Каждое из определений сущности содержит в себе самом свое собственное отрицание, и единство этих определений есть самоопределение вещи как системы, причина существования которой является ее собственным следствием, т.е. органической системы. Но самоопределяясь таким образом, вещь оказывается процессом, т.к. ее тождество с собой является лишь моментом ее существования, а именно, тем моментом, через который она постоянно проходит в процессе самоотрицания. Ее существование -это постоянное отрицание тождества с собой, но одновременно -это и постоянное утверждение такого тождества, т.к. проходя через момент тождества, она никогда не оставляет его. Она через него движется.
Подобным образом противоречие вещи формулировалось в результате исследования основания ее становления. Но понятно, что как возникшая вещь отличается от себя же как ставшей, так и противоречие основания отличается от противоречия сущности. Лишь по мере становления вещи целостностью ее противоречивость разворачивается как наиболее существенная характеристика, позволяющая исследовать логику ее существования.
Как следует из сказанного выше, наиболее конкретное определение сущности вещи она получает в ее положенности как целостности, т.е. в конкретном тождестве содержания и формы. Это означает, что наиболее конкретным определением существенного противоречия оказывается противоречие содержания и формы.
Каждая из этих двух сторон полагает другую как свой внутренний момент. Выше мы говорили о том, что форма есть тот способ связи, которым вещь организует свое содержание, и что как таковая форма оказывается импульсом к развитию своего содержания, способом его развития. Но как способ связи, форма и есть сама эта связь, но связь определенным образом организованная. Как связь, т.е. постольку, поскольку она оказывается связью -она есть момент содержания. И вещь в определении содержания должна постоянно воспроизводить эту связь как свой собственный внутренний момент. Именно как такой момент труд постоянно воспроизводит капитал как конкретную связь рабочего со средствами производства.
С другой стороны, поскольку содержание-это совокупность всех частей вещи и их связей, постольку форма как способ этих связей должна воспроизводить эти связи как свой собственный внутренний момент, как условие своего существования, т.е. как то, способом организации чего она является.
Таким образом, логика существования вещи оказывается логикой ее саморазвития от определения основания к самоопределению сущности, от пологания ее как “совокупного единства” к самопологанию как целостности. Источником этого саморазвития, как показывает анализ, является самопротиворечивость вещи, т.е. ее способность воспроизводить себя как тождество взаимоисключающих процессов и тенденций (положительного и отрицательного своих определений).
Очевидно, что чем более целостна вещь, тем более полно и многообразно она проявляется в своих свойствах, т.е. тем в более сложные взаимодействия она вступает. И чем более сложны формы ее взаимодействий, тем, следовательно, дальше продвинулась вещь по пути прогрессивного развития. Думается, что такой критерий как усложнение форм взаимодействия вещи достаточно адекватно свидетельствует о возрастании ее целостности, а тем самым и прогрессивности ее изменений.
Сущность становящейся целостностью вещи, таким образом, все более полно, по мере этого становления, проявляется в ее свойствах в процессе взаимодействий. Она так соотносит свои противоположные определения, как это необходимо для увеличения полноты ее проявлений.
Конкретное отношение противоположных определений вещи, которое и позволяет сущности проявляться все более полно мы можем определить как закон данной вещи.
Поскольку сущность вещи богата и в пределе она сливается со всеми многообразием ее отношений, постольку закон -это такое основное отношение в самой сущности, которое задает способы реализации вещи, т.е. формы ее проявлений, формы ее существования. Конкретным содержанием этого отношения будет то, как преломляются внешние воздействия на вещь в ее содержании, а значит и то, как эти изменения в содержании проявляются в воздействиях данной вещи на другие.
Очевидно, что реализация закона, его проявление будут зависеть от условий существования вещи и то, насколько всякая данная вещь будет необходимой в ее условиях, т.е. во всей совокупности ее отношений также будет определять формы существования вещи. Посредством такого определения та часть действительности, фрагментом которой оказывается данная вещь, постоянно влияет на направления ее развития. Она может способствовать реализации одних форм проявления вещи и затруднять или вообще исключать другие (фирма на рынке). Все это не может не сказаться на тенденции развития вещи. Закон, таким образом, как основное существенное отношение и определяет существование вещи, но и опосредствуется им.
Как существенное отношение закон осуществляется через сложнейшее переплетение связей взаимодействия, причинных, функциональных, и прочих связей. Поэтому следует различать закон как конкретное всеообщее и его абстрактно-односторонний момент, частную форму проявления, т.е. отдельную закономерную связь. Установление закономерности явлений необходимо свидетельствует о наличии закона в их происхождении и развитии, но сама закономерность таким законом еще не является.
Это означает, следовательно, что необходимо реализуясь в явлениях, т.е. проявляясь как закономерность, закон, в то же время, не сводим к своим конкретным проявлением.Закон-это внутреннее определение проявлений вещи, которые опосредствуются внешними условиями.
Как сущность тождественна и нетождественна существованию вещи, так и закон тождественен и нетождественен ее проявлениям. Закономерность, таким образом, выражает единство внутреннего (закона) с его необходимым внешним осуществлением.
Процесс существования вещи -это процесс постоянной реализации ее сущности, т.е. проявление, полагание себя вовне, в другом, как другое, а следовательно, полагание этого другого как себя, обретение в нем своего бытия. Но это и обратный процесс, в ходе которого это другое данной вещи полагает ее как свое бытие, т.е. вещь полагается как бытие другого, а следовательно, изменяется. Существование вещи, таким образом, оказывается ее рефлексией в себя через другое, т.е. постоянным воспроизводством себя как изменяющейся.
Рефлексия вещи как ее отношение к себе самой через отношение к другому и является тем каналом, через который внешнее существование вещи влияет на протекающие в ней процессы.
Поскольку закон есть то, что задает формы реализации вещи, формы ее существования, т.е. он внутреннее определение всех ее проявлений, постольку он то, во что вещь возвращается в рефлексии.
Несводимый к своим закономерностям, т,е, своим конкретным проявлениям, закон не существует иначе как через эти проявления. И поскольку явление закономерно, постольку оно существенно, т.е. постольку оно проявление существенного свойства.
Чем органичнее, чем целостнее вещь, т.е. чем развитие ее сущность, тем полнее проявляется закон в закономерностях. И пределом развития каждой данной вещи как органической системы оказывается тот оптимум соотношения ее определений, в котором ее существенные свойства могут проявляться наиболее полно, т.е. сама вещь оказывается способной вступать в наиболее сложные для себя взаимодействия.
Достигая предела своего развития, т.е. вступая в наиболее сложные из всех возможных для нее взаимодействий, вещь исчерпывает свои возможности. Она их реализует. Но тем самым она теряет свою необходимость, а следовательно, не полагается больше как причина самой себя. Она полагается, тем самым, как предел, которой должен быть преодолен.
Переход к новой форме развития
Исследование процесса развития вещи на предшествующих этапах позволяет выявить тенденцию ее развития, т.е. доминирующее направление изменений. Поскольку изменения вещи происходят вследствии ее взаимодействий, а сами взаимодействия определяются, во-первых, законом данной вещи, а во-вторых, условиями ее существования, постольку тенденция развития т.е. доминирующее направление ее изменений будет определятся конкретным соотношением “внутреннего“ и “внешнего” ее существования.
Действительно, перевод внешних условий во внутренний план оказывается для вещи изменением ее внутренних условий, в соответствии с которым она перестраивает свои внутренние связи в рамках данной формы. Такая перестройка может осуществляться и как преобразование некоторых уже существующих связей и как образование новых, ранее не существовавших. Так, например, изменение в условиях существования вызывают изменения в функциях частей или органов; соответственно этому изменяется и морфологическое строение их, благодаря чему целостный организм выживает в иных, изменившихся условиях в процессе естественного отбора.
Понятно, что способной к таким перестройкам оказывается только необходимая в данной системе взаимодействий вещь. Именно в силу ее необходимости такая вещь оказывается системой с внутренней детерминацией. Структура такой вещи оказывается подвижной, гибкой. Сама вещь, способная к такого рода перестройкам, оказывается органичной, способной изменяясь оставаться собой, т.е. способной выдерживать противоречие вещью. Таков основной итог предшествующего исследования.
Именно такого рода вещи способны не только к приспособлению к внешним условиям, но и к преобразованию самих этих условий в соответствии с потребностями своего развития. Это очевидно уже на уровне живой природы. Так, если все изменения в организме, во всех его частях, идут в направлении лучшего приспособления к постоянно меняющимся условиям существования, то понятно, что лучше приспособленная к наличным условиям органическая система, оказывается более способной к изменению взаимодействующих с ней объектов, а тем самым и к формированию условий своего существования. Наиболее рельефно это обстоятельство проявляется на уровне социальной формы движения, когда процесс существования общества оказывается процессом производства условий этого существования.