“Необходимое...-пишет Гегель- то, что опосредствовано кругом обстоятельств оно таково, потому что обстоятельства таковы, и в то же время оно таково непосредственно, оно таково, потому что оно есть”. Существенность внешних взаимодействий и отношений для вещи очевидна, если иметь в виду то обстоятельство, что вне этих взаимодействий и отношений сама вещь не существует, как, например человек не существует вне отношений с другими людьми. Можно сколь угодно подробно исследовать внутреннее движение вещи, но если это внутреннее движение не найдет выхода во внешних проявлениях вещи, то весь этот анализ будет бессмысленным.
Вещь может существовать и существует только как единство внутреннего и внешнего движений и отрыв одного от другого разрушает целостное представление о вещи. Внутреннее и внешнее в вещи взаимоопосредствуются и поэтому не могут быть поняты вне друг друга. Сказанное позволяет более точным считать определение необходимости как степени подготовленности возникновения вещи всем предшествующим развитием той части объективной реальности, где возникает данная вещь. Так, например, необходимой на рынке будет только та фирма, потребность в продукции или услугах которой уже существует.
В призме такого определения необходимость рассматривается как следствие действия и внутренних и внешних факторов. В самом деле, поскольку вещь возникает как следствие развития своих предпосылок, постольку ее необходимость определяется внешними для нее факторами. Это очевидно, потому что необходимость ее появления формируется еще до ее появления. Но возникшая как следствие внешних для нее факторов, вещь снимает эту внешнюю необходимость, превращая предпосылки в содержание и оформляясь как способ его развития. Она необходима в себе лишь как способ его развития.
Постольку же развитие содержания возможно только как снятие вещью свойств частей, превращение их в свои свойства, а следовательно, выход вовне, постольку вещь должна полагаться как необходимая и во внешних взаимодействиях на уровне своей целостности.
Реализуя свои свойства, т.е. полагая себя вовне себя, в другом, или как другое, вещь и сама полагается другими как свое. И поскольку она полагается другими как то, в чем это другое реализует свои свойства, она необходима этому другому, а следовательно, и в этой системе взаимодействий.
Здесь, таким образом, мы опять имеем дело с необходимостью данной вещи, определяемой внешними факторами. Рассматриваемая таким образом вещь, оказывается единством внешних и внутренних своих определений с любой точки зрения и на любом уровне ее анализа.
Очевидно, что чем в большее количество взаимодействий вступает вещь, тем более полно она может реализовать свои свойства, но и наоборот, тем большее количество вещей реализует свои свойства в ней, а следовательно, тем более необходима вещь.
Как видим, и здесь связь внутреннего и внешнего прослеживается четко. Чем полнее вещь снимает в себе многообразие своих частей, т.е. чем более она органична, целостна, тем полнее она проявляется во взаимодействиях. Но и наоборот, чем более она может реализоваться во взаимодействиях, тем более прочны связи целого, через которые части реализуют свои потенциальные, а вещь свои актуальный свойства.
Вещь, таким образом, не только необходимость, но и все остальные свои определения имеет как в себе, так и вне себя. Такая категория как содержание, харктеризующая вещь в ее внутренней определенности, оказывается сугубо внутренней харктеристикой лишь тогда, когда вещь рассматривается сама по себе, т.е. вне ее связей и взаимодействий. Но как только мы приступаем к рассмотрению движущейся вещи оказывается подвижным и содержание. Части как элементы содержания не ограничиваются взаимодействиями внутри вещи. Они взаимодействуют и с внешними для данной целостности вещами, объектами, а тем самым и содержание полагается вовне.
Как положенное внутри себя единство формы и содержания, получающее внешние определения во взаимодействиях вещь самоопределяется как целостность. И процесс этого самоопределения есть организация вещью своих внутренних и внешних взаимодействий таким образом, чтобы возрастала степень ее органичности. Как противоречивая, органическая, необходимая система вещь самоопределяется как целостность и потому причину своего существования она имеет в самой себе.Основу самопричинения, самодетерминации вещь имеет в своей необходимости.
Во-первых, она необходима как способ развития своих частей и она воспроизводится как такой способ. Но, как было показано, воспроизводясь как такой способ, она тем самым воспроизводит свои части как то, для чего такой способ необходим. Во-вторых, она необходима как то, в чем другие вещи обретают свое бытие и она постоянно воспроизводится как “свое-другое” для этих вещей. Но воспроизводясь как “свое-другое” для вещей, она в ходе взаимодействий и их воспроизводит как то, что нуждается в ней как в условии своего бытия.
Ясно, что способом действия причины в обоих случаях оказываются взаимодействия и роль вещи как причины заключается в организации этих взаимодействий. Поэтому причиной себя выступает лишь целостность.
Взаимодействие есть процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменеии его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе взаимодействия его собственных элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собственным следствием.
Ясно также, что выступая причиной самой себя, вещь воспроизводит факторы своей детерминации как внутри, так и вовне себя. И потому полного определения причины мы не получим, если упустим из виду единство внутреннего и внешнего существования вещи.
Сущность и закон существования организации (вещи)
Выяснив, что вещь в противоречивом единстве формы и содержания определяется как целостность, имеющая в себе (в силу своей необходимости) причину своего существования, мы приходим к определению вещи как сущности.
Понятие сущности как ни одна другая категория связывает внутренние и внешнее в вещи. Сущность - такая внутренняя определенность вещи, которая в такой же степени полагается своими внешними взаимодействиями, в какой полагает их как способы своей реализации. То есть сущность здесь определена как мера внутреннего и внешнего в вещи.
С одной стороны, следовательно, сущность вещи выступает как совокупность отношений, связей, взаимодействий, в которые вступает данная вещь, рассматриваемая с точки зрения того, как они влияют на формирование, изменение, развитие содержания этой вещи. Рассмотренная с этой стороны сущность, есть процесс перевода внешнего во внутренний план, т.е. определение внутреннего в вещи ее проявлениями вовне.
С другой стороны, сущность есть также определение внешних взаимодействий внутренними изменениями, т.е. именно внутренние изменения (частей и их связей) в направлении целостности, приводят ко все более оптимальной организации внешних взаимодействий. Сущность, следовательно, и процесс перевода внутренних взаимодействий и изменений во внешний план.
Сущность - полагаемая внешними взаимодействиями и полагающая их, внутренняя определенность вещи, ее внутреннее самоопределение подвижна, изменчива с той же необходимостью, с которой способами ее проявлений оказываются ВЗАИМОдействия. То есть процесс внутреннего полагания вещи, ее самоопределения также постоянен, как изменчива вещь.
Рассмотрение вещи на уровне ее сущности, таким образом, показывает, что и здесь вещь полагается как единство внутреннего и внешнего, а тем самым, и как единство положительного и отрицательного. Действительно, поскольку вещь определена как такой объект, который способен переводить свои внешние взаимодействия во внутренний план так, чтобы эти взаимодействия не деструктурировали ее, а наоборот, повышали ее целостность, постольку она определяется внутри себя как тождественное себе целое, т.е. полагает себя в данной форме или определяется положительно. Но поскольку эта вещь определяется одновременно и как объект, способный переводить свои внутренние взаимодействия во внешний план так, чтобы как можно более полно реализовать свои свойства, постольку она определяется вовне себя как все более нетождественная себе, т.е. отрицательно. Последнее очевидно, т.к. все большее количество вещей она должна полагать как свое -другое, но и, в свою очередь, полагаться ими, а потому изменяться. Вещь в своей сущности, следовательно, определяется как противоречие.
Определение противоречия сущности, однако, будет неполным, если не будет вскрыта внутренняя противоречивость каждой из сторон существенного противоречия. Потому, с другой стороны, в своем положительном определении вещь отрицает себя, она нетождественна себе, и наоборот, она тождественна себе в своем отрицательном определении. В том, что это обстоятельство является следствием не игры ума, а реальной противоречивости вещи легко убедиться.
Поскольку вещь в своем положительном определении -как тождественное себе целое -способна увеличить свою целостность, постольку она отрицает тождество с собой, т.к. сам процесс возрастания целостности и есть такое отрицание. То есть в каждый следующий момент существования вещь воспроизводит себя как более целостную, а следовательно, оличную от себя самой и предшествующем моменте. И наоборот, постольку она в своем отрицательном определении полагает себя вовне, т.е. как другое, постольку она оказывается тождественной себе, т.к. полагание себя в другом оказывается полаганием другого как себя, как “своего-другого”, в чем вещь обретает свое бытие.