Смекни!
smekni.com

Городской ландшафт как экскурсионный объект (стр. 11 из 12)

· Объекта №10 – Здание Самарской академии культуры;

· Объекта №11 – Сквер им. Пушкина;

1.2. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности.

Применяется при показе:

· Объекта №2 – Третья очередь набережной;

· Объекта №4 – Набережная 1-ая очередь

· Объекта №5 – Набережная – мимо Струковского сада.

· Объекта №8 – Конец ул. Куйбышева – Площадь имени В.И. Чапаева (панорамный вид на колокольни Иверского монастыря)

· Объекта №9 – Драматический театр (панорамный вид на Волгу – здание Самарского Пивзавода)

· Объекта №11 – Сквер им. Пушкина (панорамный вид на Волгу – Заволжье – Струковский сад здание Самарского Пивзавода)

Для панорамного показа могут быть использованы высокие точки, откуда открывается панорама города, реки.

1.3. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания.

1.4. Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

В нашем случае используем зрительное и словесное сравнение при показе:

Объекта №4 (фотографии старого здания водного вокзала, Приложение 5) – сравниваем с Новым речным вокзалом.

При показе объекта №6 – словесное сравнение с Летним садом в Питере.

1.5. Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы).

Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Данный прием используем при показе:

· объекта №3 – Здание управления пароходством «Волготанкер»,

· объекта №5 – конец набережной – мимо Струковского сада, расположенного на высокой террасе и круто спускающейся к улице Горького;

· объекта №7 – Выход на ул. Куйбышева (здания Дворца Пионеров и Политехнического института); Объекта №10 – Здание Самарской академии культуры (Приложение 5).

1.6. Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения.

Данный прием используем при показе:

· объекта №6 – объекты ландшафтного дизайна в Струковском саду,

· объекта №8 – памятник В.И. Чапаева;

· объекта №9 – Драматический театр.

2. Приемы рассказа – это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.

2.1. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.

Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др.

Прием экскурсионной справки используется:

· Объект №1 – Прием экскурсионной справки используется (используется информация о дате постройки и авторе проекта);

· и далее все объекты.

2.2. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов №4 и №1 (сравнение материалов, из которых построен Новый и старый речной вокзал)

В отличие от приема описания этот прием позволит дать наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.

2.3. Прием цитирования. К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет).

В нашем случае используем воспоминания архитектора М. Труфанова о строительстве Набережной (Объект №2 экскурсионного портфеля, Приложение 5).

Методика проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары» представлена в Приложении 6. Рассказ и показ экскурсионных объектов основан на индивидуальном тексте экскурсовода, который представлен в Приложении 6.

Экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс познания призвана удовлетворить потребности разных слоев жителей и гостей города Самары, влияя на эмоциональное состояние экскурсантов через чувства (ощущение, восприятие, представление) и мышление. Поэтому при проведении экскурсии на основе городского ландшафта Самары необходимо использовать такие методические приемы, которые будут усиливать эмоциональное и эстетическое восприятие объектов экскурсии.

В связи с этим в экскурсии необходимо умелое использование сочетания показа и рассказа.

При показе объектов природного и антропогенного ландшафта необходимо использовать такие методы и приемы, которые усиливают эмоциональное восприятие объектов ландшафта Самары.

Например, наличие контраста при показе объектов городского ландшафта позволит усилить впечатление и др.

Развитию мышления способствуют зрительное и словесное сравнение и переключение внимания.

В ходе экскурсии «Городской ландшафт Самары» необходимо использовать метод, использующий нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам, что так же способствует эмоциональному восприятию объектов экскурсии, а затем – развитию мышления

Использование двух форм рассказа (повествовательного и реконструктивного) позволит удерживать внимание экскурсантов на объектах природного и антропогенного ландшафта и управлять эмоциональным состоянием и процессом познания в ходе экскурсии.

Предложенные в методической разработке экскурсии по городскому ландшафту приемы и методы показа и рассказа позволят повысить удовлетворение экскурсантов от экскурсии «Городской ландшафт Самары».

Заключение

Ландшафт – природный территориальный комплекс многоступенчатого морфологического строения, состоящий из урочищ, образующих единую систему природных явлений земной поверхности.

Человек, живя в ландшафте, сильно изменил облик составляющих его частей-урочищ и даже повлиял на характер взаимосвязи между системными компонентами. Поэтому стали различать природные и измененные человеком – антропогенные ландшафты.

Взаимодействие города и природы всегда было неоднозначным и изменчивым в истории. В связи с этим город представляет собой особую структурирующую организацию физического и географического пространства, деформирующую природную пространственную структуру и создающую свою собственную – внешнюю и внутреннюю.

Город с самого своего первого появления разрушает природный ландшафт, внося изменения в его природную структуру, иногда подстраивается к нему. Он обладает собственным физическим пространством, выступает самостоятельным географическим объектом, влияет на окружающее географическое пространство, вовлекая его в разнообразные взаимосвязи.

Поэтому внутреннее пространство города можно воспринимать и как физико-географическое, и как антропологическое, организованное человеком, сообразуясь с его потребностями. Приспосабливаясь к природным условиям: климату, рельефу, местности, растительности, строительным материалам, привлекаемым в качестве материала, создающем пространство города, город создает свою местность, здания и собственную городскую телесность. Поэтому городской ландшафт неразрывно связан со свойствами пространства.

Антропогенный ландшафт – это, прежде всего, преобразование природной среды с использованием практического и теоретического опыта, с учетом эстетических качеств и мировоззрения людей.

В ландшафтном планировании существует много способов преобразования среды – это и изменение рельефа, и воссоздание заповедных зон, и обустройство рекреационных комплексов, и создание водных сооружений, и озеленение территории.

При этом многообразие природы позволяет создавать различные ландшафтные композиции. Главной особенностью при создании таких композиций является взаимосвязь естественных и искусственных компонентов. Кроме того, на формирование стилей антропогенного ландшафта поселений большой отпечаток оказывали традиции и культура различных народов.

Значение городского ландшафта в жизни города огромно, поэтому его среда является не только средством отдыха горожан, но и становиться объектом познавательной экскурсии. Это объясняется еще и тем, что в ландшафтной среде размещаются историко-культурные памятники и достопримечательные места, которые образуют узлы концентрации памятников, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории. Вокруг этих узлов формируются ареалы насыщенных, тематически связанных историко-культурных объектов.

Экскурсии, основанные на использовании связанных историко-культурных объектов в сочетании с городским ландшафтом имеют огромное познавательное значение и влияют на эмоциональное состояние экскурсантов.

Степень развития рынка экскурсионных услуг, сложность работы на нем во многом диктуется особенностями конкурентной среды туристской фирмы и потребностями экскурсантов – потребителей экскурсионных услуг.

Поэтому в дипломной работе было уделено внимание анализу турфирм и услуг, которые они предлагают на самарском рынке.