Москвой-Петербургом тема наркомании постепенно завоевывала внимание общественности.
По некоторым оценкам, в Средней Азии начала XX в. проживало не менее 1 млн. человек, интенсивно злоупотреблявших наркотиками, а контрабандный оборот опия и гашиша переваливал за сотни тонн.
К сожалению, крайне слабая профессиональная подготовка чинов полиции, пограничной стражи, а отчасти и таможенников, не способствовала организации эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков, их транспортировкой из Азии в Европейскую часть России и далее.
С 1916 года администрация некоторых крупных городов России начинает поощрять открытие частных клиник для лечения больных наркоманией. Департамент Полиции МВД Российской империи вступает в широко не афишируемую борьбу с Государственной Думой, вынашивающей идеи легализации оборота и приема наркотических средств.
Проблема наркотиков заставляет монархическую власть принять 7 июня 1915 года первый в истории России целевой антинаркотический Закон «О мерах борьбы с опиумокурением», явившийся прототипом известных ныне ст. 224 УК РСФСР и ст. 228 УК РФ. Этот правовой эксперимент имел юридическую силу только в пределах Приамурья. Сановники Российского Императора намеревались распространить юрисдикцию данной нормы на всю территорию страны после «обкатки» закона в наиболее криминогенном, с их точки, зрения наркорегионе. Однако последующие исторические события 1917 года прогрессировали рассматриваемую проблему в еще более актуальную фазу ее развития.