Необходимая система, изменяя взаимодействующие с ней объекты в соответствии со своей природой, уже этим влияет на то, как измененные ей объекты будут изменять ее саму. И, соответственно, чем более целесообразна такая система, тем более она способна определять взаимодействия, их характер, т.е. так изменять взаимодействующие с ней объекты, что вызываемые ими в ней изменения будут увеличивать ее собственные функциональные возможности и степень ее организованности (например, неформальный лидер в группе).
Необходимая система, выступая ведущей стороной взаимодействий, так организует их, что процесс ее изменений осуществляется как нарастание универсализма ее организации. Процесс ее изменения, ее развития - это прежде всего процесс развития ее свойств.
Нарастание универсализма организации, увеличение полноты ее свойств, в конечном счете развитие ее сущности, приводит к тому, что в наличной для нее системе взаимодействий она уже не может реализовать своих свойств в полной мере. То есть чем выше уровень развития ее сущности, чем универсальнее ее организация, тем шире спектр еесвойств, т.е. способов, которыми она может вступать во взаимоотношения, взаимодействия. Система, таким образом, “перерастает” уровень сложности своих взаимодействий.
Это обстаятельство приводит к возрастанию активности системы, т.е. к увеличению числа ее взаимодействий, связей. Она “осуществляет поиск” таких связей, посредством которых может реализоваться.
Каждая такая система стремиться выдти за границы полагаемые ей наличным бытием, т.е. существующей системой ее взаимодействий. Ее внутренняя активность, возрастающая по мере ее изменения и позволяет характеризовать такую систему как предпосылку нового.
Как такого рода предпосылки мы можем рассматривать “пробионты”, т.е. динамически устойчивые, способные к самосохранению, росту, дроблению открытые системы”, которые “уже обладали значительно более сложной и совершенной организацией, чем статичные коацерватные капли, но были, однако, на много порядков проще, чем самые примитивные живые существа”(Опарин). Можно рассматривать как предпосылку нового и стадо австралопитеков, которое “было не просто очередной ступенью в эволюции животного мира. Оно представляло собой завершающий этап ее, всесторонне готовый (при благоприятных внешних условиях) к превращению в принципиально новое, социальное явление”(Гурьев).
Под предпосылками, таким образом, в ходе дальнейшего изложения мы будем понимать такие существенные моменты наличного бытия, которые в рамках существующего достигают предела в своем развитии, т.е. вся полнота их свойств не может быть развернута в рамках этой формы бытия, а потенция развития, их внутренняя активность “толкает” их на преодоление ограничивающих развитие условий.
В этой связи представляется важным исследование того, как осуществляется процесс формирования условий. В общем виде определение понятия условий может быть сформулировано следующим образом: условия- совокупность таких взаимоотношений системы, в рамках которых оказывается возможен процесс ее существования.
Поскольку сам процесс существования реализуется как определенные взаимодействия системы, постольку условиями оказываются такие отношения между взаимодействующими системами, которые полагают эти взаимодействия как необходимый существенный момент бытия.
В контексте такого понимания условий возможно разграничение внешних и внутренних условий. Внешними условиями можно считать всю совокупность отношений данной системы с другими, опосредствующими процесс ее существования и развития объектами. Внутренними условиями -отношения внутри системы, между частями, элементами.
Понятно, что в формирование таких отношений непосредственно включены сами системы, т.к. изменяясь в ходе взоимодействий и изменяя взаимодействующие с ними объекты, системы тем самым изменяют структуру взаимоотношений. Так, способные выступать в качестве ведущей стороны взаимодействий системы, вместе с ростом “универсализма их организации”, развитием сущности, увеличением полноты их свойств увеличивают и “степень свободы”, т.е. способность вступать во все большее количество связей и отношений. Чем более развита сущность такой системы, тем более она оказывается способной к установлению таких отношений, которые делают возможной реализацию ее новых свойств. Устанавливая такие отношения, объект создает условия своего развития, но тем самым он становится предпосылкой новой системы взаимодействий, в которых оказывается возможной реализация новых свойств.
Формированием совокупности предпосылок и системы определенных необходимых отношений -условий, завершается процесс генезиса нового. Возможность возникновения нового, новой системы взаимодействий, в ходе которых реализуется новые свойства с необходимостью становиться действительностью. Необходимость нового в том, что его возникновение подготовлено всем предшествующим развитием. И оно возникает.
Тема: Возникновение нового
В ходе генезиса, однако, формируется не просто предпосылки и условия нового, но и его возможная форма. В самом деле, поскольку предпосылками оказываются объекты, природа которых одинакова (мы не можем рассматривать как предпосылки новой системы атом и живой организм- это или атомы- предпосылки молекулы, или живые организмы-предпосылки некоторой биологической системы), то в сходных системах взаимодействий у них возникают сходные свойства, предполагающие сходные способы реализации, т.е. связи, посредством которых эти свойства реализуются.
Мы видим, таким образом, что возникновению нового предшествует более или менее длительный этап постепенного и непрерывного накопления таких изменений в наличном бытии, которые оформляются как совокупность порождающих это новое факторов. Опираясь на представление о природе этих факторов (условий, предпосылок, возможности) мы можем содержательно исследовать процесс возникновения нового.
Исследования процесса возникновения вещи предполагает обращение к проблеме начала, т.е. выяснение того, как возможно новое. Действительно, диалектика не допускает возможности беспредпосылочного начала потому, что в этом случае оно оказывалось бы бессодержательным. Но, вместе с тем, начало должно быть бессодержательным потому, что диалектическая концепция саморазвития предполагает самополагание системы, а значит самоопределение ее начала.
Противоречие, зафиксированное в формулировке проблемы является реальным противоречием процесса возникновения вещи и поэтому оно может получить адекватное решение только в логике противоречия.
Через призму этой концепции (концепции противоречия) возникновение системы предстает как процесс ее самополагания и самоотрицания одновременно. В самом деле, совокупность сформировавшихся в ходе генезиса предпосылок, существующих как отдельные самостоятельные моменты бытия, в процессе возникновения сменяются “совокупным единством” этих предпосылок, но, тем самым, предпосылки исчезают как отдельные моменты, становясь частями этого единства. То есть образование единства или полагание системой себя в качестве “зачатка” будущей целостности оказывается отрицанием отдельности предпосылок или отрицанием “состояния предпосылок”. Объяснение того, почему и как это оказывается возможным предполагает рассмотрение структуры скачка, т.е. перехода вещи из одного состояния в другое.
В общем виде такая структура представляется как уничтожение, исчезновение, разрыв старых связей и образование новых, адекватных данному уровню развития бытия. Действительно, первый акт, который совершает возникающая система- это акт появления или отрицания состояния предпосылок состоянием “совокупного единства”. Сам этот акт возникновения осуществляется как процесс установления, образования таких связей между предпосылками, посредством которых они могут реализовать новые свойства. И поскольку эти новые свойства оказываются наиболее адекватными способами реализации сущности предпосылок, постольку связи, в которых эти предпосылки реализуют свои свойства, оказываются существенными для каждой из них.
Образование связи между предпосылками не внешним для них самих актом, а их собственным делом, т.е. не внешнее для предпосылок образование или сила связывает их друг с другом, а они сами, реализуя свои внутренние потенции, устанавливают эти связи друг с другом. Каждая из них полагает каждую другую как то, в чем она сама реализует себя.
Эти внутренние для предпосылок связи поскольку они существенны для них, связывают их с друг с другом прочнее, чем каждую из них с чем-либо иным. Тем самым, установление этих связей выделяет предпосылки как некоторое единство, в котором каждая из них получает возможность реализовать свои свойства, т.е. развиваться.
Но такое единство как определенный способ бытия предпосылок в новых условиях оказывается возможным лишь в том случае, если сами предпосылки организуют это единство как стабильное, способное, существовать, а это предполагает ограничение их самостоятельности. Они уже не могут существовать как отдельные самостоятельные образования. Установлением связей единства они отрицают свою самостоятельность. То есть, если как самостоятельные отдельные образования они полагали себя как тождественные себе или определялись положительно, то установление связей единства оказывается для каждой из них отрицанием своей самостоятельности или их отрицательным определением.
Таким образом, возникновение “совокупного единства”, т.е зачатка будущей целостности, ее определение как тождественной себе или ее положительное определение оказывается отрицательным определением ее предпосылок. Система противоречива уже в момент своего возникновения.