Смекни!
smekni.com

Городской ландшафт как экскурсионный объект (стр. 8 из 12)

Неокультуренная природа в городе не совместима с урбанизированной средой. Природный элемент в городской среде эстетически ценен лишь тогда, когда он обработан человеческой рукой, культурно преобразован и так же разнообразен, как и другие элементы городской среды.

Одна из главных достопримечательностей Самары и ее гордость – набережная реки Волги, с широкими тротуарами для гуляющих, фонтанами, уютными скамьями в тенистых аллеях, кафе с разноцветными шариками мороженого, спортивными кортами и площадками для футбола, тенниса, волейбола, роликов.

У Самарской набережной четыре очереди и она имеет протяженность около 5 км, являясь самой длинной в нашей стране. Эти уникальные ландшафтные комплексы с великолепным декоративным озеленением, не уступающим иному ботаническому саду, стали излюбленным местом отдыха уже не одного поколения горожан. Впрочем, даже гости города часто говорят о том, что наши набережные являются самыми красивыми и благоустроенными, и не только на всей Волге.

На протяжении всей истории Самары немалое значение придавалось ее ландшафту, благоустройству и озеленению ее территории и прилегающих к ней наиболее интересных в ландшафтном отношении мест.

Целью такой деятельности было создание благоприятных условий для жизни и отдыха населения в антропогенной ландшафтной среде.

Городу был необходим выход к Волге, к местам, наиболее притягательным в природном и эстетическом плане. Поэтому в 30-е годы встала задача постепенного благоустройства прибрежной части, в 1935 году начались проектные работы. Проектировщики стремились расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи.

Такая тенденция характерна для большинства волжских городов – Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова. По замыслам планировщиков верхняя терраса набережной должна была максимально раскрываться на Волгу и элементами озеленения связываться с нижней террасой, чтобы водное пространство и зеленые массивы как бы вдавались в тело города, в застройку.

Масштабные проектные работы развернулись с начала пятидесятых годов. Первым объектом стала набережная от улицы Вилоновской до улицы Некрасовской (1-я очередь) с включением в нее такой важной составляющей, как городской парк культуры и отдыха им. Горького (Струковский сад).

Проект второй очереди помимо строительства набережной включал застройку жилыми домами прибрежной части города: от завода «Кинап» до Куйбышевской ГРЭС и до улицы Молодогвардейской.

Территория, запланированная под вторую очередь, не пустовала, она была хаотично застроена малоэтажными деревянными домами по ранее существовавшей здесь ул. Пристанской (сейчас Волжский проспект), а непосредственно прибрежная часть была занята лесоторговыми базами и лесными баржами, складами камня, песка, конюшнями и другими хозяйственными постройками. Таким образом, город был отрезан от реки, от пляжей, и Волга была недоступна для его жителей.

В результате слаженной работы проектировщиков и строителей, город получил великолепную зону отдыха. Притягательным фактором для населения стало устройство широкого песчаного пляжа, не уступающего по своему качеству пляжам Ривьеры. Новая, лучшая на всей Волге набережная вызывала восхищение у жителей и проплывающих по Волге пассажиров, которые аплодисментами выражали свои одобрение и восторг.

Архитекторы и художники много работали над созданием цветовой гармонии ландшафта набережной. Все пространство было разбито на четыре сектора, каждый из них имел свой колер покраски садовых диванов и соответствующий ему подбор окраски цветов и цветущих кустарников. Такое решение создавало поистине сказочную красоту. В планировке бульвара набережной было предусмотрено зонирование территории с организацией зон: для тихого отдыха (подавляющая часть территории), изолированно от них – спортивных, детских площадок, площадок для ручных игр, летних кафе для продажи прохладительных напитков, мороженого и др.

Третья очередь набережной – от речного вокзала до ул. Некрасовской, т.е. непосредственно продолжающая набережную первой очереди, была спланирована после ввода в эксплуатацию нового речного вокзала и сноса старого, деревянного.

Потребовалось лишь создать зеленый бульвар с дорожками и небольшим числом малых архитектурных форм. Но, к сожалению, проект в полной мере так и не был осуществлен.

И завершает эту череду 4-я очередь набережных (иногда ее называют третьей, т.к. по сути 3-я очередь является продолжением первой), она небольшая по протяженности – от завода «Кинап» до Силикатного оврага – и связана с так называемым 4-м микрорайоном.

Антропогенный ландшафт четвертой очереди Набережной Волги отличается от ландшафта предыдущих очередей. В отличие от предыдущих набережная в этом месте располагается на крутом склоне и построена путем создания террас. Главным акцентом является площадка, выполненная в виде ладьи с большим парусом.

Таким образом, Самара в своих исторических границах получила прекрасное обрамление береговой части, создано как бы лицо города со стороны Волги.

Но на этом история набережной, как и она, сама, не заканчивается. Уже разработан проект пятой очереди в пределах Силикатного оврага и оврага Подпольщиков, изначально ориентированный на то, что новый участок набережной будет насыщен общественно-культурной инфраструктурой. Это позволит сделать его доступным и привлекательным для посещения жителями и гостями нашего города круглый год.

Таким образом, каждая часть или очередь Самарской набережной имеет свою особую историю, свою неповторимую архитектуру, ландшафт и своих постоянных посетителей. Первая очередь набережной (от улицы Комсомольской до улицы Вилоновской) собирает в тени густой зелени кленов, тополей и берез жителей старого центра Самары. Степенно прохаживающиеся пожилые пары помнят эти деревья еще совсем молодыми: они жили и росли вместе… Вторая и четвертая стали излюбленным местом отдыха золотой молодежи, предпочитающей шумные компании тихому и романтичному времяпрепровождению.

В разное время года набережная меняет свой вид. Зимой она тихая и величественная, запорошенная снегом и как бы на время уснувшая. Лишь в середине января ее спокойствие нарушается праздником крещения, когда толпы жителей устремляются в ледяные купели реки, дабы смыть свои грехи, накопленные за год и ощутить чистоту не только тела, но и души.

В начале весны она медленно пробуждается ото сна, когда тает лед на Волге, покрываются зеленым пухом деревья, трава на клумбах тянется к теплым солнечным лучам и первые пары самарцев появляются на берегах Волги.

Летом набережная бурлит и кипит насыщенной жизнью мегаполиса. Спускаясь по Полевой, еще издалека можно услышать нетерпеливые сигналы припарковывающихся у тротуара «Лад» и иномарок, перекликающиеся из разных кафе голоса поп-звезд. Здесь атмосфера активного отдыха: ролики, скейты, многоголосица за столиками, встречи знакомых. Неторопливый променад здесь менее уместен – попадаешь в общий водоворот общения, голосов, взглядов. Эта очередь набережной (от спуска с площади Славы до ул. Первомайской) любима молодежью всего города. Оживленное веселье в свете фонарей продолжается всю ночь, оставляя под утро за столиками лишь воспоминания прошлого вечера и ожидания следующего.

К середине осени бурная жизнь затихает, количество летних кафе и прогуливающихся горожан на набережной заметно уменьшается. Она готовится к зимнему отдыху, чтобы опять проснутся с первыми лучами солнца и радовать людей своей красотой.

Многие запоминают Самару по ее достаточно новому символу – белой ладье, как будто готовой к далекому плаванью по голубой глади реки вдоль величественных волжских берегов. Последняя очередь набережной с рядами голубых елей, цветущих лип, белизной скульптурных композиций, красными дорожками расположилась под спуском улицы Осипенко.

Ладья стала не только символом Самары, но и местом постоянных культурных мероприятий. Это и трансляция Грушинского фестиваля, и неизменный салют 9 мая, и проведение конкурсов, концертов и спортивных турниров., а летом 2002 г. она даже превратилась в выставку («Земля. Вид с небес»), где были показаны работы фотохудожника Яна Артоса Бертрана.

Возможно, скоро около Ладьи появится памятник Игорю Талькову. Образ русского поэта и композитора воссоздал тольяттинский скульптор Алексей Кузнецов. Одиннадцатиметровая скульптура «Набат России» станет не только памятником, но и символом нового всероссийского православно – патриотического фестиваля имени Игоря Талькова, который, по мнению многих деятелей культуры, станет не менее известным, чем Грушинский.

История набережной продолжается. Так же, как продолжается жизнь на ее бульварах и аллеях. И по-прежнему здесь будут прогуливаться достопочтенные пожилые пары, купаться, отдыхать, встречаться и влюбляться молодежь, гулять, играть и веселиться дети. А набережная, изменяясь, но, оставаясь все такой же красивой, в любое время года будет ждать их, чтобы дарить прохладу воды и тень деревьев, зелень клумб, зарево закатов и рассветов, золото деревьев, свежесть речного воздуха и зимнюю белизну оград над застывшей в ледяном плену Волгой.

Однако для объекта экскурсии «Городской ландшафт Самары» больший интерес для экскурсантов представляет все-таки первая и вторая очереди набережной Волги, так как они расположены рядом со Струковским парком, великолепным образцом городского антропогенного ландшафта.

История Струковского парка имеет удивительную и неповторимую историю. В начале XIX столетия сад принадлежал действительному статскому советнику Г. Струкову, управляющему Илецким соляным правлением в Самаре. Сад располагался в 150 саженях от Волги и занимал площадь в 2 десятины 592 кв. сажени. Здесь росли в основном дуб, осина, липа, вяз. Плодовых деревьев, кроме нескольких яблонь, почти не было. В саду находилось несколько деревянных строений и две оранжереи.