Смекни!
smekni.com

Экзистенциально-инициальная терапия Калфрида Дюркхайма (стр. 2 из 4)

“Надмировая жизнь непрерывно проявляется в языке Сути многообещающим и требовательным к работе образом. Именно так она показывает, что Суть в нас не есть продукт нашей спекулятивной фантазии. Суть переживается как способ, которым какое-то сверхчеловеческое могущество в нас говорит и действует. Чем больше человек в своем мирском Я отдален от Сути, тем больше возможность того, что однажды он обнаружит себя страдающим от этого мира” (Дюркхайм, 1969).

Таким образом, Суть человека есть способ, с помощью которого бесконечное начало человека присутствует в его конечности, обусловленной Я, или, другими словами, способ, в котором бытие в человеке стремится определенным образом, в определенной форме проявиться в мире.

Однако бытие может проявиться в человеке лишь в той мере, в какой Я позволяет ему проявиться. В этом смысле можно говорить об удачном и неудачном Я . Удачным можно считать такое Я, которое будет прозрачно для проявления бытия, а значит, и для раскрытия сущности человека. Задача каждого из нас – сформировать такое Я, которое служит бытию, а не противостоит ему.

Формы “Я”. В своей интерпретация удачной формы Я Дюркхайм близок Хайдеггеру * : “Удачной следовало бы считать лишь ту форму “Я”, в которой человек находит свое счастье и свободу как слуга и очевидец Бытия… Удачное “Я” не является противоречием для Сути, а является инструментом ее проявления в мире. Удачное “Я” означает форму человеческого существования, в которой человек может поведать миру о Сути (Дюркхайм , 1992, с.34-35)”.

Таким образом, человек, имеющий удачное Я, живет не только благодаря своему Я. Хотя он живет как Я, соотнесенное с миром, который характеризуется временем и пространством, существует он, тем не менее, на основе Сути, выходящей за рамки Я. Центром организации его восприятия остается его предметно фиксированное Я, однако оно охвачено целостностью Я становящегося, призванного демонстрировать Суть, которая ставит Я на службу бытия.

Более понятным смысл удачной формы Я становится при сопоставлении с формами неудачного Я. Форма Я, где оно само слишком преобладает, может оказаться препятствием образованию его Центра, сердцевины. Статичная природа Я затрудняет доступ к Сути. С другой стороны, там, где Я еще недостаточно сложилось, отсутствует форма, образ, посредством которого Суть способна проявиться в мире. О неудачной форме Я можно говорить, когда оно либо находится в жесткой “раковине”, либо колеблется во все стороны – без опоры, границ и направления.

Дюркхайм выделяет еще одну форму – так называемое “гармоничное Я”, которое также относит к неудачному, несмотря на его, как правило, хорошую адаптивность и успешность во внешнем мире.

“Гармоничный человек не застывает в скорлупе, приносящей страдание, и не испытывает мук, лишаясь границ. …Он умеет приспосабливаться, хорошо вписывается в любую ситуацию, причем всегда так, что это приятно и ему самому, и другим. Он умеет гибко защищать уют своего внутреннего состояния от любого вторжения как извне, так и изнутри и, так как он никого не задевает, то не любит, чтобы и его задевали. Чего ему не хватает, так это глубины. Резво плещется он на поверхности. Но его открытость и преданность лишены сердца. Он любезен, но не обязателен и без любви. Он выдает себя за отзывчивого человека, но ничего (никого) не подпускает к себе” (Дюркхайм , 1992, с.41).

Проявляясь как “гармоничный” человек, такой субъект может произвести впечатление, будто он живет в соответствии со своей Сутью. На самом же деле, ему вряд ли когда-либо удалось ее ощутить. Но однажды и для него приходит миг, когда его внезапно охватывает страх. Ему становится жутко оттого, что все слишком гладко идет. И его охватывает тягостное чувство какой-то неясной вины.

Для человека подобного рода встреча с Сутью окажется самым жестоким опытом * , ибо после столь длительного “гармоничного” существования она станет для него не избавлением от страданий, как в двух других случаях неудачного Я, а подлинным страданием. Отказаться в угоду Сути от удобной, гармоничной формы своего Я, с которой было так удобно жить, отнюдь не просто! Но если этот человек отважится на “прыжок”, то получит шанс для построения Я, прозрачного для Сути, а тем самым, как полагает Дюркхайм, и шанс на подлинное счастье.

Выделенные Дюркхаймом типы Я можно расположить вдоль шкалы, где “гармоничное Я” окажется в середине, а жесткая и мягкая его формы – по краям. Средняя форма отличается от двух крайних, прежде всего, своей адаптивностью. Однако, под углом зрения Сути, все они одинаково не аутентичны. Соответствие формы Я ее Сути Дюркхайм называет транспаренцией (прозрачностью). Прорыв из не аутентичной формы к аутентичной – трансценденцией . Причем, вновь обретенная форма – не есть нечто постоянное и устойчивое. Поскольку Суть – проявление вечно изменяющейся жизни Бытия, происходит постоянное обновление и смена застывших и ставших не аутентичными форм Я. Процесс этот часто бывает весьма болезненным. Смена формы Я – маленькая смерть, за которой следует новое рождение. Дюркхайм императивно определяет этот процесс: “ Умри и встань!”. Ясно осознавая ограниченность любой типологии, он отмечает, что случаи “чистых” типов встречаются очень редко. На практике все три типа с разной степенью выраженности могут “диалектически” присутствовать в одном человеке.

Прозрачность (транспарентность)

Транспаренция, или прозрачность, – одно из центральных понятий в концепции К.Дюркхайма, поскольку оно самым непосредственным образом преломляется в психотерапевтической практике. Цель терапии, с позиций экзистенциально-инициального подхода, – добиться состояния прозрачности пациента по отношению к своей Сути. Прозрачность означает способность слышать свою Суть, а значит, допускать ее существование в мире как изменяющей и преобразующей силы:

“Прозрачность есть Дверь к созидающей и освобождающей силе, которая целительно действует в мире. Она несет в себе перемену сознания. Прозрачность открывает сущность человека, она является трансформирующей силой, которая освобождает и делает животворящим любой акт поведения” (Дюркхайм, 1969).

Если прозрачность отсутствует, то под поверхностью скрывается пустота, и образующий порядок редуцируется, истощается, переходя в сеть “отношений” – единство Сути и бытия перерастает в структуру социальных связей. Следствием обособления от бытия, по Дюркхайму, становится характерное страдание, которое по смыслу близко к экзистенциальному вакууму (В.Франкл) и неврозу скуки (М.Босс).

Чтобы понять, что такое прозрачность какой-либо вещи, например, оконного стекла, абажура, вуали или текста и даже честности (нечестности) определенного лица, достаточно обычного взгляда, внимания или небольшого усилия ума и интуиции. Относительно прозрачности по отношению к Сути дело обстоит иным образом:

“Чтобы понять, что есть прозрачность как состояние человеческого бытия, как форма сознания и конституция человеческой личности, необходимо нечто большее. Для этого необходимо достижение определенной ступени человеческого бытия. Эта ступень может быть врожденной или быть выражением достигнутой зрелости. Прозрачность может быть плодом развития, в котором сквозь плоскость Я-Мир-сознания действительно просвечивает глубинное измерение Сути” (Дюркхайм, 1969).

По словам Дюркхайма, понять, что такое прозрачность, может только тот, кто пережил это состояние, даже если оно было преходящим, или кто, по меньшей мере, знает, что нечто подобное заложено в нем. Прозрачность как переживание – радостное и одновременно обязывающее чувство Сути, которое включает в себя понимание нового отношения к миру. Мир становится прозрачен для присутствия бытия . Блеск надмирового просвечивает через него. Причем, тот опыт бытия, который раскрывается в прозрачности, не зависит от статуса и положения человека в этом мире:

“Полнота бытия познается как власть (мощь), богатство и сила и как раз в состоянии бедности, бессилия и слабости. И таким образом, бытие в своем задающем смысл воплощении возникает как раз в полном отчаяния бессмыслии мира, входит в сознание как все пронизывающее и охраняющее единство, именно в состоянии наибольшей покинутости и одиночества. Подлинная прозрачность означает победу над миром с его опасностью, абсурдом и жестокостью и над сопутствующими им состояниями страха, отчаяния и печали” (Дюркхайм , 1992, с.67).

Поясняя феномен прозрачности, и размышляя, в частности, о локализации центра активности, о “Кто ?” в человеческом бытии, Дюркхайм опять сближается с Хайдеггером. Он утверждает, что сама прозрачность есть К т о , – “…Некто, кто для себя самого и из себя самого проницаем, или прозрачен в своей Сути. Тот, кто “в основании” есть некто, кто он есть, силой чего он может быть прозрачным. Человек есть некто, кто он есть, открытый или сокрытый, он есть только силой Сути, которой он является в своем основании” ( Дюркхайм , 1969).

Я-Ты отношения в свете прозрачности . По Дюркхайму только человек, который находится в состоянии прозрачности, способен к тому виду коммуникации, который Бубер называет “Я-Ты” отношением, а Ясперс – “экзистенциальной коммуникацией”. Созвучно М.Буберу, он утверждает, что истинный диалог между людьми возможен только в том случае, если в этом диалоге наряду с двумя элементами присутствует третий – надличностный. По Дюркхайму, это – само бытие, которое присутствует для человека в его Сути, но только если он по отношению к ней прозрачен:

“Сквозь весь свой конечный образ жизнь становится открытой в бесконечности своей длины, глубины и высоты. Мир становится прозрачным для надмирового. Вещи начинают светиться изнутри. Когда человек находится в состоянии полной прозрачности, то все, с чем он встречается, тоже становится прозрачным. Суть другого становится открытой на основе своей прозрачности, а также способа и меры понимания” (Дюркхайм , 1969).