Смекни!
smekni.com

Вексельное обращение (стр. 4 из 8)

Основанием для выдачи аваля является чаще всего соглашение (договор) между авалистом и лицом, за счет которого он дает аваль. Для действительности аваля наличие или отсутствие этого договора, его форма и содержание значение не имеют, ибо аваль является абстрактной сделкой. Будучи совершенным одним лицом и устанавливающий лишь обязанности для авалиста, аваль (сделка – целенаправленное действие) имеет значение не только для юридического факта, но и при наличии договора об авалировании – объекта вексельного (договорного) правоотношения. Особенности аваля как способа обеспечения исполнения обязательства платежа вексельной суммы состоит в том, что:

- аваль имеет применение только в вексельном праве; невозможно обеспечить авалем, например, обязательство уплаты покупной цены в договоре купли-продажи;

- аваль должен быть выполнен по специальной форме [8, глава 4];

- аваль может налагать на авалиста (кавента) только солидарную ответственность; возможность оговорок о субсидиарной ответственности исключена;

- обязательство авалиста является абстрактным и строго формальным, то есть зависит от основного обязательства только в вопросах об условиях и объеме ответственности, а также в вопросе о форме;

- аваль может обеспечивать только существующее требование;

- авалист отвечает перед всяким добросовестным векселедержателем, поручитель (гарант) же – только перед тем, в пользу кого был заключен договор поручительства;

- авалист, оплативший вексель, приобретает права на регрессный иск против того, за кого он дал аваль, и против лиц, обязанных перед ним. Никакие оговорки об изменении этого права не допускаются.

Авалирование векселей, повышая их надежность и оборотоспособность, приносит выгоду и всей национальной экономике. Вексельное обращение позволяет заменять денежные знаки, а потому векселя с высокой оборотоспособностью играют эмиссионную и при этом антиинфляционную роль. Кроме того, почти невероятно, что вексель, авалированный коммерческим банком, окажется подложным или поддельным.

Акцепт – институт свойственный только переводному векселю, так как в простом – он бы терял всякий смысл, потому, что обязательство плательщика существует с момента выдачи векселя. В тратте плательщик не является обязанным лицом до тех пор, пока он не согласиться принять на себя такую обязанность. Именно принятие плательщиком условий платежа вексельной суммы называется акцептом.

В переводном векселе изначально участвуют три лица: векселедатель (трассант), плательщик (трассат; после акцепта его принято называть акцептант) и первый векселедержатель (ремитент).

Акцепт векселя имеет факультативный характер, так как основным должником по векселю до его акцепта является трассант.

Предъявление векселя к акцепту, по общим, правилам может быть совершенно любым лицом, у которого этот вексель находиться в фактическом обладании, даже если он и не является его законным держателем. Такая формулировка вполне объяснима: трассату без разницы кто ему предъявит вексель к акцепту, так как он обязывается не в отношении этого лица, а того, кто себя легитимирует как законный держатель к сроку погашения векселя.

По общему правилу предъявление к акцепту может быть совершенно в любой день до даты предъявление к платежу, однако это не означает, что векселедержатель свободен в своем выборе. Закон Республики Беларусь «Об обращении переводных и простых векселей» [8] устанавливает определенные требования к месту и срокам предъявления к акцепту. Предъявление должно состояться в определенном месте: место жительства (нахождения) плательщика, или, если это место не значиться в тексте самого векселя, то в месте платежа.

Как уже было сказано, предъявление к акцепту является правом, а не обязанностью векселедержателя. Но в некоторых случаях предъявление обязательно должно состояться. Такое ограничение касается срока предъявления, который может быть обусловлен векселедателем, или же каждым индоссантом, если только векселедатель не обозначил, что вексель не подлежит акцепту. Указанные ограничения налагают обязанность предъявления векселя. В случаи, когда векселедатель обозначил, что вексель не может быть предъявлен к акцепту ранее назначенного срока, такая оговорка не обязывает векселедержателя предъявлять вексель к акцепту, но сокращает его права на такое предъявление ранее установленной даты.

Векселедатель может вообще воспретить предъявление векселя к акцепту, кроме случаев, когда вексель должен быть оплачен у третьего лица, либо, когда речь идет о векселе со сроком платежа «во столько-то времени от предъявления».

Особые оговорки о порядке акцепта существуют в отношении векселей «во столько-то времени от предъявления». Такие векселя должны быть предъявлены к акцепту в течение года со дня их выдачи. Векселедатель может сократить или увеличить этот срок. Эти же сроки могут быть сокращены или увеличены индоссантами.

Интересен вопрос о соотношении оговорок векселедателя и индоссантов. Анализируя такое соотношение, а также возможные коллизии между ними, приоритет может быть отдан оговоркам векселедателя и индоссантов, обременяющих векселедержателя. Все это называется «вексельной строгостью». Векселедатель в большой мере обязан по векселю, чем индоссанты, например: векселедатель может сложить с себя обязанности за акцепт, но не может сложить обязанности за платеж, тогда как любой из индоссантов оговоркой «без оборота на меня» вообще исключает себя из числа солидарно обязанных; а также с учетом «вексельной строгости» и казуальности можно предположить о формальности требований вексельных кредиторов.

Предъявление векселя к акцепту означает предложение трассату принять на себя бремя главного должника по векселю. Акцепт есть односторонняя сделка. Для него характерны общие принципы вексельного права: абстрактность, безусловность, простота, односторонность.

Процедура предъявления к акцепту состоит в следующем. Трассат может потребовать, чтобы предъявленный к акцепту вексель был вторично ему предъявлен на следующий день. Суть такой позиции международного законодательства вероятно заключается в том, чтобы за это время трассат и трассант выяснили, во-первых, обоснованность предъявленного требования об акцепте, и, во-вторых, возможность согласования погашения основного долга путем акцепта векселя трассанта (это может быть зачет взаимных требований, новация и т.д.). Между лицами, имеющими регулярные взаимные долги, может быть заключено соглашение о погашении долгов путем учинения акцепта на тратте с последующей ее оплатой.

Нормы действующего законодательства Республики Беларусь [8, 9, 12] не обзывают акцептанта ставить дату о дне первого предъявления к акцепту. Но в тоже время предъявитель векселя может требовать, чтобы трассат поставил отметку о дне первого предъявления векселя, если этот вексель подлежит оплате по предъявлении, или должен быть предъявлен к акцепту в силу особого условия (с назначением срока для акцепта). Если акцептант отказывается это сделать, то векселедержатель может опротестовать вексель, как недатированный акцептом.

Акцепт отмечается на самом векселе и подписывается акцептантом. Он выражается словами «акцептован», «заплачу» и т.п. Простая подпись плательщика на лицевой стороне векселя имеет силу акцепта.

Акцепт может быть совершен как на всю сумму вексельного долга, так и на ее часть. Причины такой позиции международного законодательства заключаются в том, что акцепт – это сугубо добровольное принятие на себя односторонней обязанности и не подкрепляется какими-то предварительными обещаниями.

Акцептовав определенную сумму, трассат принял на себя, таким образом, одностороннее обязательство. Посредством акцепта плательщик обязуется оплатить переводной вексель в срок законному держателю, даже если последний к тому моменту будет векселедатель.

Обособленным институтом вексельного права является посредничество, которому посвящены некоторые статьи Закона [8] и Правил [9]. Посредничество по векселю возможно в случаи неакцепта и неплатежа. Но с начала стоит разобрать общие положения о посредничестве.

Посредник в вексельном обязательстве фигура не часто встречающаяся. Это и понятно, потому что основная причина появление посредника в вексельном обязательстве состоит в наступлении или предположении наступления определенных обстоятельств, которые являются скорее исключением из правил, чем правило. В вексельном праве предусмотрено всего два обстоятельства, которые могут негативно сказаться на нормальном ходе отношений между векселеучастниками. Это неакцепт и неплатеж. Именно для решения, сглаживания этих «неприятных» моментов и призван служить институт вексельного посредничества.

Посредник появляется там, где произошел или может произойти отказ в акцепте и платеже. В зависимости от формы вступления посредников квалифицируют на посредников по назначению («на случай») и добровольных посредников («за честь»). В первом случаи посредник назначается векселедателем, индоссантом или авалистом путем учинения об этом особой надписи на самом векселе. В литературе название такого посредничества имеет еще название гонорирование, гонорация. Посредники называются гонорантами, а те, за которых они выступают называются гоноратами. Следующий вид посредничества наступает тогда, когда уже возникло «неприятное» обстоятельство (неакцепт или неплатеж) и появляется третье лицо, которое берет на себя односторонне обязательство по разрешению возникшей проблемы на стороне трасса или плательщика. Такой посредник называется интервентом, вид посредничества – интервенирование (intervention – вторжение). Интервент обязан в течение двух рабочих дней известить о своем посредничестве того, за кого он выступает, иначе может понести ответственность за причиненный гонорату ущерб своим бездействием.